А. Н. Борисов

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 400-ФЗ "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"

(Постатейный)

А.Н. БОРИСОВ

Борисов Александр Николаевич, практикующий юрист, специалист в области права социального обеспечения, пенсионного страхования и пенсионных споров, автор Комментариев к Законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об основах обязательного социального страхования", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и др.

Введение

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - комментируемый Закон) принят на смену Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон 2001 г. о трудовых пенсиях) и введен в действие с 1 января 2015 г. одновременно с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (в настоящем Комментарии обозначается как Закон 2014 г. о накопительной пенсии). Проекты данных Законов были разработаны в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации" <1>, в целях решения задач совершенствования пенсионной системы России и обеспечения ее долгосрочной сбалансированности. При этом в обоснование необходимости предложенного реформирования пенсионной системы России в новых Законах отмечалось следующее:

спустя 11 лет после начала пенсионной реформы 2002 г. пенсионная система России находится в состоянии, которое выражается в усилении зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также в низкой эффективности накопительного компонента пенсионного обеспечения. С учетом темпов старения населения в предстоящие десятилетия очевидно, что при инерционном сценарии развития пенсионной системы проблемы в данной сфере будут сохраняться;

в современных условиях пенсионная система России продолжает испытывать серьезные проблемы, связанные с невозможностью за счет средств бюджета ПФР полностью обеспечивать реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования, причинами которых являются отдельные недостатки пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджетную систему России в целом, а также на пенсионные права граждан;

действующая пенсионная модель, при которой накопленные права в рублях, то есть сумма уплаченных за конкретного работника денежных средств за время его трудовой деятельности, делятся на ожидаемый период выплаты пенсии, хороша только на переходный момент, потому что в долгосрочной перспективе такой подход разбалансирует страховую систему;

вместе с тем только модернизация отечественного пенсионного законодательства сможет обеспечить долговременные прочные гарантии надежности, стабильности пенсионной системы и, как следствие, повышение благополучия всех российских пенсионеров.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. II). Ст. 8029.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве комментируемого Закона, предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии; главная цель введения новой пенсионной формулы - выполнение пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придание пенсионной системе стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду; при этом решаются задачи достижения к 2030 г. среднего размера страховой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера и достижения коэффициента замещения страховой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при уплате страховых взносов не менее 35 лет при средней заработной плате.

Излагая концепцию законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, ее авторы указывали следующее:

устанавливаются основания возникновения, порядок установления и выплаты страховых пенсий. Предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца;

условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоящим на его иждивении, за исключением случаев, указанных в законопроекте;

к страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере. При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты;

размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами); параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется: при назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении; при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении; стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которого будет включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета ПФР на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и который ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ;

порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца будет аналогичен действующему порядку с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента (взамен расчетного пенсионного капитала). В страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается ряд нестраховых периодов, перечень которых соответствует перечню нестраховых периодов в соответствии с действующим пенсионным законодательством. При этом период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет учитывается в размере не более 4,5 лет в общей сложности. При расчете страховой пенсии суммируются все годовые индивидуальные пенсионные коэффициенты, в том числе коэффициенты за нестраховые периоды. В перспективе размер пенсии будет выше у тех граждан, которые примут решение отложить выход на пенсию на более поздний срок, нежели у тех, кто выйдет на пенсию по достижении пенсионного возраста (мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет);

вместе с тем исходя из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка, и гражданин, если вышел на пенсию в 60 лет, но продолжает работать, компенсирует свою зарплату, с которой в течение трудовой деятельности производилась уплата страховых взносов в пенсионную систему, нет оснований пересчитывать пенсию после ее назначения за каждый проработанный год. В этой связи законопроект не содержит положений о перерасчете пенсий работающим пенсионерам;

новой пенсионной формулой предусмотрено перераспределение средств от работающих и получающих заработную плату пенсионеров в пользу повышения общего уровня пенсионного обеспечения, в частности пенсионеров, которые реально утратили свой заработок (соответствующие средства экономии будут направлены на повышение размеров пенсий всем пенсионерам, в том числе неработающим);

механизм индексации пенсий в рамках новой пенсионной формулы останется прежним. Как и в действующей пенсионной модели, пенсионные выплаты будут увеличиваться два раза в год - сначала с учетом инфляции, затем с учетом уровня доходов ПФР. Страховые пенсии будут ежегодно корректироваться: с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год; с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии в связи с изменением стоимости пенсионного коэффициента, расчет и размер которого будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета ПФР на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Также определен порядок ежегодной индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии: с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год; с 1 апреля Правительство РФ вправе принять решение о ее дополнительном увеличении с учетом роста доходов ПФР. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии будет определяться Правительством РФ.

с 1 января 2015 г. будет осуществлен перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии, на новый порядок исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 г. Расчетный размер будет определяться в соответствии с Законом 2001 г. о трудовых пенсиях. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до 1 января 2015 г., рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г. Величина конвертационного пенсионного коэффициента будет определяться по методике, утверждаемой Правительством РФ.

В пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Закона 2014 г. о накопительной пенсии, отмечалось, что предусматривается выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости как элемента, не имеющего солидарного характера по своей сути, и преобразование этой части пенсии в самостоятельный вид пенсии; трудовая пенсия по старости в соответствии с разрабатываемыми новыми правилами исчисления трудовой пенсии по старости трансформируется в две самостоятельные части - страховую пенсию и накопительную пенсию.

Следует также упомянуть, что в связи принятием комментируемого Закона и Закона 2014 г. о накопительной пенсии принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" (в настоящем Комментарии обозначается как Закон 2014 г. N 216-ФЗ).

28 декабря 2013 года N 400-ФЗ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: