В июне 1990 г. директор-распорядитель крупного мебельного магазина "Cushair Designs" пригласил консультанта по менеджменту с целью разработать простой и практичный метод прогнозирования уровней квартальных объемов продаж магазина на шесть месяцев вперед. В процессе решения этой задачи консультант пришел к выводу, что метод прогнозирования, отвечающий этой цели, в первую очередь предполагает десезонализацию валового объема продаж за последние 30 месяцев. Затем полученные значения временного ряда можно нанести на график, построить прямую, наилучшим образом их аппроксимирующую, и экстраполировать полученную тенденцию на ближайшие два квартала. Применение соответствующего индекса сезонности к этим значениям позволит получить оценки объемов продаж на два следующих квартала.
Значения валового объема продаж Cushair Designs
Период продаж | Объем розничной продажи, тыс. ф. ст. |
Январь-март 1988 | |
Апрель-июнь 1988 | |
Июль-сентябрь 1988 | |
Октябрь-декабрь 1988 | |
Январь-март 1989 | |
Апрель-июнь 1989 | |
Июль-сентябрь 1989 | |
Октябрь-декабрь 1989 | |
Январь-март 1990 | |
Апрель-июнь 1990 |
Консультант по менеджменту дал также некоторые рекомендации по поводу того, как можно избежать расчета индексов сезонности для универмага. Он счел эту продедуру нецелесообразной, поскольку в его распоряжении было слишком мало информации за прошлые периоды. Он решил использовать национальный поквартальный индекс сезонности, значения которого публикуются в прессе. Он предполагал, что ассортиментный набор мебельного магазина его клиента
in4. 2. Анализ данных как составная часть принятия решений
Незначительно отличается от того ассортиментного набора, на основе которого строится национальный индекс.