Конкурентоспособность международных компаний

Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность — это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

Конкурентоспособность компании — это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся:

- стратегия фирмы;

- наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- инновационный потенциал;

- доля рынка;

- эффективность менеджмента.

 
 

При этом, оценивая конкурентоспособность такой компании, необходимо учитывать основные факторы конкурентоспособности ее продукции, самой компании и страны базирования. Конкурентные позиции международной компании в стратегическом плане базируются на таких основных компонентах: ресурсы и возможности самой компании, конкурентные условия отрасли, национальные факторы.

Эволюция перехода национальной компании в статус международной.

Переход на международный уровень не является мгновенным скачком, а представляет собой эволюцию в стратегическом мышлении, результат сложного процесса. Специалисты по международному менеджменту выделяют шесть стадий перехода национальной компании в статус международной.

1. Экспорт - самая распространенная форма. Возникает в связи с появлением избытка продукции и выражается в разовых экспортно-импортных сделках. На этой стадии партеры недостаточно знают финансовые возможности, научно-производственный потенциал и деловой стиль друг друга. Отношения между партерами носят сугубо коммерческий характер.

2. На контрактной стадии фирма стремится к более прочным связям, чтобы стабилизировать сбыт. Показателем дальнейшего расширения и углубления отношений между партерами из разных стран является заключение контрактов на два года и более. В ряде случаев такие контракты предусматривают вывоз капиталов в виде кредитов, поставок оборудования, научно-техническое сотрудничество. Долгосрочный контракт может быть предоставлен на основе франшизы.

3. На стадии участия партнеры из разных стран оценили друг друга, убедились в надежности и целесообразности продолжения деловых контрактов. На этой стадии партеры часто создают консорциумы.

4. Четвертая стадия - стадия СП - является логичным продолжением третьей стадии. Партнеры создают СП и поначалу переносят свою деятельность в страну того партнера, который располагает действующим производственным или коммерческим предприятием. Практика показывает, что СП является временной формой международного сотрудничества, средний срок существования СП - 4 года.

5. Стадия слияния предприятий. В ходе деятельности СП один партнер становится сильнее и поглощает слабого. Объединение компаний специалисты советуют начинать не с производства, а с инжиниринга (технические услуги - консультации, которые предоставляются в виде технической документации, результатов исследований, экономических расчетов и др.; технические услуги, связанные с непосредственным строительством объекта или поставкой комплектного оборудования), маркетинга и коммерческих операций. Показателем успешного слияния фирм служит увеличение объема производственных и коммерческих операций и сокращение издержек производства и сбыта продукции на 10-20%. Результатом слияния предприятий из разных стран в одну компанию является образование ТНК.

Многие экономисты (например, Жан-Жак Ламбен) выделяют образование ТНК в отдельную стадию - стадию глобальной фирмы, которая воспринимает международный рынок как если бы он был единым. Стратегия такой фирмы основана на сходстве рынков, и в то же время адаптирована к ним там, где это необходимо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: