Работ, посвященных исследованию личностных особенностей у взрослых слепых, как в отечественной, так и в зарубежной литературе очень мало. Обычно это лишь отдельные статьи или фрагменты по данному вопросу в исследованиях обзорного характера.
При анализе личностной структуры взрослых инвалидов с нарушением зрения с детства необходимо учитывать следующую характерологическую дифференциацию: личности тормозимого круга составляют 45%; возбудимого круга — 35%; смешанного характера — 20 %.
У инвалидов тормозимого круга преобладают замкнутость, малая общительность, сенситивность, робость, нерешительность. Для инвалидов возбудимого круга характерны повышенная возбудимость, раздражительность, чрезмерная аффективность с потерей чувства контроля над своими действиями, обидчивость, упрямство, эгоцентризм. Они отличаются обстоятельностью и педантизмом. Многие склонны к истерическим реакциям. У подавляющего большинства инвалидов с нарушением зрения невротические черты характера наблюдались с самого детства.
При этом такие лица обладают хорошей памятью, легко и свободно излагают свои мысли и имеют достаточно высокую общеобразовательную подготовку. Многим из них свойственны обостренное понимание морально-нравственных принципов и повышенная принципиальность. Наряду с усилением прежних личностных особенностей появляются новые черты. Так, у лиц тормозимого круга обнаруживаются отгороженность от окружающих, неуживчивость, стремление к смене работы, склонность к развитию истерических реакций. У лиц возбудимого круга отмечаются конфликтность, эгоцентризм, тенденция к развитию паранойяльных реакций. Интенсивность этих расстройств усиливается, когда дополнительно наслаивается депрессивная симптоматика преимущественно психогенного характера. В этот период обостренно переживается чувство собственной неполноценности, иногда возникают суицидальные мысли, в части случаев — сверхценные паранойяльные установки, невротические расстройства.
Патопсихологические изменения и проявления зависят от времени появления дефекта зрения и его глубины. Отсутствие зрения с раннего детства само по себе не является фактором психологическим, и слепые не чувствуют себя погруженными во мрак. Психологическим фактом слепота становится только тогда, когда незрячий человек вступает в общение с отличающимися от него зрячими людьми.
Для поздно ослепших слепота сама по себе становится мощным стрессовым фактором. Глубина и длительность реакции на слепоту зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития зрительного дефекта, от его тяжести и времени появления. Реакция у мгновенно ослепших людей — более тяжелая, чем у тех, кто потерял зрение постепенно.
Можно выделить три этапа личностного невротического реагирования на появление слепоты.
1. Острая реакция эмоционального шока в первые дни прояв
ляется в виде эмоциональной дезорганизованности, угнетенно
сти, тревоги, страха, астении, гипертрофированного представле
ния о своем дефекте.
2. Реактивный переходный период с развитием невротического
состояния наблюдается в течение первых трех месяцев. Психопа
тологическая симптоматика определяется депрессивными, тревож
но-депрессивными, ипохондрическими, истерическими, фоби-
ческими расстройствами.
3. При прогрессирующей потере зрения характерны жалобы на
перспективность, одиночество, беспомощность. Возможны суи
цидальные действия. В этот период либо происходит адаптация к
слепоте, либо развиваются патохарактерологические изменения в
структуре личности.
Изменение личности обусловлено не только сенсорной недостаточностью, но и социальными факторами. Последние оказывают положительное или отрицательное воздействие на психику больше, чем зрительная депривация, которая при реабилитационном воздействии компенсируется. Патологическое развитие личности проявляется преимущественно четырьмя типами: астеническим, обсессивно-фобическим, истерическим и ипохондрическим, аутистическим (с погруженностью в мир внутренних переживаний). При неблагоприятных условиях у поздноослепших могут нарушаться социальные связи, изменяться поведение.
Выделяют 4 фазы в процессе адаптации к слепоте: 1) фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия; 2) фаза занятия, в которой инвалид по зрению включается в деятельность с целью отвлечься от тяжелых мыслей; 3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческие возможности; 4) фаза поведения, когда складываются характер и стиль деятельности незрячего, определяющие весь его дальнейший жизненный путь.
Слепота нередко становится фактором, приводящим к нарушению социальных отношений, возникновению семейных конфликтов, изменению социального статуса человека. Она провоцирует появление у незрячего ряда специфических социально-психологических установок (избегание зрячих, иждивенческое настроение). Наиболее характерная психологическая особенность
взрослых слепых — чувство неудовлетворенности и ущербности, развившееся в результате дефекта зрения. Во многом отношение к себе и к социальному окружению формируется под влиянием социальных установок зрячих к слепым.
6.1.3. Патопсихологические особенности глухих
Психологические нарушения у взрослых людей при потере слуха во многом схожи с теми, которые наблюдаются при потере зрения, так как в обоих случаях обусловлены сенсорной деприваци-ей и изоляцией.
Взрослые люди с рано приобретенными нарушениями слуха при благоприятных социально-психологических условиях могут достигать хорошего уровня социально-психологической адаптации с редукцией нервно-психических отклонений. В других случаях, наоборот, личностная деформация увеличивается и формируется патологическое развитие личности.
Наблюдаются несколько типов патохарактерологического развития личности. Для лиц с астеническим типом личности характерны чувство тревоги, неустойчивое настроение, сенситивность, неуверенность в себе, страх перед трудностями жизни и в работе. Реактивно обусловленные декомпенсации сопровождаются вегетативно-сосудистыми нарушениями, снижением настроения, расстройствами восприятия в виде патологических ощущений и иллюзорных переживаний, идей неполноценности. Постепенно зависимость состояния от психотравмирующих ситуаций стирается, и психические аномалии становятся характерной особенностью личности. Круг интересов сужается до концентрации на собственном самочувствии и переживаниях. Нередко возникают ипохондрические, депрессивные настроения, страх общения (социофобия). Появляется повышенное внимание к самоощущениям и вопросам здоровья. Возможно формирование астено-депрессивных или ипохондрических расстройств личности. В поведении прослеживаются повышенная пунктуальность, аккуратность, приверженность к распорядку дня.
Развитие личности по возбудимому типу чаще наблюдается в дисгармоничных семьях, при наследственной отягощенности. Такие лица на фоне инфантильности, обидчивости, ранимости, мнительности проявляют повышенную требовательность, нетерпимость к окружающим, придирчивость, раздражительность. Нередко они обладают повышенным самомнением, демонстративным поведением, стремлением к чрезмерному к себе вниманию, эгоцентризмом. Такие люди трудны в общении, у них часто возникают конфликты в личной жизни и на работе.
При поздней потере слуха, в зрелом возрасте, эта беда воспринимается как тяжелая психотравма. Личностное реагирование на
потерю слуха зависит от многих факторов: личностных особенностей, возраста, быстроты снижения слуха, психологической устойчивости к стрессам, социального положения, профессии. Внезапная потеря слуха воспринимается как крушение жизни и сопровождается эмоциональной невротической реакцией. Психологическая реакция на постепенное ухудшение слуха носит менее острый характер, так как человек постепенно адаптируется к изменению здоровья. Представление о своей болезни у человека формируется в виде сплава социального и личного и затрагивает различные сферы жизнедеятельности человека и его интересы. Потеря слуха сопровождается нарушением физического, душевного и социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации. Человек при этом лишается многих индивидуальных и общественных связей, становится зависимым от своего недуга, может измениться его семейный и профессиональный статус. Отношение к потере слуха во многом зависит от возраста и социального положения. Молодые люди острее воспринимают свой дефект. Для них психологически более значимы эстетические, интимные компоненты заболевания, резонанс на его дефект со стороны знакомых и близких людей, ограничение личной свободы, профессионального роста, возникновение определенной социальной депривации.
В пожилом возрасте потеря слуха воспринимается менее болезненно, иногда — как закономерный процесс старения. В психическом состоянии наряду с усилением прежних черт или изменений личности, свойственных периоду старения, появляются и новые черты — эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения: от надежды на улучшение состояния здоровья и жизненной ситуации человек быстро переходит к отчаянию. Некоторые замыкаются на своей проблеме, стремятся к отгороженности от внешнего мира и родных или требуют к себе повышенного внимания и заботы.
Есть и другая категория людей, с противоположным отношением к своей болезни — аногностическим. Они отказываются замечать свой дефект, обвиняют окружающих, что те говорят тихо или неразборчиво, а если окружающие повышают голос, — заявляют, что «нечего кричать, они не глухие».
Социальные позиции людей, утративших слух, подразделяются на три типа: адекватная позиция, соответствующая реальному положению вещей; позиция, обусловленная переоценкой тяжести своего состояния и характеризующаяся неверием в свои возможности, слабостью побуждений, нежеланием активно включаться в реабилитационный процесс; позиция упорного нежелания изменить свой образ жизни в соответствии с изменившимися возможностями.
В ряде случаев молодые люди, недавно потерявшие слух, сами рвут свои прежние связи и самоизолируются, так как, по их мне-
нию, становятся неудобны для общения со старыми знакомыми и друзьями. В этом отношении позитивно отличаются инвалиды с детства, которые адаптированы к своему заболеванию и ограничениям и не склонны строить свое представление о себе только на основании наличия своего дефекта.
У глухих более часто, чем у здоровых людей, возникают иллюзии ориентации. Они проявляются в своеобразной дезориентировке в пространстве. Например, в транспорте у человека возникает ощущение, что он едет в обратную сторону, или в знакомой обстановке кажется, что предметы находятся не там, где обычно. При органическом поражении головного мозга наблюдаются иллюзии (парагностического типа) в виде неузнавания знакомой местности. Возможны также нарушения равновесия, координации движений, особенно в темноте. Эти явления могут сопровождаться возникновением чувства растерянности, тревоги, страха. В'ста-рости дефекты слуха усиливает интравертированность, отгороженность от внешнего мира.
Тип реагирования на болезнь будет определять поведение больного и соответственно психотерапевтическую тактику врача или социального работника, участвующих в реабилитационном процессе.
Вопросы для самоконтроля
1. Что характеризует социально-психологическое состояние челове
ка, ставшего инвалидом в зрелом возрасте?
2. Чем определяется внутренняя картина заболевания и как она влия
ет на социальную адаптацию личности?
3. Каковы особенности изменения мотивации взрослого инвалида?
4. Какова роль самооценки в жизни инвалида?
5. В чем состоят особенности межличностных отношений инвалида и
общества?
6. Какие возможны виды и стратегии поведения взрослых инвалидов?
7. Каковы психологические особенности инвалидов с нарушением зре
ния?
8. Каковы психологические особенности инвалидов с нарушением
слуха?
Литература
1. Аяександер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2002.
2. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. —Л., 1980.
3. Лшпвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.
4. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слу
ха. - М., 1987.
5. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987.
6. Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экс
пертизы и социально-трудовой реабилитации: Сборник статей. — М., 1989.
7. Смирнов А. В. Исследование глубинных психологических особенно
стей инвалидов // Социальные технологии, исследования. — 2003. — № 4.
8. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично
сти. - М., 1989.
9. Тополянский В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстрой
ства. - М, 1986.
10. Шабалина Н. Б. и др. Профессиональная реабилитация инвалидов:
Учеб.-метод, пособие для специалистов службы занятости. — М., 1997.