double arrow

Проблемы имиджа территорий.

Задачи формирования позитивного, притягательного имиджа регионов (городов) становятся в настоящее время все более актуальными. Практически ежегодно организуются научные конференции, семинары, посвященные этой проблеме. Вопросы формирования позитивного имиджа города затронуты в прогнозно-аналитических исследованиях и проектировании сценариев при разработке концепций социально-экономического развития городов: Великий Новгород, Челябинск, Томск, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург, Ярославль, Казань.

Опыт показывает, что регионы, в которых руководство понимает важность имиджа и принципы его построения, получают большую заинтересованность со стороны партнеров, инвесторов при условии, что создаваемый имидж подкреплен реальными делами и реальными характеристиками.

Имидж является одним из определяющих факторов восприятия регионов и формирования вокруг них дружественной общественной среды. Это, в свою очередь, оказывает самое непосредственное влияние на лояльность со стороны федерального центра, других субъектов Российской Федерации, международного сообщества.

Территориальный брендинг является новым для России явлением. Политика территориально-имеджевой составляющей регионов и России в целом в настоящее время только формируется. Впервые концепция продвижения национального и регионального брендов страны была утверждена Правительством Российской Федерации в январе 2008 г.

Следовательно, деятельность по разработке и реализации имиджевых концепций для краев, областей, городов – широкая сфера применения знаний и навыков специалистов по связям с общественностью, профессионалов в области рекламы и маркетинга территорий.

Своевременной оказалась инициатива холдинга Паблисити (Гай Ханов), выпустившего в 2006 году специальный номер журнала Publicity, посвященный имиджу регионов. Г убернаторы российских регионов, депутаты Государственной Думы РФ рассказали о своем видении имиджа российских регионов, о том, как формируется имидж в каждой конкретной области. Среди авторов – Дмитрий Зеленин, Губернатор Тверской области; Виктор Кресс, Губернатор Томской области; Егор Строев, Губернатор Орловской области; Михаил Прусак, Губернатор Новгородской области. Практическим опытом в области формирования имиджа региона поделились министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров и начальник управления информационной политики администрации Красноярского Края Василий Нелюбин.

В номере опубликованы экспертные материалы прикладного характера. Авторы статей исследовали понятие «имидж регионов», методы управления имиджем территории, инструменты формирования и исследования имиджа. В журнале приведены практические рекомендации успешного брендинга территории, освещены проблемы международного имиджа регионов России, рассмотрен европейский и американский опыт формирования имиджа территорий, предложены методики по формированию и продвижению их положительного имиджа.

Вместе с тем, многие территориальные власти, которые уже начали эту работу, осуществляют ее без должного понимания и грамотного проектирования бренда как такового. Нет понимания сути территориальной идентичности, роли визуального начала, ценностных ориентиров. Хотя заслуживают внимания отдельные устремления в данном направлении.

Для создания нового имиджа Костромской области важным поводом стало такое событие, как четырехсотлетие становления Династии Романовых на костромской земле. Также администрация Костромской области наметила создание 12 новых брендов региона, в частности, "Кострома и Берендеево царство – родина Снегурочки", "Иван Сусанин – патриот земли русской", "Кострома царственная – оплот российской государственности", "Кострома – ювелирная столица России", "Кострома – Богохранимая", "Костромской край без табака", «Костромская кадриль» и другие.

Руководство Владимирской области ставит одной из своих целей продвижение на рынке туристических услуг "Малого Золотого кольца Владимирской области". В него планируется включить такие не очень известные туристам, но уникальные города, как Александров, Гороховец, Муром.

Помимо создания собственных брендов, регионы Центрального федерального округа планируют совместными усилиями активнее развивать уникальный российский бренд – «Золотое кольцо». Идеологи проекта полагают, что он будет способствовать популяризации исторических и культурных традиций российской провинции, а для иностранцев откроет неизвестную Россию.

Среди уже хорошо известных брендов региона можно отметить статус родины деда Мороза – Великий Устюг (Вологодская область). В 2008 году здесь отмечали 10-летие проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Великоустюгский Дед веселил публику вместе с модными «Смешариками». Они встречали Владимира Путина, что стало новостью на всех федеральных каналах.

Кроме того планируется строительство культурного центра «Дворец Деда Мороза», интерактивного музея «Монетный двор Деда Мороза», международного центра «Планета детства», спортивного комплекса «Ледовый центр Деда Мороза», кадрового центра в городе Великий Устюг, игрового художественного фильма по развитию образа сказочного волшебника, реставрации памятников архитектуры Великого Устюга. Самое же главное, проект «Дед Мороз» будет способствовать развитию других туристических маршрутов: планируются поездки по святым и просто живописным местам, праздники «Русского Лаптя» и «Дня влюбленных».

Инициатива по осуществлению масштабных практических проектов по развитию и продвижению имиджа территории часто принадлежит московским специалистам. Имеется достаточно примеров, когда столичные агентства опережают местных коллег и получают заказы на эти проекты. Однако финансово-экономический кризис замедлил такого вида сотрудничество, так как столичные имиджмейкеры оказались не по карману местным бюджетам.

Руководители местных органов власти (они в первую очередь становятся заказчиками имиджевых проектов) стали обходиться своими силами, порой привлекая потенциал вузов и общественности. При определенных плюсах такого выхода из положения приходится отметить и минусы. Проблемы имиджа региона, бренда территории активно обсуждаются в научной среде, но мало исследован имеющийся в России опыт, не наработаны технологические модели. Поэтому трудно рассчитывать на то, что в каждом регионе удастся организовать эту работу на высоком профессиональном уровне.

Мы не ставим целью подвергать критическому анализу практику региональных властей по формированию имиджа своих субъектов федераций. Отметим лишь характерные для провинции особенности, которые снижают эффективность прилагаемых усилий.

Главная особенность – отсутствие научной, методологической базы проводимой работы. В администрациях создаются традиционные планы-программы по развитию отраслей, возведению знаковых объектов и т.д. Не проводятся необходимые исследования, не разрабатываются имиджевые концепции с учетом уникальности того или иного края, города. Не формируется смысловое, ценностное ядро бренда (имиджа).

Задача продвижения региона часто решается методами грубой пропаганды, навязчивого восхваления достижений администрации во главе с ИМЯРЕКом, вызывая у населения иронию и скепсис.

На этом фоне особого внимания заслуживают примеры профессионального подхода к решению серьезной проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: