Виды работ над текстом

1. Чтение, деление на части, составление плана.

2. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

3. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

4. Нахождение самого красивого места в рассказе или в стихотворении.

5. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

6. Чтение и нахождение предложений, которые стали пословицами или поговорками.

7. Чтение и нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя.

8. Нахождение отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

9. Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать один из трех человечков.

           
   
     
 


10. Кто быстрее найдет отрывок, прочитанный учителем.

11. Нахождение самого длинного слова в тексте.

12. Чтение и пометка непонятных слов и др.

Описанные виды работ над текстом дают хороший эффект в сочетании со специальными упражнениями, направленными на совершенствование навыка чтения.

С целью формирования у детей умения выразительно читать Елена Андреевна знакомит учащихся со знаками партитуры чтения, учит составлять ее самостоятельно, а затем и читать по составленной партитуре. Вот знаки, с которыми знакомятся дети:

2-3 класс ____/___ -короткая пауза (на счет раз) ___//___ - средняя пауза (на счет раз, два) ___///___ - длинная пауза ____¯__ -ударное слово È - чтение в слиянии ì - повышение интонации î - понижение интонации 4 класс _____-логическое ударение -_-_-_- - замедление темпа, растягивание слова ____® - убыстрение темпа ____ ^ - перелом интонации ¾ È - произнесение слова на одном дыхании, необходимо связать рядом стоящие слова

Наиболее полные и достоверные данные о навыке чтения того или иного ученика и класса в целом можно получить при индивидуальной проверке, проводимой в ходе текущего и итогового контроля. Чтобы получить какие-то фиксированные проверочные данные, обладающие значительной долей объективности, важно обозначить исходную точку отсчета, исходный рубеж. Им может стать фронтальная самопроверка (ее регулярно проводит учитель), когда ученикам предлагается читать один и тот же текст в полголоса за определенный отрезок времени.

Например, класс делится на две группы (1-й вариант, 2-й вариант), на доске записывается название произведения, раздаются листочки с напечатанным текстом. У каждого ученика на парте лежит карточка, на которой написано:

Ф.И, класс, дата

Раткевич Оксана – 3 класс, 12.04.07


Чтение вслух:

Слов -…

Букв- …

Чтение молча:

Слов - …

Букв - …


По команде учителя один из учеников (1-й вариант) начинает читать вслух (проговаривая), а второй (2-вариант) следит за его чтением. Чтение длится три минуты, затем “проверяющий” считает слова, буквы, записывая их число в карточку соседа. Затем роли в парах меняются.

Далее следует проверка чтения молча. Дети снова по команде педагога читают три минуты. Затем “проверяющие” считают слова и буквы. Пробел между словами считается одной буквой. Дети также записывают данные в карточку.

Обработка данных: дети читают три минуты вслух, три минуты молча. Чтобы получить результат чтения за одну минуту, надо число слов (букв) разделить на затраченное время. Например,

а) прочитано 130 слов за три минуты, значит, за одну минуту 130: 3 = 43,3 слова;

б) прочитано 885 букв за три минуты: 885: 3 = 295 букв за одну минуту. Длина среднего слова (ДСС) равна 6,4 знака (буквы или пробелы между словами), значит 295: 6,4 = 45,1 слова в минуту. После обработки карточка выглядит так:

Раткевич Оксана – 3 класс, 12.04.07


Чтение вслух:

Слов –130 за 3 мин: 130:3=43 сл. в мин.

Букв – 885 за 3 мин; 885:3=295 за 1 мин.

Чтение молча:

Слов –165 за 3 мин; за 1 мин 165:3=55 слов

Букв – 1056 за 3 мин; за 1 мин 1056:3=55 слов


Такая диагностика очень нравится детям, она не создает обстановки нервозности и переживания, обеспечивает высокую степень точности, позволяет иметь данные о динамике развития скорости чтения с первого по четвертый класс. Личная карточка проверки навыка чтения является прекрасным наглядным воспитательным средством для ребенка, предметом разговора педагога с родителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: