Это архетипическое противопоставление прекрасно выражает идею о добре и зле: «Хаос большей частью конкретизируется как мрак или ночь, как пустота или зияющая бездна, ка вода или неорганизованное взаимодействие воды и огня, как аморфное состояние вещества в яйце, а также как отдельные демонические (хтонические)' существа, такие как змеи-драконы, великаны и боги старшего поколения. Превращение хаоса в космос оказывается переходом от темноты к свету, от воды к суше, от пустоты к веществу, от бесформенного к оформленному, от разрушения к созиданию» (Мелетински Е., с. 285).
Хтонические существа (от греч. x9<JJV — «земля, почва»), или хтонические чудовища, во многих религиях и мифологиях — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.
43//
ТЕОРИЯ МИФА
Это противопоставление универсально: почти везде люди ассоциируют добро со светом, а зло — с тьмой. Используемые в данном случае знаки достаточно показательны. В христианстве «святой», «свят»1 происходят от слова «свет». Поэтому иконописцы, художники, режиссеры и др. показывают святых в белой одежде, окруженных солнечным светом и на небе.
Соответственно злые силы {разные исчадия ада) одеты в черное, красное и располагаются в подземных глубинах — в преисподней (глубоко под землей).
Очень убедительно продемонстрировал это противоречие Достоевский в романе «Преступление и наказание». В конце книги, когда Раскольников получает просветление, все вокруг него становится бескрайним и светлым: «Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками виднелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его».
Этой светлой картине простора противопоставляется мрачный, тесный, развратный, давящий Питер, место страданий и кровавых убийств {по Достоевскому).
Все современные коммуникации тоже используют это противопоставление. Бесчисленные рекламы и экшены используют противопоставление света и тьмы. И политические лидеры включают эту идею в свои речи {речи Кеннеди — типичный пример этого).
2. Пространства
Они тоже формируют архетипические противопоставления в различных мифах, отражая:
• горизонталь — четыре стороны света;
• вертикаль — отношения высоко/низко, верх/низ.
Горизонталь — четыре стороны света
Различные мифологические явления объединены в пары. Таким образом, в одном месте группируется «женское, левое, луна, а в другом — мужское, правое и солнце, так что соотношение мужское и женское при известных условиях может быть передано через отношение правое и левое или солнце и луна, т. е. уже на другом уровне и с использованием другого кода — "астрономического" вместо "социального"» (Мелетински Е., с. 323, 324}.
Пространства тоже выступают носителями знаков; они не столько отображают географические координаты, сколько имеют моральное значение: «Левое — это обычно пагубная, мрачная, ошибочная,лунная сторона чего-то, символизирующая
Мир (болг.}. — Примеч. перев.
ДИХОТОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МИФОВ
прошлое. По христианскому учению, во время Страшного суда праведники будут стоять с правой стороны, а грешники — с левой. В сценах, изображающих распятие Христа на кресте, покаявшийся вор изображен с правой стороны от Христа, а другой — с левой; в подножии креста Дева Мария находится справа, а Святой Иоанн Креститель — слева, т. е. Церковь — справа, а Синагога — слева. В Китае все наоборот: левая сторона — это сторона чести, так как это слабая сторона "инь"; а правая сильная сторона "ян" стремится к насилию, из-за этого сама себя уничтожает. Однако во времена войн, а также ига и разрухи, левое и правое меняют свои позиции» (Купер Ж., с. 125).
Вертикаль — отношения высокое/низкое; верх/низ
Эти пространственные отношения так же, как и горизонтальные, передают значения. Подземный, влажный, мрачный мир принадлежит всевозможным чудищам— демонам, чудовищам, ползучим тварям и т.д. Светлое и чистое небо — это место богов и героев.
Между этими полярными противопоставлениями существует переход — земля: «Земля как обитаемое людьми место, которое расположено между "верхним" и "нижним" мирами, часто подается как средний мир, средняя земля (например, в скандинавской и сибирской мифологии)» (Мелетински Е., с. 296). Пространства и политические и маркетинговые коммуникации И сегодня значения этих противопоставлений те же самые, и мы пользуемся ими так же активно, как и в мифологические времена. Коммунистические, нацистские и фашистские вожди забираются на высокие мавзолеи и трибуны. С высоких подиумов смотрят на нас и манекенщицы.
Корпоративная архитектура тоже связана с пространством: небоскребы устремлены в небо, важные здания строятся на высоких местах, кабинеты начальников расположены на верхних этажах.
Высокие мужчины более желанны, манекенщицами могут быть только длинноногие девушки и т. д.
На основе пространственных противоречий построены и некоторые романтические истории. Так, например, в «Унесенных ветром» Север — это знак техно-кратичных варваров, уничтожающих утонченное и аристократическое общество Юга.