По Мелетинскому, главные противопоставления в мифах основываются не на мотивах, а на обычных пространственных и чувственных восприятиях человека:
• направления: высоко — низко, влево — вправо, близко — далеко, внутрен
ний — внешний;
• качества: большой — маленький, горячий — холодный, сухой — мокрый, ти
хий — шумный, светлый — темный и т. д.
Эти противопоставления «существуют и дополняются простыми соотношениями в космическом пространственно-временном континууме (небо — земля, земля — подземный мир, земля — море, север — юг, запад — восток, день — ночь, зима — лето, солнце — луна), в социуме (свой — чужой, мужской — женский, старый — молодой, низкий — высокий) или на границе между социумом и космосом, природой и культурой (вода — огонь, пламя солнца — пламя костра, сырой — вареный, дом — лес, поселение — пустыня) до более абстрактных числовых противопоставлений {четное — нечетное, три — четыре), и таких фундаментальных противопоставлений, как жизнь — смерть, счастье — несчастье, а также магистрального мифологического противопоставления: сакральное — обыденное» (Мелетински Е., с. 319, 320).
|
|
Клод Леви-Стросс считал, что эти бинарные противопоставления — одни из основных инструментов, с помощью которых мы мыслим мифологически. Его идея заключается в том, что мифологическое и синкретическое мышление базируется на полярных противопоставлениях, таких, которые на имеют переходов. Здесь все либо черное, либо белое: хорошие — только хорошие, плохие — только злодеи.
Для постмодернистского мышления характерны континуальные (протяженные, переходные) противопоставления — такие, в которых между двумя полюсами
ДИХОТОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МИФОВ -
существует ряд переходов — от хорошего к плохому, от светлого к темному и т. д, Постмодернистское мышление со свойственной ему относительностью переворачивает точки зрения: в романах Кафки, Достоевского, Джойса и многих других авторов все относительно — не совсем понятно, насколько главные герои положительны или отрицательны.