Прогнозирование качества продукции на промышленном предприятии.
Понятие показателей и проблемы улучшения качества продукции в экономике предприятия.
Показателем качества на предприятиях ТП является сортность продукции.
Сортность продукции – это соответствие вырабатываемой продукции стандартам, ГОСТам, ТУ.
В настоящее время на предприятиях ТП вырабатывается продукция 2-х сортов и только в хлопкопрядении 3-х сортов.
Продукция относится к тому или иному сорту по количеству пороков. Каждый порок оценивается в баллах и по сумме баллов, продукцию относят к І или ІІ сорту. На продукцию II сорта устанавливаются складки с цены I сорта. В советский период на продукцию устанавливались скидки с цены I сорта – устанавливались в централизованном порядке; на пряжу II сорта – 3%, на суровые ткани II сорта, готовые ткани II сорта – 2%, мерный лоскут II сорта – 35%.
В настоящее время размер скидок на продукцию пониженной сортности устанавливается самими предприятиями при заключении договоров на поставку продукции. Большинство предприятий придерживается тех размеров скидок с цены I сорта, которые устанавливались в советский период за исключением мерного лоскута (сейчас скидки на него 8-10%).
В каждом периоде качество вырабатываемой продукции существенно сказывается на объеме производства в стоимостном выражении, а в конечном итоге на финансовом состоянии предприятия.
До начала очередного планового периода, специалисты предприятий делают прогноз по качеству будущей продукции.
При прогнозировании качества продукции на определенный период или обязательно учитывается:
1) Качество сырья, поступающего в производство.
2) Требования будущих покупателей на продукцию предприятия.
3) Изменение в технической базе производства в следующем периоде.
4) Фактические данные работы производства или предприятия по качеству продукции за предшествующий период.
5)Изменение в уровне квалификации рабочих.
6) Другие специфические факторы производства.
Расчет скидок на пониженную сортность – на практических занятиях.
В условиях рынка каждое промышленное предприятие должно обеспечить себя договорами на поставку продукции. Результаты работы по заключенным договором на поставку продукции находят своё отражение в формулируемых на предприятиях портфелях заказов.
При формирования портфеля заказов специалисты предприятий должны учитывать:
1) Существующие рынки сбыта продукции предприятием в данный период.
2) Возможные рынки сбыта продукции, в том числе зарубежные.
3) Реальный, производственно-технический потенциал предприятия.
4) Структуру ПМ предприятия.
5) Реальные возможности поставщиков ресурсов на предприятии.
6) Внешнеэкономическую деятельность.
7) Гос.заказы (если есть).
8) Действующую налоговую систему.
В рыночных условиях портфель заказов должен состоять из текущих и перспективных.
Текущие заказы обеспечивают безостановочную работу предприятия в ближайшей перспективе. Практически у каждого предприятия есть продукция, которая складывается на складах ГП. Поэтому специалисты предприятий при прогнозировании ассортимента на данный период, должны обратить внимание на нее и продолжать ее производство, если только будут покупатели на нее.
Перспективные заказы также формируются на основе заключенных договоров на поставку продукции.
Специалистам предприятия следует помнить, что в условиях рынка сложно найти покупателей, которые гарантировали бы 100%-ную оплату за поставляемую продукцию. По этой причине предприятия всегда вынуждены рисковать. Последнее находит свое отражение в следующей схеме:
высокий | средний | низкий | ЕМКОСТЬ РЫНКА | |
высокий | ||||
средний | ||||
низкий | ||||
Производство предприятия |
1 | Благоприятная зона для производства продукции | |
2 | Зона риска | |
3 | Неблагоприятная зона для производства продукции |
Для того, чтобы снизить степень риска по производству продукции, специалистам предприятий в каждом периоде надо:
1) Найти самые выгодные рынки сбыта своей продукции.
2) Предприятие должны стать надежным партнером у постоянных потребителей.
3) Отечественные предприятия должны более широко заинтересовываться рекламной деятельностью.
4) Предприятия должны всегда следовать к тому, чтобы иметь хотя бы минимальные преимущества с аналогичной продукцией конкурентов.
4.4. Проблемы насыщения потребительского рынка страны необходимыми и качественными товарами.(самостоятельно!)