Особенности формулировки любой имитационной модели зависят от специфики рассматриваемой проблемы. Для иллюстрации общего алгоритма рассмотрим два типа систем массового обслуживания.
Пример 14.1. Доктор Аббот и доктор Буф имеют в совместной собственности кабинет, в котором начиная с 9.00 ведут утренний прием больных. Приемная открывается в 8.30, а закрывается в 10.00 утра. Секретарь сохраняет записи об обращениях пациентов за последние десять недель, кроме того, сами врачи ведут учет пациентов, принятых ими в часы консультаций. Входной поток имеет следующую структуру:
Таблица 14.8. Модель входного потока пациентов
Промежуток между моментами появления пациентов, мин | / | |||||||
Вероятность | 0,05 | 0,05 | 0,10 | 0,20 | 0,40 | 0,10 | 0,05 | 0,05 |
Одна половина пациентов регистрируется у доктора Аббота, другая — у доктора Буфа, причем они образуют две отдельные очереди, которые движутся по принципу "обслуживания в порядке прибытия" (FIFO). Однако если свободен другой доктор, то 90% пациентов высказывают желание обратиться к нему, когда подошла их очередь, а их доктор занят. Распределение времени консультаций обоих докторов имеет следующий вид:
|
|
Таблица 14.9. Распределение времени консультаций — модель обслуживания
Продолжительность консультаций, мин. | |||||
Вероятность | 0,10 | 0,20 | 0,50 | 0,10 | 0,10 |
Для каждого пациента отводится одинаковое время на консультацию независимо от того, какой из докторов его обслуживает. Однако в зависимости от конкретной ситуации можно ввести в модель и два типа распределений времени консультаций отдельно для каждого из врачей.
Ч. 4. Моделирование в бизнесе
Используя имитационную модель, оценить входной поток пац**1611™ в часы утреннего приема и ответить на следующие вопросы: j. Какое число пациентов ожидает в приемной в 9.00 утра?
2. Чему равно среднее время ожидания пациентом приема в очереди*
3. В котором часу каждого из докторов покидает последний палиен*"*