Совершенствование навыка чтения у учащихся 2-4 классов

Навык чтения характеризуется такими качествами, как осознанность, правильность, беглость и выразительность. Для развития этих качеств учитель начальных классов ГУО “Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Березино” Полянская Елена Андреевна использует нетрадиционные методы обучения чтению. Эффективным, по ее мнению, является метод динамического чтения. Суть его заключается в том, что дети читают глазами не буквы, слоги и слова, а целые группы слов.

Очень нравится ее ученикам игра “Кузнечик” (образование слов с “дежурными буквами, слогами”). Учитель говорит детям: “Кузнечик сел на слог в первой строке первого столбика, затем перепрыгнул на две клеточки вправо и на одну клеточку вниз. Какое слово получилось?” и т.п. Например:

ЛУ ЛО ТОР ХА
МУ ХО ЖА ЛОД
РА БА МЯК ХУ

(Хо-лод, хо-мяк, ху-тор, му-ха, жа-ло, жа-ба, жа-ра, лу-жа).

ХО О ЧУ ДА
НА ЖИ ВОД ВОЙ
МО ПРУ ДЕЖ НЫЙ
ЖЕМ ПОД РО ЖОЙ

(Мо-хо-вой, на-деж-ный, о-деж-да, чу-жой, хо-ро-вод, хо-ро-вой, хо-лод-ный, мо-жем).

Поскольку при чтении глаза ребенка движутся не только слева направо, но и наоборот, т.е. регрессивно, что, безусловно, сказывается на темпе чтения, Елена Андреевна рекомендует использовать прием чтение с закладкой. При чтении закладка двигается не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева. Закладка закрывает прочитанное слово, ребенок читает следующий слог и закрывает передвижение закладки левой рукой вправо. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение. Этот прием рекомендуется использовать для отдельных детей, которые не могут самостоятельно избавиться от регрессии.

На формирование правильности чтения значительное влияние оказывают упражнения, направленные на развитие зрительного анализа графического изображений и букв. Наиболее эффективными из них являются:

Упражнение 1. Допишите букву.

           
     
 
 
 


Упражнение 2. Определите буквы, находящиеся в неправильном положении.

               
   
   
   
 
 
 


Упражнение 3. Назовите или запишите буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

 
 


Упражнение 4. Назовите буквы, наложенные друг на друга.

       
   
 


Упражнение 5. Узнайте буквы по их зеркальному изображению.

 
 


Чтение имеет смысл только тогда, когда читающий понимает то, о чем он читает. Понимание текста складывается из понимания значений слов, грамматических форм, предложений (понимание на уровне значения) и понимания содержания текста (понимание на уровне смысла). Основным приемом, по мнению Полянской Е.А., обеспечивающим развитие осознанного чтения у учащихся начальной школы, является неоднократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: