Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

Комментарий к статье 8

1 - 3. В комментируемой статье определены условия назначения страховой пенсии по старости, а в двух следующих статьях - условия назначения страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца соответственно. Это так называемые специальные условия назначения страховых пенсий в зависимости от их вида. Общие условия назначения страховых пенсий определены в ст. 4 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).

Комментируемая статья определяет условия назначения страховой пенсии по старости. Ранее подобные условия назначения трудовой пенсии по старости устанавливались положениями ст. 7 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, но эти положения претерпели изменения, о которых сказано ниже.

В комментируемой статье названы три условия, одновременное выполнение которых является основанием для назначения страховой пенсии по старости:

1) достижение установленного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Точно такое же условие назначения трудовой пенсии устанавливалось положениями п. 1 ст. 7 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях. Соответственно, пенсионный возраст сохранен, на необходимость чего (точнее говоря - на недопущение повышения пенсионного возраста) указывалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. <1>.

--------------------------------

<1> РГ. N 90. 2007. 27 апреля.

О таком же условии говорилось в ст. 10 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, в связи с чем необходимо упомянуть об Определении КС России от 21 декабря 2000 г. N 276-О <1>, в котором отмечалось следующее: установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает - по смыслу ст. 19 Конституции РФ - достижение подлинного, а не формального равенства. КС России также указал, что это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам на тех же условиях, что и женщинам.

--------------------------------

<1> СПС.

Страховая пенсия по старости может быть назначена и до достижения возраста, установленного ч. 1 комментируемой статьи (соответственно, этот возраст обычно именуют "общеустановленный пенсионный возраст"). Наряду с этим, комментируемым Законом предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по нормам Закона 1990 г. о государственных пенсиях. Соответствующее регулирование содержится в положениях ст. 30 - 34 комментируемого Закона (см. комментарии к указанным статьям).

Кроме того, возможность снижения пенсионного возраста при назначении страховой пенсии по старости предусмотрена нормами п. 2 и 3 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и ст. 30 - 37 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (о применении указанных норм см. комментарий к ст. 36 Закона);

2) наличие не менее 15 лет страхового стажа. Нормой же п. 2 ст. 7 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях предусматривалось, что трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Нововведение об увеличении минимального стажа уплаты страховых взносов реализуется поэтапно, в соответствии с переходными положениями ч. 1 и 2 ст. 35 комментируемого Закона: продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет шесть лет; продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 комментируемой статьи, начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Закону; при этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного комментируемой статьей.

Необходимо иметь в виду, что минимально необходимый страховой стаж установлен в ч. 2 комментируемой статьи во взаимосвязи с общеустановленным пенсионным возрастом - возрастом, указанным в ч. 1 данной статьи. Для случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости, т.е. для случаев снижения пенсионного возраста в положениях ст. 30 - 32 комментируемого Закона, установлена необходимость наличия страхового стажа продолжительностью 15 лет и более (см. комментарии к указанным статьям);

3) наличие величины ИПК в размере не менее 30. Данное условие является нововведением комментируемого Закона. Понятие ИПК определено в п. 3 ст. 3 данного Закона как параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Нововведение о необходимости наличия величины ИПК в установленном размере (как и указанное выше нововведение об увеличении минимального стажа уплаты страховых взносов) реализуется поэтапно, в соответствии с переходными положениями ч. 3 ст. 35 комментируемого Закона: с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30; при этом необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного комментируемой статьей, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного комментируемой статьей, - на день установления этой страховой пенсии.

В отличие от условия наличия минимального страхового стажа условие наличия величины ИПК для случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости, т.е. для случаев снижения пенсионного возраста положениями ст. 30 - 32 комментируемого Закона, не меняется - в этих случаях страховая пенсия по старости также назначается при наличии величины ИПК в размере не менее 30 (см. комментарии к указанным статьям).

При наличии менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины ИПК в размере менее 30 условия, предусмотренные ч. 2 и 3 комментируемой статьи, не выполняются и, соответственно, страховая пенсия по старости назначена быть не может. В этих случаях гражданам назначается социальная пенсия, предусмотренная Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. Так, согласно подп. 5 п. 1 ст. 11 названного Закона (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) граждане РФ, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ не менее 15 лет и достигшие указанного возраста, имеют право на социальную пенсию. Таким гражданам в соответствии с п. 4 указанной статьи устанавливается социальная пенсия по старости (см. также комментарий к ст. 6 Закона).

Условия назначения накопительной пенсии определены положениями ч. 1 ст. 6 Закона 2014 г. о накопительной пенсии, согласно которым накопительная пенсия назначается застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, в соответствии с комментируемым Законом, при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Как предусмотрено там же, если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии, то застрахованные лица, указанные в ст. 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

Комментарий к статье 9

1. Комментируемая статья определяет условия назначения страховой пенсии по инвалидности. Ранее подобные условия назначения трудовой пенсии по инвалидности устанавливались положениями ст. 8 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, но есть и изменения, о которых сказано ниже.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Пункт 1 ст. 8 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) не упоминал о том, что речь идет о гражданах из числа застрахованных лиц. В разъяснениях, данных в п. 8 Постановления Пленума ВС России от 11 декабря 2012 г. N 30, указывалось, что в случае назначения трудовой пенсии по инвалидности необходимо, чтобы инвалид когда-либо относился к числу застрахованных лиц.

В части 1 комментируемой статьи также указано, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

Как предусмотрено в ч. 4 ст. 1 данного Закона (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ <1>), признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" <2>, которым утверждены Правила признания лица инвалидом. На основании названного Постановления Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1013н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 35. ст. 3607.

<2> СЗ РФ. 2006. N 9. ст. 1018.

<3> РГ. N 63. 2010. 26 марта.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ <1>) медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ; порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На основании данной нормы Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

<2> РГ. N 301. 2012. 28 декабря.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Такие положения были закреплены в п. 3 ст. 8 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, но они претерпели изменения. Так, ранее указывалось на исключение из положения о том, что трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, - это случаи, предусмотренные п. 4 данной статьи, т.е. случаи наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. Кроме того, ранее говорилось об установлении трудовой пенсии по инвалидности независимо от продолжения инвалидом только трудовой деятельности, в то время как в ч. 2 комментируемой статьи идет речь об установлении страховой пенсии по инвалидности независимо от продолжения инвалидом не только трудовой, но и (или) иной деятельности.

Соответственно, в комментируемую статью не вошли положения п. 2 ст. 8 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), предусматривавшие, что порядок установления причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждается Правительством РФ. Кстати говоря, сведений об издании Правительством РФ соответствующего постановления так и не было.

3. Часть 3 комментируемой статьи на случай полного отсутствия у инвалида страхового стажа, т.е. на случай отсутствия условия назначения страховой пенсии по инвалидности, указывает на установление социальной пенсии по инвалидности в соответствии с Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении. В пункте 4 ст. 8 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) указывалось на установление такой пенсии не только в случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа, но также и в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. Как упоминалось выше, о втором из указанных случаев в комментируемой статье не говорится.

Положениями подп. 1 и 2 п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (здесь и далее в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) предусмотрено, что право на социальную пенсию в соответствии с данным Законом имеют постоянно проживающие в России инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды. Указанным гражданам согласно п. 2 этой статьи устанавливается социальная пенсия по инвалидности (см. также комментарий к ст. 6 Закона). В статье 12 данного Закона, так же как и в ч. 1 комментируемой статьи, указано, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

Комментарий к статье 10

1. В комментируемой статье определены условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. В данной статье воспроизведены положения ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, посвященные условиям назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Эти положения претерпели незначительные изменения, о которых сказано ниже.

Часть 1 комментируемой статьи, в точности воспроизводя положения п. 1 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), устанавливает, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Как видно, основанием для назначения лицу указанной пенсии является совокупность следующих условий: во-первых, лицо является членом семьи умершего кормильца; во-вторых, лицо состояло на иждивении умершего кормильца и, в-третьих, лицо является нетрудоспособным. Из условия нахождения лица на иждивении умершего кормильца непосредственно предусмотрено изъятие: одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в п. 2 ч. 2 комментируемой статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

В силу прямого указания в ч. 1 комментируемой статьи право на страховую пенсию по случаю потери кормильца вне зависимости от выполнения приведенных выше условий не предоставляется лицам, совершившим умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. В указанном случае согласно ч. 11 данной статьи устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (см. ниже).

Наряду с прочим в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством РФ.

Признание гражданина безвестно отсутствующим регламентировано ст. 42 части первой ГК РФ: гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания; при невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Представляется уместным упомянуть, что ст. 45 данного Кодекса предусмотрено объявление гражданина умершим. Согласно п. 1 указанной статьи гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. В пункте 2 данной статьи предусмотрено, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В соответствии с п. 3 этой же статьи днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Там же предусмотрено, что в случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства по правилам гл. 30 ГПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 209 данного Кодекса (здесь и далее в ред. Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ <1>) решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. Там же установлено, что в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено; если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6611.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет круг лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. В точности такой же перечень лиц был определен положениями п. 2 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ <1>) для целей назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru, 2013, 8 июля.

Так, в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

При этом непосредственно предусмотрено, что братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с п. 1 данной части, и не работают.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи одному из родителей, супругу или другим указанным членам семьи страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию (см. ниже);

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

Лица, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны содержать других лиц, определяются в соответствии с нормами ст. 87 "Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей", 89 "Обязанности супругов по взаимному содержанию", 90 "Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака" и 95 "Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку" СК РФ.

3 - 4. В частях 3 и 4 комментируемой статьи, в точности воспроизводящих положения соответственно п. 3 и 4 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, содержатся правила, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие такого обстоятельства, являющегося основанием для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца, как нахождение лица на иждивении:

в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи условием признания членов семьи умершего кормильца состоявшими на его иждивении является нахождение членов семьи на полном содержании умершего или получение от умершего помощи, которая была для членов семьи постоянным и основным источником средств к существованию;

в части 4 комментируемой статьи предусмотрено, что иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств. Иначе говоря, установлена презумпция иждивенства детей умерших родителей. Эта презумпция не распространяется на детей, объявленных в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

В отношении приобретения полной гражданской дееспособности гражданами, не достигшими 18 лет, следует отметить, что часть первая ГК РФ предусматривает два таких случая: вступление в брак в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21), и объявление полностью дееспособным (эмансипация) несовершеннолетнего, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает возникновение у нетрудоспособных родителей и супруга умершего кормильца, не состоявших на его иждивении, права на страховую пенсию по случаю потери кормильца в том, если они утратили источник средств к существованию. При этом прямо указано, что время, прошедшее после смерти кормильца, значения не имеет. Точно такие же положения были закреплены в п. 5 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях.

Использованное в ч. 5 комментируемой статьи понятие нетрудоспособных родителей и супруга определяется посредством положения п. 3 ч. 2 данной статьи - таковыми признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.

6. В части 6 комментируемой статьи, в точности воспроизводящей положения п. 6 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, предусмотрено, что те члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Эта норма соответствует более общей норме п. 1 ст. 5 комментируемого Закона, согласно которой лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с данным Законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В то же время в ч. 6 комментируемой статьи говорится не только о страховых, но и об иных пенсиях. Получение одновременно со страховой пенсией по случаю потери кормильца какой-либо иной пенсии Закон 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении не предусматривает (см. комментарий к ст. 5 Закона).

7. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак. Точно такие же положения содержались в п. 7 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях.

Следует подчеркнуть, что речь идет о сохранении именно назначенной страховой пенсии по случаю потери кормильца, а не права на назначение такой пенсии. Соответственно, после вступления в новый брак право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца-супруга утрачивается и при этом не будет иметь значения ни расторжение нового брака, ни смерть нового супруга. В то же время в случае признания нового брака недействительным он согласно п. 1 ст. 30 СК РФ не влечет за собой никаких юридических последствий, в том числе утраты права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца.

8. В части 8 комментируемой статьи, в точности воспроизводящей положения п. 8 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, говорится о праве на страховую пенсию по случаю потери кормильца таких нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, как усыновители и усыновленные дети.

Прежде всего, определено, что усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Это правило с очевидностью следует из общей нормы п. 1 ст. 137 СК РФ, в соответствии с которой усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. При этом следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 125 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ <1>) права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (ст. 137 Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3014.

В части 8 комментируемой статьи также предусмотрено, что несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении. Эта норма охватывается более общей нормой ст. 138 СК РФ, согласно которой ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

9. Часть 9 комментируемой статьи регламентирует право на страховую пенсию по случаю потери кормильца таких нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, как отчим и мачеха (т.е. муж матери ребенка и жена отца ребенка, которые, не являясь его родителями, воспитывают и содержат этого ребенка), а также пасынок и падчерица (т.е. ребенок одного из супругов от других браков или фактических семейных отношений, входящего в состав данной семьи):

согласно данной части отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет;

пасынок и падчерица в соответствии с данной частью имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, но при условии, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи.

Такие же положения были закреплены в п. 9 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, но в отличие от них в ч. 9 комментируемой статьи не говорится о том, что Правительству РФ делегируется полномочие по определению порядка подтверждения факта нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи).

10. В части 10 комментируемой статьи, в точности воспроизводящей положения п. 10 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, предусмотрено, что страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от следующих обстоятельств:

продолжительности страхового стажа кормильца (однако имеет значение полное отсутствие страхового стажа у умершего застрахованного лица, что предусмотрено в ч. 11 данной статьи);

причины и времени наступления его смерти (исключением является случай, предусмотренный ч. 11 данной статьи, т.е. при совершении лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке).

11. Полное отсутствие у умершего застрахованного лица страхового стажа означает невозможность назначения нетрудоспособным членам его семьи страховой пенсии по случаю потери кормильца. Соответственно, в этом случае согласно ч. 11 комментируемой статьи устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении. Такое же последствие предусмотрено в данной части для установленного в судебном порядке случая совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца.

В подпункте 3 п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) предусмотрено, что право на социальную пенсию в соответствии с данным Законом имеют постоянно проживающие в России дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Согласно п. 3 этой статьи указанным гражданам устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца (см. также комментарий к ст. 6 Закона).

В соответствии со ст. 13 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (в ред. Закона 2014 г. N 216-ФЗ) при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы комментируемого Закона, регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении.

В часть 11 комментируемой статьи вошли положения, которые были закреплены в п. 11 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), но за исключением положения о том, что при установлении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяется п. 12 данной статьи.

Указанный п. 12 ст. 9 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях определял правовую судьбу средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в случае, если его смерть наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений. Эти положения также не вошли в комментируемую статью, поскольку они относятся к предмету регулирования Закона 2014 г. о накопительной пенсии. Как предусмотрено в ч. 6 ст. 7 Закона 2014 г. о накопительной пенсии, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с ч. 1 ст. 8 данного Закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: