Расчет сезонной компоненты в аддитивных моделях

LJ Пример 9.2. Вернемся к примеру 9.1 предыдущего параграфа, в котором рассматриваются квартальные объемы продаж компании Lewplan pic. Мы уже выяснили, что этим данным отвечает аддитивная модель, т.е. фактически объемы продаж можно выразить следующим образом:

А = Т + S + Е.

Для того чтобы элиминировать влияние сезонной компоненты, воспользуемся методом скользящей средней. Просуммировав первые четыре значения, получим общий объем продаж в 19X6 г. Если поделить эту сумму на четыре, можно найти средний объем продаж в каждом квартале 19X6 года, т. е.

(239 + 201 + 182 + 297)/4 = 229,75.

Полученное значение уже не содержит сезонной компоненты, поскольку пред­ставляет собой среднюю величину за год. У нас появилась оценка значения тренда для середины года, т.е. для точки, лежащей в середине между кварталами II и III. Если последовательно передвигаться вперед с интервалом в три месяца, можно рассчитать средние квартальные значения на промежутке: апрель 19X6 — март 19X7 (251), июль 19X6 - июнь 19X7 (270,25) и т.д. Данная процедура позволяет генерировать скользящие средние по четырем точкам для исходного множества данных. Получаемое таким образом множество скользящих средних представляет наилучшую оценку искомого тренда.

Теперь полученные значения тренда можно использовать для нахождения оценок сезонной компоненты. Мы рассчитываем:

А - T = S + E.

К сожалению, оценки значений тренда, полученные в результате расчета скользящих средних по четырем точкам, относятся к несколько иным моментам


296 Ч. 2. Анализ данных как составная часть принятия решений

времени, чем фактические данные. Первая оценка, равная 229,75, представляет собой точку, совпадающую с серединой 19X6 г., т.е. лежит в центре промежутка фактических значений объемов продаж во II и III кварталах. Вторая оценка, равная 251, лежит между фактическими значениями в III и IV кварталах. Нам же требуются десезонализированные средние значения, соответствующие тем же ин­тервалам времени, что и фактические значения за квартал. Положение десезона-лизированных средних во времени сдвигается путем дальнейшего расчета средних для каждой пары значений. Найдем среднюю из первой и второй оценок, центрируя их на июль-сентябрь 19X6 г., т. е.

(229,75 + 250/2 = 240,4.

Это и есть десезонализированная средняя за июль-сентябрь 19X6 г. Эту десезона-лизированную величину, которая называется центрированной скользящей средней, можно непосредственно сравнивать с фактическим значением за июль-сентябрь 19X6 г., равным 182. Отметим, что это означает отсутствие оценок тренда за первые два или последние два квартала временного ряда. Результаты этих расчетов приведены в табл. 9.2.

Таблица 9.2. Расчет по 4 точкам центрированных скользящих средних значений тренда для модели А — Т - S + Е

Дата Объем продаж, тыс. шт. Итого за четыре квартала Скользящая средняя за четыре квартала Центриро­ванная скользящая средняя Оценка сезонной компоненты A -T=S + £
  2 '        
Январь-март 19X6     -    
Апрель-июнь     229,75    
Июль-сентябрь       240,4 -58,4
Октябрь-декабрь     270,25 260,6 + 36,4
Январь-март 19X7       279,6 + 44,4
Апрель-июнь     310,75 299,9 -21,9
Июль-сентябрь       320,4 -63,4
Октябрь-декабрь     350,5 340,3 + 43,8

Гл. 9. Временные ряды и прогнозирование 297


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: