Методика применения учебных элементов в курсе информатики

М. Б. Лебедева,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информатизации ЦИПК,

Е. И. Соколова,

кандидат педагогических наук, доцент, эксперт проекта «Развитие модульных учебных программ в Санкт-Петербурге»

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Эта статья — третья в серии публикаций журнала «Информатика и образование», посвященных вопросам модульного обучения. В двух предыдущих были показаны харак­терные черты модульного подхода и возможности его реализации в курсе информатики (№ 5, 1997), а также представлена технология создания учебных элементов (№ 7, 1997). В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с методикой применения учеб­ных элементов (УЭ) по курсу информатики.

Преимуществом использования учебных элементов является возможность эффектив­ной реализации принципов:

• индивидуализации работы обучаемых;

• гибкой организации учебного процесса;

• постоянной обратной связи в ходе обучения;

• интенсификации учебной деятельности.

Использование учебных элементов служит обеспечением важнейшей составляющей индивидуализации обучения — создания реальных условий для этого. С УЭ обучаемый работает в темпе, соответствующем его индивидуально-психологическим особенностям. Скорость работы одних обучаемых позволяет им за время занятия освоить один учебный элемент, другие успевают проработать несколько и даже выполнить дополнительные задания. Применение учебных элементов поддерживает одну из главных компонент модульного обучения — репетиторство, когда более сильные учащиеся выступают в роли ассистентов преподавателя, консультируя и помогая более слабым. Организация взаим­ной помощи, совместной работы обучаемых полезна и первым (объясняя, они глубже осваивают материал), и последним (они получают необходимую поддержку в решении своих проблем).

Нужно отметить, что индивидуальные контакты между обучаемыми часто проходят успешнее, чем контакты между преподавателем и учащимися. Причина заключается в том, что у обучаемых сходная мотивация учения, близкие интересы, похожие цели. Однако роль преподавателя при такой организации обучения отнюдь не снижается. Напротив, востре­бованными оказываются его организаторский потенциал, высокая компетентность, позво­ляющая отвечать на сложные вопросы, возникающие у обучаемых, при работе с учебными элементами.

Применение учебных элементов обеспечивает гибкую организацию обучения, позво­ляя преподавателю варьировать их последовательность. Например, если некоторые учащиеся пропустили учебные занятия, работа в группе может быть организована так: одни обучаемые выполняют новый учебный элемент, другие работают с теми, которые пропустили.

Бывают случаи, когда оборудование компьютерного класса не позволяет всем выпол­нять одинаковое задание. Например, изучение группой из 12 человек текстового процес­сора Word может проходить в классе, где только 5 компьютеров поддерживают работу Word, а остальные машины позволяют работать лишь с операционной системой MS-DOS, Norton Commander и текстовым редактором Лексикон. Тогда преподаватель может раз­делить учащихся на несколько подгрупп и организовать их работу с разными учебными элементами.


Работа с учебными элементами проходит в режиме постоянного контроля за ходом обучения. Он осуществляется через тесты достижений, которыми завершается учебный элемент. При этом каждый учащийся постоянно находится в поле зрения преподавателя, «отслеживающего» ход его обучения. Тем самым учебный элемент обеспечивает посто­янную обратную связь в обучении.

Использование учебных элементов позволяет преподавателю сделать учебную дея­тельность более насыщенной, обеспечить ее интенсификацию. Работа учащихся на занятии становится более организованной, преподаватель меньше времени тратит на решение организационных проблем, и в результате — больший объем работы, выполняе­мой на занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: