Трансформация философии

В качестве примера укажем только на то, что Кант и особенно Фихте понимали отношение так называемого «внешнего мира» к мыслящему «Я» не иначе, как в качестве опосредованного категориями причинности (воздействия) или же «полагания» Не-Я посредством Я.' Когда впоследствии феноменология в определенном смысле повторяет устремление немецкого идеализма, включая устремление Гумбольдта, то она будет действовать, исходя из фундаментально новой предпосылки: предпосылки открытой (или переоткрытой) Брентано структуры интенциональности. Только теперь становится совершенно очевидным, что господствующее в любом познании отношение «Я» и «внешнего мира» не имеет ничего общего с причинным отношением между внутримирно сущими вещами, так как они никогда не могут «встретить» друг друга.

Для того, чтобы иметь возможность радикально взяться за прежнее устремление идеалистической философии - понимать духовный мир из самого себя, - потребовалась, по-видимому, атака на немецкий идеализм, которая в позитивизме 19-го века еще раз со всей отчетливостью обнажила структуру, огромную продуктивную способность, но также и границы причинно-аналитического метода редукции. Только таким образом стало возможным увидеть неясности и смешения проблем, например, у Гердера, Гумбольдта и др., и понять их, возможно, лучше, чем они понимали сами себя.

Далее этот тезис должен быть прояснен на примере понимания языка и поэзии. В 19-м столетии нас интересует при этом именно то направление, которое никогда полностью не теряло связь с немецким идеализмом, т.е. не столько ярко выраженные позитивисты или даже материалисты, например, теория среды в искусстве или материалистическое понимание языка у Шлейхера, и поборники точных фонетических законов, но и не дарвинистская переинтерпретация идеалистической идеи развития в биологизме, но, прежде всего, такие люди, как Штейнталь, Г. Пауль или Дильтей, которые более или менее отчетливо продолжали идеалистическую традицию или, как Дильтей, явно проти-

' Вторая фаза феноменологии с точки зрения присущей ей логики герменевтического круга должна была обнаружить, что идеалистическая и материалистическая «диалектика» вообще сводится в конце концов к оптическому объяснению качественных феноменов. - Особенно характерным примером внутренней зависимости, в том числе и идеализма, от метода оптической редукции является Шеллинг, великие феноменологические начинания которого осуществляются по большей части в виде гнозиса, т.е. средствами мифического - во всяком случае донаучного - метода редукции, который дискредитирует свое подлинное устремление именно в случае эмпирических наук. Ср. особенно K.Jaspers, Schelling, ΟΓϋββ und Ve-rhangnis, Munchen 1955.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: