Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

Комментарий к статье 11

1. Комментируемая глава регламентирует исчисление страхового стажа, понятие которого определено в п. 2 ст. 3 комментируемого Закона как учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Соответственно, включаемые в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, определены в комментируемой статье, а включаемые в страховой стаж иные периоды - в следующей статье. Как неоднократно отмечалось КС России, институт страхового стажа не тождественен институту общего трудового стажа (см. комментарии к ст. 3 и 13 Закона).

В части 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона (т.е. гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании; см. комментарий к указанной статье), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Точно такие же положения содержались в п. 1 ст. 10 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях. При этом п. 2 ст. 29 данного Закона устанавливал, что при применении этого Закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

Постановлением КС России от 10 июля 2007 г. N 9-П <1> п. 1 ст. 10 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях и абзац 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 407 <2> (согласно указанной норме поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов):

признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой во взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, они направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы ОПС на основе страховых принципов и исполнения обязательств ПФР перед застрахованными лицами;

признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 29. Ст. 3744.

<2> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2311.

Указанным Постановлением также предписано федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

Как отмечено в Определении КС России от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О <1>, из содержания Постановления КС России от 10 июля 2007 г. N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу комментируемого Закона), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 г.), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

--------------------------------

<1> ВКС РФ. 2008. N 1.

Постановлением КС России от 19 ноября 2012 г. N 27-П <1> признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 7 ст. 20 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 29.1 и п. 1 и 3 ст. 30 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях в их взаимосвязи в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и по крайней мере не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2012. N 48. Ст. 6745.

Указанным Постановлением также предписано федеральному законодателю - исходя из требований Конституции РФ и основанных на них правовых позиций КС России, изложенных в данном Постановлении, - определить специальный порядок пенсионного обеспечения нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, с тем чтобы гарантировать им надлежащую социальную защиту как лицам, правовой статус которых производен от конституционно-правового статуса судьи.

2. В части 2 комментируемой статьи закреплено правило, позволяющее включать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона (т.е. гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании; см. комментарий к указанной статье), за пределами территории РФ: либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ (о соответствующих международных договорах РФ см. комментарий к ст. 2 Закона); либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении.

Точно такие же положения были закреплены в п. 2 ст. 10 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, причем отсылка была сделана непосредственно к ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании.

Указанная ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании регламентирует добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. В подпункте 1 п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ <1>) предусмотрено, что граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1942.

Как отмечено в Определении КС России от 15 января 2009 г. N 188-О-П <1>, самостоятельная уплата страховых взносов в бюджет ПФР в порядке ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании выступает в качестве основания включения в страховой стаж периодов работы, выполняемой застрахованными лицами за пределами территории РФ, лишь в случаях, когда иной порядок уплаты страховых взносов в отношении данной категории застрахованных лиц не предусмотрен законодательством или международными договорами.

--------------------------------

<1> ВКС РФ. 2009. N 4.

Этим же Определением КС России установлено, что п. 2 ст. 10 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан РФ, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в ПФР.

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

Комментарий к статье 12

1. В комментируемой статье определены периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 комментируемого Закона, - так называемые иные или нестраховые периоды, т.е. периоды, за которые не уплачивались страховые взносы в ПФР. Комментируемая статья воспроизводит положения ст. 11 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, определявшие иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

В соответствии с п. 26 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 (о названном документе см. комментарий к ст. 14 Закона), иные периоды подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения об иных периодах либо отсутствуют сведения об отдельных иных периодах, иные периоды подтверждаются документами, указанными в п. 27 - 36 данных Правил. Об этих документах сказано ниже, соответственно положениям ч. 1 комментируемой статьи, согласно которым к иным периодам относятся:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу.

Период подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы (п. 27 Правил);

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Период подтверждается документом работодателя либо территориального органа ФСС России о периоде выплаты указанного пособия (п. 28 Правил);

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Период подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения); кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком; период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии (п. 29 Правил);

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Период подтверждается справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме согласно приложению N 2 к Правилам (п. 30 Правил);

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.

Период подтверждается документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, которые выданы в установленном порядке (п. 31 Правил).

Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждаются документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, которые выданы в установленном порядке (п. 31 Правил).

Период содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждаются документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке (п. 32 Правил).

Период пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) подтверждается документами органа внутренних дел РФ о периоде пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) либо о сроке пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке (п. 33 Правил);

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Период устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 к Правилам и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения такого письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования, проводимого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, а также другие документы.

На основании заявления гражданина период его ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, может устанавливаться и до наступления условий, дающих право на страховую пенсию (п. 34 Правил);

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

Период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению 4 к Правилам.

Указанный период, имевший место начиная с 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением 4 к Правилам, и справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, предусмотренной приложением 2 к Правилам, а в случае если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании РФ (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, - только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением 4 к Правилам.

Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением 4 к Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего, документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовая книжка супруги (супруга) военнослужащего.

Периоды проживания, указанные в такой справке, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при исчислении страхового стажа (п. 35 Правил);

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности.

При этом Правительству РФ делегировано полномочие по утверждению перечня таких организаций. На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. N 284 утвержден Перечень международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей <1>. Названное Постановление с 1 января 2015 г. заменило изданное на основании подп. 8 п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 885 "Об утверждении Перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении трудовых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru, 2014, 14 апреля.

<2> СЗ РФ. 2008. N 49. Ст. 5831.

Период подтверждается справками государственных органов (организаций), направлявших работника на работу в указанные организации (учреждения), по форме согласно приложению 5 к Правилам (п. 36 Правил).

Следует упомянуть, что Определением КС России от 23 июня 2005 г. N 276-О <1> было отказано в принятии к рассмотрению жалобы на ст. 11 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, в которой указывалось, что данной статьей среди иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, не предусматриваются периоды учебы в высших учебных заведениях (эти периоды при назначении пенсии по нормам Закона 1990 г. о государственных пенсиях включались в общий трудовой стаж). Как указал КС России, заявитель необоснованно отождествляет институты страхового и общего трудового стажа (см. комментарии к ст. 3 и 13 Закона).

--------------------------------

<1> СПС.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи периоды, предусмотренные ч. 1 данной статьи, засчитываются в страховой стаж только при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 комментируемого Закона. Иначе говоря, указанные в комментируемой статье нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж, только если они непосредственно предшествовали или за ними сразу следовали периоды работы или иной деятельности, в период осуществления которой уплачивались страховые взносы в ПФР.

Часть 2 комментируемой статьи в точности воспроизводит положения п. 2 ст. 11 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях. На эти положения обращалось внимание в п. 10 Постановления Пленума ВС России от 11 декабря 2012 г. N 30, при этом указывалось, что соответствующие периоды засчитываются в страховой стаж в календарном порядке, т.е. по фактической продолжительности.

Статья 13. Порядок исчисления страхового стажа

Комментарий к статье 13

1. Комментируемая статья определяет порядок исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию. В данной статье воспроизведены положения ст. 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, посвященные порядку исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию. Однако эти положения претерпели ряд изменений, а также введен ряд новых положений, о чем подробнее сказано ниже.

В части 1 комментируемой статьи, воспроизводящей соответствующие положения п. 1 ст. 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, закреплены два основных правила исчисления страхового стажа: 1) исчисление страхового стажа производится в календарном порядке; 2) в случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. 11 и 12 комментируемого Закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

Данные положения детализированы в п. 47 и 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 (о названном документе см. комментарий к ст. 14 Закона), следующим образом:

исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы. Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня. Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 22 комментируемого Закона, - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии;

в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами "а" и "б" п. 2 данных Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины ИПК в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.

Следует упомянуть, что КС России неоднократно отказывал в принятии к рассмотрению запросов о проверке нормы п. 1 ст. 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (см., напр., Определение от 10 июля 2003 г. N 252-О), указывая, что заявители необоснованно отождествляют институты страхового стажа и общего трудового стажа. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 3 Закона), КС России отмечалось, что под страховым стажем, о котором говорится, в частности, в ст. 2, 11 и 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, а также в п. 1 ст. 7 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии; понятие же "общий трудовой стаж" применяется в данных Законах для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запрет включения в страховой стаж тех периодов, которые учтены при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства. В статье 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях такие положения не содержались. Соответственно, речь идет о нововведении комментируемого Закона. Кстати говоря, рассматриваемый запрет в первоначальном варианте законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, формулировался более широко. Так, предлагалось установить следующее: при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию и исчисления ее размера в соответствии с комментируемым Законом в указанный стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии, выплачиваемой в соответствии с иными нормативными правовыми актами РФ и (или) иностранного государства.

3. В части 3 комментируемой статьи определены особенности исчисления страхового стажа в отношении лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования: периоды деятельности таких лиц, как и периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам, включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в ПФР.

Такие положения не содержались в ст. 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, но они следовали из общей нормы п. 1 ст. 10 данного Закона, предусматривавшей, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 данного Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Такая же общая норма закреплена в ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона, в которой говорится о лицах, застрахованных в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. То, что перечисленные категории - лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств, являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - являются застрахованными лицами, закреплено в ст. 7 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании (см. комментарий к ст. 4 Закона).

4. Часть 4 комментируемой статьи определяет особенности исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу: при исчислении такого страхового стажа в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с названным Законом.

Тем самым почти в точности воспроизведены положения п. 1 ст. 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ <1>). Новыми же являются положения ч. 4 комментируемой статьи, прямо определяющие, что при этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3612.

Положения ч. 4 комментируемой статьи взаимосвязаны с п. 6 ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) и ч. 4 ст. 7 Закона 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ), согласно которым военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных комментируемым Законом, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом 2001 г. о трудовых пенсиях.

5. В части 5 комментируемой статьи определены особенности исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении: при исчислении такого страхового стажа в него не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с данным Законом, если иное не установлено международным договором РФ.

Такие же положения содержались в п. 1 ст. 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), но за исключением оговорки о том, что международным договором РФ могут быть предусмотрены отступления от изложенного правила.

Положения ч. 5 комментируемой статьи взаимосвязаны с п. 7 ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ), которым предусмотрено, что граждане из числа космонавтов при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных комментируемым Законом, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом 2001 г. о трудовых пенсиях.

6. Часть 6 комментируемой статьи содержит правило исчисления страхового стажа в отношении работы на водном транспорте и в организациях сезонных отраслей промышленности: периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. При этом Правительству РФ делегировано полномочие по определению указанных сезонных отраслей промышленности.

В части 6 комментируемой статьи в точности воспроизведены положения п. 2 ст. 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, в условиях действия которых Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 утвержден Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год <1>. В рамках реализации нормы ч. 6 комментируемой статьи издано Постановление Правительства РФ от 10 июня 2014 г. N 538 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 498" <2>, в соответствии с которым данный Перечень действует и после с 1 января 2015 г.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2709.

<2> www.pravo.gov.ru, 2014, 18 июня.

Названным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 (здесь и далее соответственно в ред. Постановления Правительства РФ от 10 июня 2014 г. N 538) также установлено, что работа в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей рыбной, мясной, молочной и сахарной промышленности, включая производство консервной продукции, при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию, учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год работы начиная с сезона 1967 г.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 установлено, что Минтруд России по согласованию с ПФР дает разъяснения о применении Перечня, утвержденного данным Постановлением, а также Перечня сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. N 381 <1>, и условий исчисления страхового стажа, установленных п. 2 указанного Постановления.

--------------------------------

<1> СПС.

7. Положения ч. 7 комментируемой статьи определяют особенности исчисления страхового стажа лиц, выполнявших работу по договорам авторского заказа, а также авторов произведений, получавших выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Исчисление страхового стажа указанных лиц зависит от соотношения общей суммы уплаченных страховых взносов в ПФР с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, с фиксированным размером страхового взноса на ОПС, определяемого в соответствии с Законом 2009 г. об обязательных страховых взносах (фиксированный размер страхового взноса на ОПС предусмотрен положениями ст. 14 данного Закона для плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам):

если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение соответствующего календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на ОПС, то в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в ПФР с выплат и иных вознаграждений по данным договорам;

если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение соответствующего календарного года составляет менее фиксированного размера страхового взноса на ОПС, то в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней).

Такие же положения содержались в п. 3 ст. 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ <1>). Новыми же являются положения ч. 7 комментируемой статьи, устанавливающие, что период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в ПФР с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru, 2012, 4 декабря.

8. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию те периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу комментируемого Закона (т.е. до 1 января 2015 г., см. комментарий к ст. 36 Закона) и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В статье 12 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях такие положения не содержались. Соответственно, речь идет о нововведении комментируемого Закона, в отношении которых в п. 58 названных выше Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 (о названном документе см. комментарий к ст. 14 Закона), указано, что при отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.

Статья 14. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа

Комментарий к статье 14

1 - 3. В комментируемой статье определены правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа для целей назначения страховых пенсий. Данная статья почти в точности воспроизводит положения ст. 13 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях о правилах подсчета и порядке подтверждения страхового стажа для целей назначения трудовых пенсий (об изменениях сказано ниже).

Части 1 - 3 комментируемой статьи, определяющие правила подсчета и порядка подтверждения страхового стажа, содержат две составляющие, зависящие от момента регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 1996 г. об учете в системе ОПС.

До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 1996 г. об учете в системе ОПС периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 комментируемого Закона, согласно ч. 1 комментируемой статьи при подсчете страхового стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ. В пункте 1 ст. 13 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ) указывалось, что такие периоды (они были названы периодами работы и (или) иной деятельности) подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В части 3 комментируемой статьи предусмотрена возможность установления при подсчете страхового стажа периодов работы на территории РФ, предусмотренных ст. 10 комментируемого Закона (т.е. только периодов работы и (или) иной деятельности, но не иных периодов), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС на основании показаний двух или более свидетелей.

Эта возможность в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи может быть реализована в следующих случаях:

если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно;

в отдельных случаях при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

При этом установлено, что характер работы показаниями свидетелей подтвержден быть не может. Как отмечалось в Определении КС России от 21 июня 2011 г. N 755-О-О <1>, положение п. 3 ст. 13 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, в соответствии с которым характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, согласуется со ст. 60 ГПК РФ, устанавливающей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

--------------------------------

<1> СПС.

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом 1996 г. об учете в системе ОПС периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 комментируемого Закона (в п. 2 ст. 13 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях говорилось о периодах работы и (или) иной деятельности), в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи при подсчете страхового стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Соответственно, в подп. 10 - 11 п. 2 ст. 6 Закона 1996 г. об учете в системе ОПС (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) предусмотрено, что в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица наряду с прочим указываются:

периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии (подп. 10);

периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 8 комментируемого Закона, в связи с выполнением определенных п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подп. 10.1);

периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, со ст. 31 и с п. 2, 6 и 7 ч. 1 ст. 32 комментируемого Закона (подп. 10.2);

иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. 12 комментируемого Закона (подп. 11).

4. Часть 4 комментируемой статьи делегирует Правительству РФ полномочие по установлению правил подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний. Такие же полномочия предоставлялись Правительству РФ положениями п. 4 ст. 13 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ), на основании которых Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3110.

На замену с 1 января 2015 г. данного Постановления на основании ч. 4 комментируемой статьи издано Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" <1>, которым соответственно утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, а Минтруд России наделен полномочиями давать по согласованию с ПФР разъяснения о порядке применения данных Правил.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru, 2014, 7 октября.

Указанные Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий включают следующие разделы:

I "Общие положения";

II "Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж";

III "Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж";

IV "Документы, подтверждающие иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж";

V "Подтверждение периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний";

VI "Подтверждение страхового стажа за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица";

VII "Особенности подтверждения страхового стажа отдельных категорий застрахованных лиц";

VIII "Порядок подсчета страхового стажа".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: