Катастрофа самолета Ан-8 № 69346 произошла в результате полной выработки топлива из топливной системы, остановки двигателей в полете и попытки выполнения экипажем вынужденной посадки вне аэродрома. Авиационное происшествие явилось следствием сочетания следующих факторов:
¨ Нарушения экипажем правил подготовки к полету, что привело к вылету ВС с количеством топлива, недостаточным для благополучного завершения задания на полет.
¨ Невыполнение дежурным штурманом и диспетчером АДП аэропорта Елизово своих функциональных обязанностей в части касающейся контроля за готовностью экипажа к полету.
¨ Невыполнение экипажем правил выполнения полетов, выразившееся в непринятии решения о посадке на ближайшем аэродроме при критическом остатке топлива.
Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией
В процессе проверки организации летной работы предприятий "Авиа" выявлено:
¨ В авиапредприятии "Авиа" не внесены последние изменения в НМО и НШС ГА-86.
¨ При предварительной подготовке экипажа неполностью нашли отражение вопросы информационно-консультативного обслуживания ВС, предусмотренные указанием МГА № 568у от 28.12.90.
¨ В авиапредприятии аэродрома Чита наземные поисковые работы потерпевшего авиационные происшествия ВС организованы с нарушением требований РПА СОП.
¨ Существуют различные трактования авиационного навигационного запаса топлива в "Нормах летной годности….", НПП ГА-85 и "Инструкции экипажу самолета Ан-8".
Так, в "Нормах летной годности", кроме навигационного запаса на борту должен быть компенсационный запас топлива (для компенсации разброса характеристик воздушных судов и двигателей, неточности самолетовождения и т.п.).
В то же время в НПП ГА-85 о компенсационном запасе топлива ничего не сказано, а АНЗ должен обеспечивать полет с ВПР аэродрома назначения до запасного и полет не менее 30 мин. на высоте круга. При этом АНЗ должен быть не менее чем на один час полета для самолетов 1, 2, 3-го класса.
В "Инструкции экипажу самолета Ан-8" указано, что АНЗ должен обеспечить полет на запасной аэродром и не может быть менее 1000 кг. При этом часовой расход топлива составляет 1200 кг.
Приложение 12.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена экипажа Ан-8 69346 и диспетчером УВД ВРЦ Магоча
| Время | Кто работает | Текст |
| 21.20 | Э | Магоча-Контроль 69346 |
| Д | 69346 Магоча-Контроль | |
| Э | 346 7800 Ерофей Павлович, пролет точки 40' в 8' Букачача | |
| Д | 346 Могача-Контроль, вас понял Азимут 81 удаление 145, рейс подскажите | |
| Э | Рейс 50701 | |
| Д | А принадлежность ваша | |
| 21.27 | Э | Новосибирск |
| Д | Ясно, следуйте 7800 | |
| Э | ||
| 21.42 | Э | Могоча-Контроль 346 прохожу точку 7800 |
| Д | Понял, 7800 на выход | |
| Э | ||
| Э | Не разборчиво (…ничего не понял) | |
| Э | Могоча, борт 86623 на 10100 в 43 Мую прошел, траверза точки 4 | |
| 21.43 | Д | 86623 следовать 10100 |
| Э | Следуйте 10100 | |
| Д | 346 Могоча-Контроль | |
| 21.44 | Э | Отвечаю |
| Д | Чита спрашивает: куда следуете | |
| Э | Это кто спрашивает: Чита спрашивает. У них посадка | |
| 21.47 | Д | 346 Могоча |
| Э | Отвечаю 346 | |
| Д | Нажатие дайте | |
| Э | Даю нажатие | |
| Д | Прямой 245, удаление 60, ой 40 | |
| Э | 346, понял | |
| Э | А прямой истинный | |
| Д | Да | |
| Э | Ну понял | |
| 21.48 | Д | Контрольный, у нас на Букачачу 249 |
| Э | Ясно, не далеко еще отошли | |
| 21.52 | Э | Могоча 346 место дайте |
| Д | 346 Могоча нажатие дайте | |
| Э | Даю нажатие | |
| Д | Прямой 248 удаление 70 | |
| 22.10 | Д | 346 Могоча |
| Э | 346 травера Букачачи 7800 | |
| Д | Букачачу подтверждаю, на трассе удаление 200 работайте с Читой 134,9. До свидания. |
Приложение 12.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена между экипажем Ан-8 № 69346 и диспетчерами РЦ "Круга" и "Посадки" аэропорта Чита
| Время | Кто работает | Текст |
| 22.12 | Д | Помогите борт ему, я не слышу его |
| Э | "Чита-Контроль", - 69346, траверз Букачачи 7800, к Вам на схему 46 минут | |
| Д | 69346 – "Чита-Контроль", следуйте 7800, встречный 9100, снижение по расчету 3600 рубеж 60 доложите | |
| Э | 346, понял 7800 | |
| 22.13 | Д | 346, Ваш рейс 50701? |
| Э | ||
| Д | Тут Вашего рейса у нас в плане нет | |
| Э | Не разборчиво | |
| Д | Не знаю всем пятизначным, давали отказ, ни один к нам не шел, сейчас должны выяснить и кто Вам давал согласие на прием | |
| Э | Петропавловск | |
| 22.16 | Д | 69346, удаление 250, на трассе |
| Э | 346, понял | |
| 22.26 | Э | 346, удаление подскажите |
| Д | Удаление, да? | |
| Э | Да, да | |
| Д | На трассе 180, снижайтесь 3600 | |
| Э | 3600, 346 | |
| 22.41 | Э | 346, разрешите курс к четвертому |
| Д | Курс к четвертому берите, у Вас какой сию азимут? | |
| Э | У нас "Михаила" нет | |
| Д | Прямой пеленг у Вас 61 град., высота какая у Вас? | |
| Э | 4100 пересекаю | |
| 22.43 | Э | 346, 3600 |
| Д | Удаление 55, работайте с "Кругом" 122,0 "ДПК", "Посадка" | |
| 22.43 | Э | "Чита-Круг", 69346, 3600 курс к четвертому, информацию "Федор" прослушал. Давление 703, заход по курсо-глиссадной |
| Д | 346, снижайтесь 2400, к 4-ому развороту (….не разборчиво) | |
| Э | Какую высоту? | |
| Д | ||
| Э | Занимаю 2400, 346 | |
| 22.47 | Э | 346, 2400 |
| Д | 346, удаление 32, азимут 85, снижайтесь 1000 метров к четвертому развороту | |
| Э | 346, эшелон перехода 2400, давление 703, 703 мм. установил, высота 1770, 1000 занимаю | |
| Д | 346, понял | |
| 22.50 | Д | 346, высота? |
| Э | 1000, пересекаю сейчас? | |
| Д | 346,14 км удаление, в глиссаде, работайте с "Посадкой", 118,1 | |
| 22.51.12 | Э | "Чита-Посадка", 69346 |
| 22.51.15 | Д | 69346 – "Чита-Посадка" |
| 18-20' | Э | В глиссаде шасси выпущено к посадке готовы |
| 21-25' | Д | 69346 – "Чита-Посадка", удаление 11 км, посадку разрешаю |
| 28' | Э | Посадку разрешили 346 |
| 22.54.15' | Д | 69346 – "Чита-Посадка" |
| Д | 69346 – "Чита-Посадка" | |
| Д | 69346 – "Чита-Посадка" |






