Развитие навыка чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти ребенка. Работа над ее развитием может осуществляться с помощью зрительных диктантов (И.Т. Федоренко). Протасеня Анна Антоновна использует следующий вариант их проведения:
Ø Работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание их хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного.
Ø На уроке русского языка осуществляется повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь.
Именно такая методика проведения зрительных диктантов обеспечивает максимальную грамотность детей при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха».
Удачной и оригинальной находкой педагога можно считать запись предложения детьми на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыханием влажного следа. Это организует ребят на чтение в очень быстром темпе и точное запоминание. При использовании такого упражнения важно соблюдать меру в объеме материала.
|
|
Интонационная разминка
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, понятие «выразительное чтение» многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. В начальной школе такая работа только начинается.
Протасеня А.А. начинает такую работу с учащимися с формирования у них трех умений:
Ø умения различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, интонации перечисления, завершения, противопоставления и т.д.;
Ø выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или же их сочетание);
Ø ставить логическое ударение в предложении.
Данная система работы, как показывает опыт учителя начальных классов Знаменской СШ Слуцкого района Протасени А.А., позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, начать формировать чувство языка.