Два конкурирующих предприятия, выпускающих стиральные машины, имеют следующие доли общего сбыта своей продукции на местном рынке: 53% предприятие 1 и 47% - предприятие 2.
Оба предприятия пытаются увеличить объем своих продаж. Для этого у них имеются следующие альтернативы:
- расширить сеть сбыта,
- увеличить затраты на рекламу своей продукции,
- расширить ассортимент (число моделей стиральных машин),
- ничего не предпринимать.
Анализ показал, что при осуществлении обоими предприятиями указанных мероприятий доля (в %) предприятия на рынке стиральных машин изменится следующим образом:
| Стратегия предприятия 1 | Стратегия предприятия 2 | |||
| | | | |
| -4 | -5 | -1 | |
| -1 | -3 | ||
| -3 | -5 | ||
| -8 | -7 | -6 |
Требуется сформулировать данную ситуацию в виде игры и определить оптимальные смешанные стратегии обоих предприятий.
Решение. Обратите внимание, что в данном примере для обоих игроков имеются доминируемые стратегии. Найдите и исключите их из матрицы игры.
Затем необходимо избавиться от отрицательных значений элементов платежной матрицы. Для этого прибавьте к каждому элементы матрицы достаточно большое положительное число.
Запишите и решите надлежащие прямую и двойственную задачи ЛП и определите вероятности применения чистых стратегий обоими игроками:
Вы должны получить следующий результат.
Цена игры, соответствующая первоначальной матрице, равна -2,2 (после того, как на начальном этапе мы прибавили ко всем элементам некоторое число, теперь необходимо его вычесть).
Предприятие 1 при многократном повторении игры должно использовать с частотой 0,4 стратегию
(расширить сеть сбыта), с частотой 0,6 – стратегию
- (расширение рекламной деятельности), а стратегии
(увеличить ассортимент) и
(ничего не предпринимать) не использовать вовсе. При этом доля сбыта предприятия на рынке уменьшится на 2,2%.
В свою очередь, оптимальная смешанная стратегия предприятия 2 заключается в том, чтобы с частотой 0,4 использовать стратегию
(расширить сеть сбыта), и с частотой 0,6 – стратегию
- (расширение ассортимента). Стратегии
(расширение рекламной деятельности) и
(ничего не предпринимать) не должны применяться. При этом доля сбыта предприятия 2 на рынке увеличится на 2,2%.
Казалось бы, поскольку даже в результате проведения своих мероприятий предприятие 1 “теряет рынок”, ему не следует ничего предпринимать, однако в этом случае оно потеряет еще больше (в соответствии со стратегией
) из-за действий предприятия 2, которому они выгодны.