Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. Комментируемая статья определяет предмет регулирования комментируемого Закона (ч. 1) и цель данного Закона (ч. 2). С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

В рамках определения предмета регулирования комментируемого Закона в ч. 1 статьи указано, что данный Закон устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии. В изложенной части воспроизведена преамбула к Закону 2001 г. о трудовых пенсиях, предусматривавшая, что данным Законом в соответствии с Конституцией РФ и Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Первоначально в законопроекте, принятом в качестве комментируемого Закона, рассматриваемые положения также проектировались в его преамбуле, но в ходе работы над законопроектом были перенесены в самостоятельную статью. Тем самым учтены предъявляемые к преамбулярной части федерального закона требования, согласно которым преамбула не содержит самостоятельные нормативные предписания и не формулирует предмет регулирования законопроекта (см. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленные письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. N вн2-18/490 <1>).

--------------------------------

<1> СПС.

Подобно рассматриваемым положениям сформулирован предмет регулирования в ст. 1 Закона 2014 г. о накопительной пенсии: данным Законом в соответствии с Конституцией РФ и Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании устанавливаются основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.

Приведенные положения в части отсылки к Конституции РФ подразумевают нормы ст. 7 и 39 данного акта. Так, в ст. 7 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя определено следующее: Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

В части 1 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В части 2 этой статьи указано, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Круг лиц, имеющих право на страховую пенсию, определяется их включением в систему ОПС в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. С учетом этого в ч. 1 комментируемой статьи закреплено, что комментируемый Закон регламентирует перечисленные в данной части вопросы в соответствии не только с Конституцией РФ, но и Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. О соотношении предметов регулирования комментируемого Закона и Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении см. комментарий к ст. 2 Закона.

2. В положениях ч. 2 комментируемой статьи определена цель комментируемого Закона - это защита прав граждан РФ на страховую пенсию, предоставляемую на основе ОПС с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Обращает на себя внимание то, что данные положения имеют в значительной своей части декларативный характер. В связи с этим представляется уместным напомнить, что эти положения, как говорилось выше, первоначально проектировались в преамбуле законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона. Кстати говоря, цель Закона 2001 г. о трудовых пенсиях в его тексте не формулировалась. В Законе 2014 г. о накопительной пенсии цель этого Закона также не сформулирована.

Следует также упомянуть, что первоначально проектировались также следующие положения, которые не вошли в комментируемый Закон: в данном Законе решаются задачи обеспечения действия конституционных принципов справедливости и равенства в сфере пенсионного обеспечения, создания гарантий достойной жизни лицам, получающим страховые пенсии, обеспечения правовой определенности и связанной с ней предсказуемости политики государства в сфере пенсионного обеспечения, которая позволяла бы участникам соответствующих правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В упомянутой выше (см. введение) Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р, определены основные цели и задачи развития пенсионной системы.

Так, в качестве основных целей развития пенсионной системы названы:

гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Среди задач развития пенсионной системы перечислены:

обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;

развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

Комментарий к статье 2

1. В комментируемой статье говорится о правовом регулировании в области страховых пенсий. Данная статья воспроизводит положения ст. 1 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, посвященные законодательству РФ о трудовых пенсиях, но есть и нововведение. Так, ч. 1 комментируемой статьи непосредственно определяет состав законодательства РФ о страховых пенсиях, в то время как в Законе 2001 г. о трудовых пенсиях о составе законодательства РФ о трудовых пенсиях речь не шла.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в состав законодательства РФ о страховых пенсиях входят:

комментируемый Закон. Предмет регулирования данного Закона определен в ч. 1 его ст. 1 - он в соответствии с Конституцией РФ и Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии (см. комментарий к указанной статье);

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <1>, который, как установлено в ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ <2>), в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;

Закон 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, который в соответствии с его ст. 1 устанавливает основы государственного регулирования ОПС в России, регулирует правоотношения в системе ОПС, а также определяет правовое положение субъектов ОПС, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов ОПС;

Закон 2009 г. об обязательных страховых взносах, который, как предусмотрено в ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ), регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на ОПС, ФСС России на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах;

Закон 1996 г. об учете в системе ОПС, который согласно его преамбуле (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях;

другие федеральные законы. То, что в состав законодательства РФ о страховых пенсиях входят только акты федерального законодателя, предопределено соответствующими конституционными нормами, а именно: положениями п. "в" и "е" ст. 71 Конституции РФ, относящими к вопросам исключительного ведения России такие вопросы, как регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление основ федеральной политики в области социального развития России; положением ч. 1 ст. 76 Конституции РФ, устанавливающим, что по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

<2> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739.

Законодательство РФ о накопительной пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона 2014 г. о накопительной пенсии состоит из данного Закона, Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, Закона 2009 г. об обязательных страховых взносах, Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", Закона 1996 г. об учете в системе ОПС, Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с комментируемым Законом, а также что изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Закон. Соответственно, определено исключительно центральное, системообразующее место комментируемого Закона в системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения, охватываемые сферой действия данного Закона. Точно такие же положения в отношении правового регулирования в области трудовых пенсий были закреплены в п. 1 ст. 1 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях.

Рассматриваемые положения согласуются с нормой п. 2 ст. 9 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которой (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) установление и выплата обязательного страхового обеспечения по ОПС осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", комментируемым Законом, Законом 2014 г. о накопительной пенсии и Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (см. комментарий к ст. 6 Закона).

3. Часть 3 комментируемой статьи указывает, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. При этом на случай, когда международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные комментируемым Законом, указано на применение правил международного договора РФ. Ранее в Законе 2001 г. о трудовых пенсиях предусматривались (п. 1 ст. 1) лишь последние из указанных положений.

Данные положения закреплены соответственно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которой установлено следующее: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <1>, под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного; содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

--------------------------------

<1> РГ. N 244. 2003. 2 декабря.

Основным соответствующим документом в сфере пенсионного обеспечения является Международный пакт о гражданских и политических правах <1>, который принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., подписан от имени СССР 18 марта 1968 г. и ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII <2>. В то же время согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС России от 5 ноября 2003 г. N 343-О <3>, названный Пакт, закрепляя обязанность государства обеспечить каждому человеку достаточный жизненный уровень, не уточняет, какие именно меры надлежит принять по обеспечению такого уровня. Соответственно, определение условий и порядка реализации конституционного права на социальное обеспечение, в том числе установление размеров пенсий, отнесено к компетенции федерального законодателя.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

<2> Ведомости ВС СССР. 1973. N 40. Ст. 564.

<3> ВКС РФ. 2004. N 1.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <1>. Согласно положениям названного Закона (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ <2>) понятием "международный договор РФ" охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями, иными обладающими правом заключать международные договоры образованиями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

<2> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6079.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Разъяснения этих положений даны в п. 5 Постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" <1> и п. 3 названного выше Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5.

--------------------------------

<1> РГ. N 247. 1995. 28 декабря.

Необходимо иметь в виду, что не любой межправительственный акт является международным договором РФ. Это международные акты, которые составляются, как правило, в форме деклараций, меморандумов, совместных заявлений, планов и программ сотрудничества и которые не содержат юридически обязывающих положений. Порядок подготовки, принятия решений о подписании и подписания от имени Правительства РФ с правительствами иностранных государств либо с международными организациями или их органами международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами РФ, регламентирован Положением о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2003 г. N 79 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 647.

На официальном сайте ПФР (http://www.pfrf.ru) размещался следующий перечень международных договоров РФ:

1) соглашения, подписанные и ратифицированные Россией:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгария о социальном обеспечении от 27 сентября 2009 г., вступивший в силу 20 марта 2010 г.;

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. (его участниками являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина);

Временное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г.;

Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.;

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 г.;

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г.;

2) соглашения, подписанные и ратифицированные СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство - правопреемник СССР):

Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;

Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.;

Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.;

Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г. (с 1 января 2009 г. прекратило свое действие в отношениях между Российской Федерацией и Чешской Республикой и продолжает действовать в отношениях между Российской Федерацией и Словацкой Республикой).

Там же указано на следующие административные соглашения, направленные на реализацию международных соглашений (договоров) РФ:

Административное соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., подписанного 12 мая 1995 г.;

Соглашение между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 г., подписанного 5 ноября 2002 г.

Следует упомянуть, что существует целый ряд конвенций Международной организации труда, касающихся тех вопросов, которые охватываются предметом комментируемого Закона, однако Россия ратификацию этих конвенций не осуществляла. Речь идет, прежде всего, о Конвенции 1967 г. N 128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца, а также о Конвенции 1933 г. N 35 о страховании по старости в промышленности и т.д., Конвенции 1933 г. N 36 о страховании по старости в сельском хозяйстве, Конвенции 1933 г. N 37 о страховании по инвалидности в промышленности и т.д., Конвенции 1933 г. N 38 о страховании по инвалидности в сельском хозяйстве, Конвенции 1933 г. N 39 о страховании на случай потери кормильца в промышленности и т.д., Конвенции 1933 г. N 40 о страховании на случай потери кормильца в сельском хозяйстве.

4. В части 4 комментируемой статьи, в точности воспроизводящей положения п. 3 ст. 1 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (аналогичные положения закреплены в ч. 2 ст. 2 Закона 2014 г. о накопительной пенсии), указано, что в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. Иначе говоря, в отдельных нормах комментируемого Закона федеральный законодатель делегирует Правительству РФ полномочие по изданию постановлений, регулирующих те или иные вопросы, составляющие предмет регулирования данного Закона.

Правительство РФ, как установлено в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч. 3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ) <1> установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1.

Часть 4 комментируемой статьи также предусматривает, что в целях единообразного применения комментируемого Закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения. При этом полномочие по определению порядка издания таких разъяснений делегировано Правительству РФ. Такие же положения были закреплены в п. 3 ст. 1 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, на основании которого Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257) <1> с целью единообразного применения комментируемого Закона Министерству труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) предоставлено право издавать по согласованию с Пенсионным фондом РФ (ПФР) и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти соответствующие разъяснения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 328; www.pravo.gov.ru, 2013, 29 марта.

5. Положения ч. 5 комментируемой статьи разграничивают предметы регулирования комментируемого Закона, с одной стороны, и Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, Закона 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, с другой стороны. В частности, указано, что двумя последними из названных Законов регулируются порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Такие положения содержались в п. 4 ст. 1 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), в которых говорилось о регулировании названными Законами порядка установления и порядка выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета.

Рассматриваемые положения согласуются с п. 1 ст. 1 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, которым установлено следующее: пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с данным Законом; пенсионное обеспечение не предусмотренных данным Законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами; изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных данным Законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

Такими "другими" федеральными законами наряду с Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, действие которого распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей являются также Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (Федеральным законом от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ изложен полностью в новой редакции) <1> и Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" <2> (о последнем из названных Законов см. комментарий к ст. 15 Закона).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; 1999. N 28. Ст. 3466.

<2> СЗ РФ. 2011. N 23. Ст. 3266.

6. В части 6 комментируемой статьи установлено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.

Такие же положения были закреплены в п. 5 ст. 1 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, только в нем вместо понятия бюджетных ассигнований бюджетов использовалось понятие средств бюджетов. Как отмечалось в Определении КС России от 15 июля 2010 г. N 1050-О-О <1>, данный пункт наделяет органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по осуществлению - с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, стабильности и гарантированности прав граждан - самостоятельного правового регулирования отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ, включая определение оснований, условий, порядка предоставления дополнительных пенсий, а также их размеров.

--------------------------------

<1> СПС.

Аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 7 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении: условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Таким же образом в ст. 12 Закона 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ <1>), предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут устанавливать за счет средств собственных бюджетов дополнительные социальные гарантии для пенсионеров из числа лиц, указанных в п. "а" ст. 1 данного Закона, и членов их семей, проживающих на территории РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6232.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 3

Комментируемая статья определяет понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

В отношении данных в комментируемой статье определений необходимо отметить следующее.

Страховая пенсия (п. 1).

Определение ключевого понятия "страховая пенсия" содержит в себе три основных момента: 1) названа форма страховой пенсии - это ежемесячная денежная выплата; 2) перечислены цели осуществления таких выплат - компенсация застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц; 3) указано, что право на страховую пенсию определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными комментируемым Законом.

В пункте 1 комментируемой статьи также определено, что наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в указанных в рассматриваемом определении случаях предполагаются и не требуют доказательств. Изложенная презумпция соответствует установленным в ст. 8 и 9 комментируемого Закона условиям назначения страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности. Эти статьи в качестве условий назначения названных пенсий наступление нетрудоспособности или утрату заработной платы не предусматривают. Достаточно лишь достижения лицом установленного возраста (наступления старости) при наличии соответствующего страхового стажа и ИПК или признание в установленном порядке лица инвалидом I, II или III группы (см. комментарии к указанным статьям).

Положения п. 1 комментируемой статьи закреплены в точности так же, как в ст. 2 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) давалось определение понятия "трудовая пенсия": ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Аналогичным образом в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона 2014 г. о накопительной пенсии дано определение понятия накопительной пенсии - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению определено в ст. 2 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) следующим образом: ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Страховой стаж (п. 2).

Согласно п. 2 комментируемой статьи понятие "страховой стаж" определяется как учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Точно такое же определение данного понятия было дано в ст. 2 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, в котором говорилось о периодах работы и (или) иной деятельности, учитываемых при определении права на трудовую пенсию.

Понятие страхового стажа не совпадает с понятием общего трудового стажа. Как отмечалось КС России (см., напр., Определение от 10 июля 2003 г. N 252-О <1>), под страховым стажем, о котором говорилось, в частности, в ст. 2, 11 и 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, а также в п. 1 ст. 7 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии; понятие же "общий трудовой стаж" применяется в данных Законах для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан.

--------------------------------

<1> ВКС РФ. 2003. N 6.

В Законе 1996 г. об учете в системе ОПС наряду с понятием страхового стажа использовано понятие профессионального стажа застрахованного лица, определенное в его ст. 1 (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) как суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались пенсионные взносы в соответствии с договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Закон 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении использует понятие "трудовой стаж", которое в его ст. 2 (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) определено как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной комментируемым Законом.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (п. 3). Стоимость пенсионного коэффициента (п. 4).

Понятия "индивидуальный пенсионный коэффициент" (в настоящем Комментарии обозначается как ИПК) и "стоимость пенсионного коэффициента" являются ключевыми нововведениями комментируемого Закона, которые определены соответственно в п. 3 и 4 комментируемой статьи:

"индивидуальный пенсионный коэффициент" - как параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Примечательно, что в первоначальном варианте законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, понятие ИПК предлагалось определить попроще - как параметр, отражающий индивидуальный вклад застрахованного лица в систему ОПС и учитываемый при установлении страховой пенсии;

"стоимость пенсионного коэффициента" - как стоимостный параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет ПФР в соответствующем году, и общей суммы ИПК получателей страховых пенсий.

Реализация нововведений в отношении лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 г. установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом 2001 г. о трудовых пенсиях, регламентирована положениями ст. 34 комментируемого Закона о перерасчете размеров страховых пенсий по документам выплатного дела (см. комментарий к указанной статье).

В свою очередь, в комментируемой статье не воспроизведены положения ст. 2 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, в которых были даны определения таким понятиям, как "расчетный пенсионный капитал", "индивидуальный лицевой счет", "специальная часть индивидуального лицевого счета", "пенсионные накопления" и "ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости".

Два последних из указанных понятий использованы с соответствующей трансформацией в Законе 2014 г. о накопительной пенсии, в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 3 которого и даны соответствующие определения:

средства пенсионных накоплений - это совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования;

ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - это показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Установление страховой пенсии (п. 5). Корректировка размера страховой пенсии (п. 7).

В пункте 5 комментируемой статьи определено, что понятием "установление страховой пенсии" охватываются такие процедуры, как назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Соответственно, это определение в большей степени носит юридико-технический характер.

Данные положения закреплены в точности так же, как в ст. 2 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ <1>) давалось определение понятия "установление трудовой пенсии": назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Аналогичным образом в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона 2014 г. о накопительной пенсии определено, что установление накопительной пенсии - это назначение накопительной пенсии и корректировка ее размера.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 27. Ст. 3265.

Пункт 7 комментируемой статьи дает определение понятия "корректировка размера страховой пенсии" - это повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. В Законе 2001 г. о трудовых пенсиях использовалось понятие корректировки размера трудовой пенсии, но определение этому понятию не давалось. В комментируемом Законе понятие корректировки размера страховой пенсии имеет новое содержание, обусловленное нововведением о стоимости пенсионного коэффициента, что и нашло свое отражение в п. 7 комментируемой статьи.

Фиксированная выплата к страховой пенсии (п. 6).

Понятие "фиксированная выплата к страховой пенсии" является нововведением комментируемого Закона, определяется в п. 6 комментируемой статьи как обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным Законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии. Как отмечалось авторами законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, устанавливаемая к страховой пенсии фиксированная выплата рассчитывается по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством; при установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

Выплатное дело (п. 8).

Понятие "выплатное дело" также является нововведением комментируемого Закона, которое определено в п. 8 комментируемой статьи как комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством РФ. В Законе 2001 г. о трудовых пенсиях использовалось иное понятие - "пенсионное дело", при этом определение этому понятию в названном Законе не давалось.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

Комментарий к статье 4

1. В комментируемой статье определены лица, имеющие право на страховую пенсию. Почти точно такие же положения, определяющие лиц, имеющих право на трудовую пенсию, содержались в ст. 3 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях. Ряд подобных положений закреплен в ст. 4 Закона 2014 г. о накопительной пенсии, определяющих лиц, имеющих право на накопительную пенсию, о чем подробнее сказано ниже.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что право на страховую пенсию имеют лица, одновременно соответствующие следующим требованиям: лицо имеет гражданство РФ, лицо застраховано в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании и соблюдены условия, предусмотренные комментируемым Законом.

Как наряду с прочим определено в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <1>, гражданство РФ - это устойчивая правовая связь лица с Россией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Согласно ст. 5 названного Закона гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного Закона (т.е. на 1 июля 2002 г.); б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с данным Законом. В статье 6 названного Закона соответственно положениям ч. 2 ст. 62 Конституции РФ в отношении двойного гражданства предусмотрено следующее: гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (п. 1); приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (п. 2).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

Согласно ст. 7 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании застрахованные лица - это лица, на которых распространяется ОПС в соответствии с названным Законом. Там же (в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ <1>) установлено, что застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории РФ:

работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

священнослужители;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с данным Законом.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru, 2014, 30 июня.

Условия, о которых говорится в ч. 1 комментируемой статьи, предусмотрены: условия назначения страховой пенсии по старости - в ст. 8 данного Закона; условия назначения страховой пенсии по инвалидности - в ст. 9 данного Закона; условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца - в ст. 10 данного Закона. Это так называемые специальные условия назначения страховых пенсий в зависимости от их вида по отношению к общим условиям назначения страховых пенсий, определенным в комментируемой статье.

Право на накопительную пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона 2014 г. о накопительной пенсии имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом 2014 г. о накопительной пенсии.

2. Статья 10 комментируемого Закона предусматривает право на страховую пенсию по случаю потери кормильца для нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении, а также для отдельных из таких лиц независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Соответственно, право на страховую пенсию по случаю потери кормильца не зависит от того, застраховано ли лицо, претендующее на такую пенсию, в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. Исходя из этого, в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 10 комментируемого Закона.

3. В части 3 комментируемой статьи указано, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (о соответствующих международных договорах РФ см. комментарий к ст. 2 Закона). Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 4 Закона 2014 г. о накопительной пенсии в отношении права иностранных граждан и лиц без гражданства на накопительную пенсию. Такие же положения в отношении права на трудовую пенсию были закреплены в ч. 3 ст. 3 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, но в отличие от них в ч. 3 комментируемой статьи уточнено, что иностранные граждане и лица без гражданства обладают указанным правом на страховую пенсию при соблюдении ими условий, предусмотренных комментируемым Законом.

