У учащихся 1-го класса
Проблемой формирования навыка чтения у учащихся первого класса учитель начальных классов ГУО “Турец-Боярской общеобразовательной средней школы Молодечненского района" Мамаева Светлана Евгеньевна занимается на протяжении многих лет. Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими, но сложность состоит в том, что способы чтения у них разные, т.е. первоклассники находятся на разных этапах овладения навыком чтения.
Предлагаем систему упражнений из практики учителя начальных классов С.Е. Мамаевой, направленную на преодоление трудностей, возникающих в процессе чтения, и формирование навыка чтения у первоклассников.
Светлана Евгеньевна использует в своей практике несколько групп упражнений:
1. упражнения, направленные на развитие речевого аппарата ребенка;
2. упражнения, направленные на развитие антиципации (предугадывания, предвосхищения) на различных уровнях;
3. упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста;
4. упражнения, направленные на развитие внимания и памяти ребенка;
5. упражнения, направленные на увеличение скорости чтения при чтении вслух и про себя.
Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся
Упражнение 1 “Внимание”
Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы ребенок мог сравнивать себя с другими учениками класса. Педагог заранее готовит карточки для детей, а по сигналу “Внимание!” показывает классу материал в течение 2-х секунд. Ребенок должен за это время постараться прочесть материал и записать его. По мере тренировок следует увеличивать объем материала.
Задание 1.
Детям предлагаются набор букв (от 3 до 9), например:
РВЛН
НКВДЛЗ
ЖЩВКР
МВК
ДПКЦВФТНР
ПКСЛД
ТРВКЦФДШ
РПКЦВЧСБТЖ
Задание 2.
Детям показываются знакомые слова, содержащие от 4 до 16 букв, например:
СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИЗОР, МОТОЦИКЛ, КОМАНДИРОВКА.