Приемная закрыта


512 Ч. 4. Моделирование в бизнесе

U Пример 14.2. Компания с ограниченной ответственностью "АМС Tyres" про­изводит продажу и ремонт покрышек к автомобилям в ремонтной мастерской, расположенной в центре города. Приход клиентов носит случайный характер, система предварительной записи отсутствует. Клиентам, которые звонят в мастер­скую заранее, отвечают, что они могут прийти в любое удобное для них время. В результате наблюдений за временными интервалами между последовательными моментами прихода клиентов были получены следующие данные:

Таблица 14.15. Модель интервалов приезда автомобилей в ремонтную мастерскую

Временные интервалы между прибытием автомобилей, мин                
Вероятность 0,04 0,08 0,15 0,30 0,20 0,13 0,08 0,02

Время, необходимое для осмотра и замены покрышек, было оценено с точнос­тью до минуты. Оно изменяется в пределах промежутка от 21 до 40 мин, причем появление любого значения равновероятно.

На настоящий момент внутри мастерской компании "АМС" имеются одна оборудованная всем необходимым монтажная площадка, а также место для парковки еще одного автомобиля. Кроме того, вне мастерской есть еще место для парковки только одного автомобиля. Стоянка на близлежащей дороге запрещена, поэтому любой водитель, который подъехал в тот момент, когда заняты как монтажная площадка, так и оба отведенных для парковки места, вынужден будет уехать и по сути является для компании потерянным клиентом. Потеря каждого клиента обходится компании в среднем в 50 ф. ст. Если сделать небольшую реконструкцию, то внутри ремонтной мастерской можно оборудо­вать вторую монтажную площадку, но при этом место для парковки внутри мастерской придется демонтировать. На самом деле это не представляет особой проблемы, так как в любом случае длина очереди и порядок продвижения клиентов останутся неизменными. Стоимость эксплуатации второй монтажной площадки составляет 35 ф. ст. в час. Построим имитационную модель для ситуации с 25 клиентами. Следует ли "АМС" вводить в эксплуатацию вторую монтажную площадку?

Решение

Переменными в задаче являются:

Интервалы времени между последовательными моментами приезда клиентов. Эти данные собрать достаточно трудно, поскольку нам необходима модель прибытия потенциальных клиентов, многие из которых вынуждены уехать в связи с тем, что отведенные для парковки автомобилей места уже заняты.

2. Время обслуживания автомобилей. Оно представляет собой 20 интервалов длиной в одну минуту каждый, от 21 до 40 включительно. Если все они равнове­роятны, то вероятность появления каждого значения составит: 1/20 = 0,05.


Гл. 14. Имитационное моделирование

Таблица 14.16. Распределение интервалов случайных чисел для интервалов приезда клиентов

IAT, мин Вероятность Кумулятивная вероятность Случайные числа
0 5 10 15 20 25 30 35 0,04 0,08 0,15 0,30 0,20 0,13 0,08 0,02 0,04 0,12 0,27 0,57 0,77 0,90 0,98 1,00 00-3 04-И 12-26 27-56 57-76 77-89 90-97 98-99

Таблица 14.17. Распределение интервалов случайных чисел для продолжительности обслуживания

Времярмин Вероятность Кумулятивная Случайные
    вероятность числа
  0,05 0,05 00-04
  0,05 0,10 05-09
  0,05 0,15 10-14
  0,05 0,20 15-19
  0,05 0,25 20-24
  0,05 0,30 25-29
  0,05 0,35 30-34
  0,05 0,40 35-39
  0,05 0,45 40-44
  0,05 0,50 45-49
  0,05 0,55 50-54
  0,05 0,60 55-59
  0,05 0,65 60-64
  0,05 0,70 65-69
  0,05 0,75 70-74
  0,05 0,80 75-79
  0,05 0,85 80-84
  0,05 0,90 85-89
| 40 0,05 0,05 0,95 1,00 90-94 95-99

Процесс моделирования мы начнем с одной монтажной площадкой и макси­мальной очередью, состоящей из трех автомобилей, установив моделируемый счетчик времени на нулевой отметке. Первый клиент прибудет в момент времени: 0 + первый IAT.

В процессе моделирования потока из 25 клиентов 10 из них уехали из-за отсутствия места для стоянки. Этот факт приводит к потере прибыли, составившей 10 х 50 ф. ст. = 500 ф. ст. Среднее время ожидания окончания обслуживания до того момента, когда получивший услугу клиент покинет мастерскую, составляет 50 мин.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: