Гугеноты — протестанты во Франции (1523-1598)

В 1523 г., спустя всего лишь год после появления лютеровско-го перевода Нового Завета на немецкий язык и за два года до появления перевода Тиндаля, Жакьюс Левефре де Этаплес опубликовал Новый Завет на французском языке. Целиком Библия на французском языке появилась в 1530 г. (Antwerp Bible). Другой перевод, выполненный Пиерре Робертом Оливетаном, был опубликован в 1535 г. (Он был восстановлен в 1557 г. и стал известен под названием «Женевская Библия»).

Двоюродный брат Оливетана, Жан Кальвин, бежал из Франции из-за преследований и обосновался в Женеве, где учредил учебный центр для многих французских протестантов. Протестантов во Франции стали называть «гугенотами», это название происходит от немецкого слова, означающего «члены конфедерации» или «союзники»[52]. Несмотря на суровые притеснения количество гугенотов постепенно увеличивалось до тех пор, пока в 1553 г. пятеро из них не были публично сожжены на костре. Это событие, вместо того чтобы положить конец движению гугенотов, привело к его укреплению и расширению, в результате чего четыре года спустя треть французов (около 300 тыс.) были уже протестантами.

Спустя два года в Париже собрался национальный синод, который подписал «Вероисповедание Реформатских Церквей», на что папа римский отреагировал тем, что запретил читать Библию. За три последующих года, то есть к 1562 г., количество церквей по всей стране увеличилось с 300 до 2000, и так как они испытывали грубые нарушения своих религиозных прав, то они образовали политический союз с тем, чтобы защищать их. Это, в свою очередь, привело к гражданской войне между протестантами и католическими властями. Данный конфликт продолжался до 1598 года, когда был подписан Нанский эдикт[53], который гарантировал религиозные и политические свободы в отдельно взятых регионах страны.

В 1572 г. 30 тыс. протестантов были убиты при праздновании Дня Святого Варфоломея. Гугеноты убедились в необходимости использования силы для самозащиты ив 1579 году они обосновали это с библейской точки зрения в работе Vindiciae Contra Tyrannos («Защита свободы от тиранов»). Этот документ, проект которого составил Филипп ДуПлессис Морней и который основывался на кальвиновских работах, стал образцом для американских поселенцев во времена революции 1776 г. В старинной гугенотской песне есть такие слова: «Дух, который оживил их, пробудил их детей, чтобы они знали, как следовать за ними».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: