Две фазы феноменологии

вопоставляли естественнонаучному «объяснению» «понимание» как метод наук о духе. Именно у них тенденция редукционизма современной науки проявляется в наиболее скрытой, сублимированной и потому наиболее действенной форме - форме психологизма и историзма.

Здесь я должен сделать одно предварительное замечание. Как характеристика позитивистского метода объяснения, данная выше, так и характеристика исторической или психологической редукции не свидетельствует ни о недооценке этого научного метода как такового, ни об игнорировании чрезвычайной плодотворности именно этих взглядов «историзма» еще и в наше время. В отношении Дильтея следует, кроме того, подчеркнуть, что он, особенно в своей поздней фазе, в своем понятии жизни, в разработке «жизненных отношений» и «объективного духа» преодолел психологизм и непосредственно воздействовал на вторую фазу феноменологии.

Что здесь важно для нас, может быть прояснено на следующем примере: Дильтей нередко говорил, что решительное продвижение в понимании религиозных феноменов от Лессинга к Шлейермахеру он усматривает в том, что эти феномены научились понимать как факты переживания исторической душевной жизни. Здесь, таким образом, духовный комплекс значений не получает «окончательного объяснения», как в эпоху Просвещения, хотя и редуцируется к имманентности психических переживаний вообще. Именно в этом для Дильтея заключена единственная возможность научного постижения духовного феномена, т.е. постижения свободным от догматизма образом. Следует понимать его как психический факт, т.е. не непосредственно объективно, как он предстает в наивном переживании, но путем рефлексии над его данностью в плоскости исторически меняющейся субъективности. Этому точно соответствует дильтеевская трактовка философии как «философии философии», или эмпирико-исторического учения о мировоззрениях и, наконец, - в связи с нашей темой - обоснование духовно-исторического метода искусствознания, который ищет в произведении искусства душу художника или эпохи (ср. название работы: Переживание и поэзия). В этой фазе его мышления «понимающая психология» представляется ему систематическим основанием всех наук о духе.

Для того, чтобы со всей отчетливостью понять тенденцию редукционизма духовно-исторического метода, который у осторожного и неутомимо исправляющего самого себя Дильтея всегда пересекается с тенденцией, учитывающей герменевтический аспект, следует обратиться к такому экстремальному случаю, как «Закат Европы» Шпенг-лера. Здесь историческая и психологическая релятивизация объективного духа, включая математику и точную науку, проводится радикаль-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: