М. Б. Лебедева,
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информатизации ЦИПК,
Е. И. Соколова,
кандидат педагогических наук, доцент, эксперт проекта «Развитие модульных учебных программ в Санкт-Петербурге»
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Эта статья — третья в серии публикаций журнала «Информатика и образование», посвященных вопросам модульного обучения. В двух предыдущих были показаны характерные черты модульного подхода и возможности его реализации в курсе информатики (№ 5, 1997), а также представлена технология создания учебных элементов (№ 7, 1997). В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с методикой применения учебных элементов (УЭ) по курсу информатики.
Преимуществом использования учебных элементов является возможность эффективной реализации принципов:
• индивидуализации работы обучаемых;
• гибкой организации учебного процесса;
• постоянной обратной связи в ходе обучения;
• интенсификации учебной деятельности.
|
|
Использование учебных элементов служит обеспечением важнейшей составляющей индивидуализации обучения — создания реальных условий для этого. С УЭ обучаемый работает в темпе, соответствующем его индивидуально-психологическим особенностям. Скорость работы одних обучаемых позволяет им за время занятия освоить один учебный элемент, другие успевают проработать несколько и даже выполнить дополнительные задания. Применение учебных элементов поддерживает одну из главных компонент модульного обучения — репетиторство, когда более сильные учащиеся выступают в роли ассистентов преподавателя, консультируя и помогая более слабым. Организация взаимной помощи, совместной работы обучаемых полезна и первым (объясняя, они глубже осваивают материал), и последним (они получают необходимую поддержку в решении своих проблем).
Нужно отметить, что индивидуальные контакты между обучаемыми часто проходят успешнее, чем контакты между преподавателем и учащимися. Причина заключается в том, что у обучаемых сходная мотивация учения, близкие интересы, похожие цели. Однако роль преподавателя при такой организации обучения отнюдь не снижается. Напротив, востребованными оказываются его организаторский потенциал, высокая компетентность, позволяющая отвечать на сложные вопросы, возникающие у обучаемых, при работе с учебными элементами.
Применение учебных элементов обеспечивает гибкую организацию обучения, позволяя преподавателю варьировать их последовательность. Например, если некоторые учащиеся пропустили учебные занятия, работа в группе может быть организована так: одни обучаемые выполняют новый учебный элемент, другие работают с теми, которые пропустили.
|
|
Бывают случаи, когда оборудование компьютерного класса не позволяет всем выполнять одинаковое задание. Например, изучение группой из 12 человек текстового процессора Word может проходить в классе, где только 5 компьютеров поддерживают работу Word, а остальные машины позволяют работать лишь с операционной системой MS-DOS, Norton Commander и текстовым редактором Лексикон. Тогда преподаватель может разделить учащихся на несколько подгрупп и организовать их работу с разными учебными элементами.
Работа с учебными элементами проходит в режиме постоянного контроля за ходом обучения. Он осуществляется через тесты достижений, которыми завершается учебный элемент. При этом каждый учащийся постоянно находится в поле зрения преподавателя, «отслеживающего» ход его обучения. Тем самым учебный элемент обеспечивает постоянную обратную связь в обучении.
Использование учебных элементов позволяет преподавателю сделать учебную деятельность более насыщенной, обеспечить ее интенсификацию. Работа учащихся на занятии становится более организованной, преподаватель меньше времени тратит на решение организационных проблем, и в результате — больший объем работы, выполняемой на занятии.