Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Хронометрирование урока гимнастики целесообразно проводить по следующим видам деятельности учителя и учащихся:
1) слушание учителя и наблюдение за выполнением упражнений. Все объяснения, указания, исправления ошибок учащихся, показ упражнений учителем, наблюдения за выполнением упражнений фиксируются в специальной графе протокола учета данных хронометража;
2) выполнение физических упражнений;
3) отдых и ожидание учащимися очередного выполнения задания;
4) действия по организации занятий (перестроения, подготовка мест занятий, уборка снарядов и матов, переходы от одного снаряда к другому и т. п.);
5) простои по вине учителя. К этому виду учета времени относят: опоздание класса к началу урока или преждевременное отпускание класса с урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиск инвентаря и т. п., т. е. то, что может быть устранено в результате более оперативных и заранее продуманных действий учителя.
|
|
Данные наблюдения и хронометрирования фиксируются в специальном протоколе.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ВО ВРЕМЯ УРОКА
Анализ и оценка проведенного урока будут более полными, если к материалам наблюдений и хронометрирования добавить данные физической нагрузки учащихся во время урока. Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным и распространенным является измерение частоты ударов пульса (пульсометрия). Как правило, пульс измеряют у одного и того же ученика перед началом урока и сразу после выполнения того или иного упражнения. Результаты подсчета пульсовых ударов фиксируются в протоколе учета пульсовых данных. Пульсометрия играет вспомогательную роль в оценке качества занятия. Всесторонний анализ отдельных пульсовых данных и пульсовой кривой позволяет оценить правильность и эффективность нагрузок. Однако следует иметь в виду, что показатели пульса у разных учащихся, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоятельствах не совпадают.
Билет 19