Как отмечалось в Определении КС России от 18 декабря 2007 г. N 961-О-О <1>, норма ч. 3 ст. 3 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях носит гарантийный характер и не затрагивает права иностранных граждан, проживающих за пределами России. В Определении от 4 марта 2004 г. N 146-О <2> КС России указал, что данная норма и аналогичная норма п. 1 ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства.

--------------------------------

<1> СПС.

<2> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2806.

Согласно определениям, данным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> (такие же определения содержатся в ст. 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"):

иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Там же определено, что постоянно проживающий в России иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство (с учетом п. 2 указанной статьи речь идет и о лице без гражданства). Понятие же вида на жительство определено как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию. При этом указано, что вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

В письме ПФР от 26 декабря 2003 г. N ЛЧ-09-25/13577 "О соблюдении законодательства при назначении трудовой пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства" <1> отмечалось, что нормы ст. 3 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях и ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" являются исчерпывающими основаниями для вынесения положительного либо отрицательного решения по вопросу предоставления права на трудовую пенсию иностранным гражданам и лицам без гражданства; законность возложения на иностранных граждан и лиц без гражданства обязанности по предъявлению вида на жительство при установлении им пенсии (как документа, подтверждающего постоянное проживание на территории РФ) проверялась в ВС России, Определением Кассационной коллегии которого от 18 сентября 2003 г. N КАС03-407 признано соответствующим законодательству РФ данное требование и отмечено, что "получение вида на жительство (т.е. приобретение статуса постоянно проживающего на территории РФ) как условие для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу закона".

--------------------------------

<1> СПС.

Статья 5. Право на выбор пенсии

Комментарий к статье 5

1. Комментируемая статья, посвященная праву на выбор пенсии, воспроизводит с терминологическими изменениями положения ст. 4 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, - а речь идет о страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца (см. комментарий к ст. 6 Закона) - в соответствии с комментируемым Законом устанавливается одна пенсия по их выбору. Такие же положения содержались в п. 1 ст. 4 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, но в них говорилось о трудовых пенсиях различных видов - трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Аналогичное общее правило закреплено в п. 2 ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении: гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это же общее правило содержится и в ч. 1 ст. 7 Закона 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу (в ред. Федерального закона от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ <1>): лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных указанной ст. 7 и Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 26. Ст. 3247.

2. В части 2 комментируемой статьи указано на возможность одновременного получения в случаях, предусмотренных Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с данным Законом, и страховой пенсии в соответствии с комментируемым Законом. Тем самым воспроизведены положения п. 2 ст. 4 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, в которых говорилось о возможности одновременного получения пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии).

Случаи, о которых идет речь, перечислены в ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, согласно п. 3 которой (здесь и далее в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 названного Закона, и страховая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная ст. 16 названного Закона, и страховая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 названного Закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 названного Закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 названного Закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 названного Закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу;

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 названного Закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 названного Закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 названного Закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 названного Закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу;

5) гражданам, указанным в подп. 11 п. 1 ст. 10 названного Закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 названного Закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 названного Закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 названного Закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная ст. 16 названного Закона, и страховая пенсия по старости;

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 названного Закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная ст. 17.1 названного Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Кроме того, в соответствии с п. 5 - 8 ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении:

федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным Законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с комментируемым Законом (п. 5);

военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных комментируемым Законом, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом (п. 6). Этот же случай предусмотрен в ч. 4 ст. 7 Закона 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, согласно которой (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) лица, указанные в ст. 1 названного Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с комментируемым Законом;

граждане из числа космонавтов при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных комментируемым Законом, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом 2001 г. о трудовых пенсиях (п. 7);

граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным Законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с комментируемым Законом (п. 8).

Необходимо упомянуть, что согласно правовой позиции КС России, впервые выраженной в Определении от 11 мая 2006 г. N 187-О <1>, а затем неоднократно подтвержденной в других его определениях, установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, предоставляющего возможность одновременного получения двух пенсий, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу граждан, пользующихся такой льготой, и потому не может расцениваться как нарушение положений Конституции РФ о социальном характере Российского государства, в обязанности которого входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека как высшей ценности, в том числе в социальной сфере.

------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: