В. Иванов и В. Топоров «указывают на то, что количество самых часто используемых противопоставлений достаточно ограничено и что существует определенное постоянство в положительной или отрицательной маркировке полюсов таких противопоставлений (на ритуальном языке "положительный" значит сакральный), в их ассоциации с такими категоричными противопоставлениями позитива и негатива, как жизнь — смерть или успех — неуспех, верхний, правый, мужской, больший, близкий, свой, светлый, сухой, видимый, белый или красный день, весна, небо (по отношению к земле), земля {по отношению к преисподней), огонь (по отношению к влаге), дом, восток (по отношению к западу), юг (по отношению к северу), солнце — большей частью маркированы как положительные, а нижний, левый, женский, меньший, далекий, чужой, темный, влажный, невидимый, черный, ночь, земля (по отношению к небу), преисподняя, влага (по отношению к огню), лес, запад, север, луна — как отрицательные, хотя есть некоторые отклонения в разных локальных мифологических системах...» (Мелетински Е., с. 321, 322).
Вот основные противопоставления в мифах:
• добро/зло;
• сила/слабость;
• жизнь/смерть;
- природа/культура и т. д.
Они выражаются с помощью различных знаковых систем: свет/тьма и цвет; пространство; пол и др.