Архетипические противопоставления в мифах

В. Иванов и В. Топоров «указывают на то, что количество самых часто исполь­зуемых противопоставлений достаточно ограничено и что существует опреде­ленное постоянство в положительной или отрицательной маркировке полю­сов таких противопоставлений (на ритуальном языке "положительный" значит сакральный), в их ассоциации с такими категоричными противопоставлениями позитива и негатива, как жизнь — смерть или успех — неуспех, верхний, правый, мужской, больший, близкий, свой, светлый, сухой, видимый, белый или красный день, весна, небо (по отношению к земле), земля {по отношению к преисподней), огонь (по отношению к влаге), дом, восток (по отношению к западу), юг (по отно­шению к северу), солнце — большей частью маркированы как положительные, а нижний, левый, женский, меньший, далекий, чужой, темный, влажный, невиди­мый, черный, ночь, земля (по отношению к небу), преисподняя, влага (по отноше­нию к огню), лес, запад, север, луна — как отрицательные, хотя есть некоторые отклонения в разных локальных мифологических системах...» (Мелетински Е., с. 321, 322).

Вот основные противопоставления в мифах:

• добро/зло;

• сила/слабость;

• жизнь/смерть;

- природа/культура и т. д.

Они выражаются с помощью различных знаковых систем: свет/тьма и цвет; пространство; пол и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: