Внешняя линия и форма движения

Для актера недостаточно уметь правильно выполнять-то или иное движение. Он должен знать совершенно точно, какой рисунок, какую внешнюю форму имеет его движение. Он должен уметь мысленно проверить свое положение, а также по своему желанию сделать любое движение.

Прежде всего актер должен изучить свои внешние данные и, исходя из них, свои возможности движения.

Каждый человек имеет свою походку, свою манеру здороваться, есть и т. д. Актер должен научиться изменять их по собственному желанию. Он должен уметь точно воспроизвести движение или восстановить его на п амять, также выполнить любое движение по своему или режиссерскому заданию.

Кроме того, ему приходится сопоставлять свое движение движению партнера и всего ансамбля как в однородных, так и в контрастных движениях.

Основная же трудность заключается в том, чтобы движение являлось выражением его.внутреннего состояния и его сценических задач, о р г а н и-чески вытекало бы из них и, кроме того, подчеркивало бы ях — доносило до зрителя.

Изучать движение можно в любое время, в течение всего дня: как я стою, как хожу, как здороваюсь? Всегда ли одинаково я это делаю, и чем отличается моя походка или другое движение в каждом отдельном случае?

Проверить свое движение можно зрительно или внутренне, то есть мышечно его ощущая.

Хорошо развитое мышечное чувство делает" возможным ощущение стиля, характера, линии и формы и движения, столь необходимые для актера

При умелом и внимательном наблюдении и изучении как своего движения, так и движения окружающих, приобретается богатейший материал для творческой работы актера над ролью.

При неправильном понимании целей данного раздела может возникнуть опасность позирования. Во избежание этого следует уходить от абстрактных и театрально условных движений, четко оправдывая движение простой и конкретной задачей. А изучая изменение движения.в зависимости от поставленных условий и задам, строить упражнения на привычных бытовых, производственных и прочих движениях.

Изгоняя абстрактные позы, нужно всегда уметь ответить иа вопросы: что я делаю, почему и зачем я это делаю и, наконец, как я это делаю?

Упражнения

1198. Точное воспроизведение движения. Один (становится против всей группы и исполняем ряд движений любого характера. Вся группа должна точно повторить за ним все движения.

По условию, группа выполняет движения или в ту же сторону (если стоящий перед ними протягивает, правую руку, то и группа правую), или же в зеркальном отражении

(если передний протягивает правую руку, то группа — левую).

То же: но первый становится впереди группы (спиной к ней) и может двигаться по площадке.

1199. Зеркало. Становятся попарно, лицом друг к другу, и рассчитываются на первый и второй.'

Первые номера, смотря на вторых (как бы.смотря в, зеркало), делают ряд движений, проверяя их в «зеркале». Вторые одновременно точно повторяют все движения первого, как бы отражая его движения. Потом меняются ролями.::

Примеры: надеть шляпу, завязать галстук, почистить костюм и т. д.

1200. Однородные движения. Выходное положение. Встать в шеренгу, положив руки друг другу на плечи.

Упражнение. Наклоняясь вперед, поднять назад кверху правую ногу, прогибаясь ласточкой и слегка согнув левую ногу.

Движение должно быть выполнено всеми одновременно и совершенно одинаково по внешнему рисунку. Обладающие большей гибкостью должны подогнать свое движение под общий уровень, добиваясь абсолютной точности и чисто гы линии.

То же: на любом движении, а также на ходу.

1201. Линия движения. Встать прямо.

Упражнение. Одной или обеими руками описывать круги различной величины и в различных плоскостях: перед собой, над головой, сбоку, на полу и т. д., как бы рисуя их. I

То же: каждой рукой в различном направлении.

То же: в одну сторону, но* круги разной величины.

То же: включая движение корпуса и головы.

То же: стоя, сидя или лежа — круги ногой или обеими ногами.

Направление, величина и количество кругов.сначала делаются точные, затем произвольно варьируются.

1202. Линия движения. Выходное положение. Сидя на стуле. По заданию педагога, занимающиеся чертят в воздухе в различных направлениях линии:

а) прямые;

б) волнообразные;!

в) зигзагообразные;

г) дуги, квадраты и прочие фигуры.

То же: на ходу.

То же: произвольно чередуя рисунок линий.

1203. Непрерывная линия. Начинают движение одни руки, давая непрерывную линию движения так, чтобы одно движение переливалось в другое. Постепенно включается голова, корпус и ноги, продолжая непрерывно* движение на ходу.

То же: вдвоем, ие расцепляясь во все время движения.

То же: на ходу бегом.

1204'. Замедленное движение. Берется любое движение, например поднять табуретку и переставить ее на другое место.

Движение производится в среднем темпе. Затем это же движение производится в очень.медленном темпе, но совершенно точно воспроизводя все движения, как будто оно делается в быстром темпе. Это упражнение не следует.смешивать с упражнением на движение в различных темпам, так как там характер движения в зависимости от темпа меняется, здесь же, наоборот, остается тем же, хотя это может быть и неудобно для медленного выполнения движения, как замедленная съемка.

1205. Оправдание движения. По -сигналу все быстро делают какое-нибудь -случайное движение и застывают на месте, проверяя свое положение и стараясь найти ему оправдание.

По следующему сигналу все начинают двигаться, продолжая как бы -временно -прекращенное движение. Пример первый: руки с-опнуты перед собой. Представляю у себя в руках канат, который продолжаю тащить к себе. Пример второй: наклонился вниз, руки около йоги. Продолжаю зашнуровывать ботинок. Пример третий: напряженно согнулся вперед. Продолжаю тащить,на спине МЕШОК и т. д.

1206. Четкость движения. Выходное положение. Сесть на пол.

Упражнение. По сигналу резко повернуть голову, влево назад и посмотреть в угол — по направлению звука — и снова повернуть голову обратно.

На второй сигнал быстро повернуться влево всем корпусом, опереться руками на пол и замереть в этом положении, прислушиваясь и приглядываясь.

На третий сигнал перекинуть правую согнутую ногу через левую, находясь в положении старта, готовясь вскочить. На четвертый сигнал низко прильнуть к земле, прячась вниз.

То же: в другую сторону.

1207. Характер движения. Один становится в центре круга или в одной стороне зала и начинает что-нибудь делать. Могут быть использованы любые движения: гимнастические, танцевальные, трудовые и другие.

Остальные, уловив характер его движений, начинают подражать ему, но не копируя движения, а действуя самостоятельно, лишь в характере данного им движения.

Потом его сменяет другой, придав новый характер движению.

1208. Характер движения: резкость, плавность и т. д. Всем дается одно движение. Вначале дается гимнастическое движение. Пример: рука движется вперед, вверх и вниз. Затем вводятся движения любого раздела сценических навыков. Пример: двое переносят скамью из одного угла в другой или труппа передает по конвейеру несколько различных предметов. Впоследствии могут быть взяты производственные, бытовые и другие движения. Пример: двое идут навстречу друг другу, здороваются, один роняет шляпу (палку, платок, книгу), другой ее поднимает, прощаются и расходятся в разные стороны.

Движения.производятся энергично, чеканно.

Когда все движения будут выполнены правильно и достаточно четко, то эти же движения производятся плавно, мягкими, закругленными движениями, не изменяя, однако, темпа движения.

После этого то же движение производится очень легко, без всякого усилия. В следующий раз с большим напряжением и т. д.

В' дальнейшем выполнение движений изменяется в зависимости от изменения условий и задач. Пример первый: все 'Очень спешат, такi как был звонок на урок. Пример второй: нельзя шуметь! потому что рядом урок, и т. д.

Оправдание условий может быть общим или же каждый оправдывает его для себя самостоятельно.

Следующий этап работы — это различный характер движений, но в одинаковых условиях и с одинаковой задачей. Пример: у одного движения тяжеловесные, медленные, у другого — свободные, легкие; условия и задачи одинаковы: оба торопятся.

И, наконец, последнее — это различный характер движений при различных у.елоеиях и задачах.,

Пример: один торопится, другой нет и даже пытается его задержат..

Этюды могут быть для двоих, троих, а также для целой группы одновременно. Пример: в.огороде, в мастерской и т. д.

1209. Симметричное движение. Взять вначале любое гимнастическое движение. Пример: отвести правую ногу и руку в сторону, а левую руку — кверху. Упасть на выпад правой ногой вправо, руки в стороны. Оттолкнувшись правой нагой, вернуться обратно. Опустить руки вниз.

То же: повторить влево с левой ноги и.руки.

То же: встав попарно, один делает вправо, другой — влево, ]

То же: встав лицом друг к другу.

То же: встав спиной друг к другу.

То же: встав в затылок, один впереди, другой — сзади.

1210. Композиция движения. Один становится посреди зала ими у стены, второй подходит к нему и становится в любом положении. Третий встает с другой стороны в таком же положении, как второй, но в противоналожном направлении (симметрично). Четвертый в свою очередь, учитывая.созданное построение, встает около второго в новом положении, а пятый симметрично с другой стороны и т. д., пока все не составят симметрично расположенную группу.

Затем один из них выходит и исправляет группу по своему желанию. Затем все расходятся и по сигналу вновь занимают свои места в группе.

То же: но группа строится не симметрично, а каждый как бы добавляет новый штрих созданной скульптуре, сохраняя характер, который придал ей ее основатель.

То же: разбиваясь на несколько групп. Каждой группе дается своя тема. Пример: «на отдыхе», «война», «за работой», «на старте» и т. д.

Каждая группа создает скульптуру «а заданную тему. Тема может быть одна, в порядке конкурса.

Здесь может быть использовано воспроизведение знакомых скульптур, картин, а также различных моментов известного сценического действия. Можно провести разгадывание темы.

1211. Симметрия мизансцены. С двух сторон выходят две пары подруки. Дойдя до середины, оставляют пару и, повернувшись лицом к авансцене, берут под-руку напротив стоящего и подходят к авансцене. Здесь остановившись, поворачиваются снова к первой своей паре, берутся подруки и уходят в разные стороны.

Вначале эти мизансцены проводятся чисто технически, на чистоту рисунка линии. Впоследствии можно давать им оправдание, причем эти оправдания надо максимально разнообразить. Пример для данной мизансцены: случайная встреча, условленная встреча, заговор, ссора м т..д,

'Оправдание может быть дано преподавателем или же придумано занимающимися.

1212. Групповое симметричное построен и е и движение.

1213. Асимметрия м изансцены. Группа в глубине проходит через сцену. Один должен пересечь им дорогу в определенной точке, причем на его пути.стоят столы, скамейки, которые он должен обойти, перепрыгнуть и т. д.

Проделывается несколько раз с различным оправданием. Пример первый: бежит навстречу друзьям; пример второй: хочет остановить, задержать; пример третий: бежит на помощь захваченному товарищу; пример четвертый: спасается бегствам ют преследования и т. д.

1214. Гр у п п о в о е продвижение по площадке (групповая мизансцена или массовая сцена). Все становятся в колонну по одному в затылок. Колонна движется по площадке, по команде изменяя направление движения.

То же: движение заранее услрвлено и выполняется без команды (может быть повторено напамять только что проделанное по команде).

То же: указан лишь характер линии продвижения, без. указания всего рисунка движения, который является произвольным. Пример: задание -г- продвижение зигзагами. Передний ведет всю колонну по зигзагообразным линиям, но направление, формы и величина зигзагов зависят от него самого.

То же: идут двумя самостоятельными колоннам,и.. Головные ведут свои колонны в различных направлениях, избегая неорганизованных столкновений, применяя скрещивание, параллельное движение и прочее.

То же: обе колонны должны продвигаться совершенно симметрично, не сговариваясь заранее.

Произвольное продвижение трех, четырех и более колонн и продвижение их по определенному заданию. Пример: одни движутся по прямым линиям и под прямым углом, другие — дугами, третьи — восьмерками, четвертые — змейкой и т. д., строго соблюдая рисуиок своего продвижении по площадке. Столкновение с другой группой может повлиять на величину фигуры, но не на ее рисунок.

То же: каждый человек в группе движется самостоятельно, причем характер заданий может быть различен. Пример: один должен выполнить определенный •рисунок движений на ллощадае, другой — точно его скопировать, третий в это время должен догнать впереди идущего, а тот старается от него уйти, пятый должен пробраться в определенном направлении, никого не' задев, или проходя как бы в темноте, и т. д.

В этих этюдах могут вводиться столы, стулья и другие предметы. Задания можно давать на движение в определенной части площадки, затем переходя на другую ее часть, варьируя задания 'самыми разнообразными сочетаниями.

Таким путем можно подойти к массовым сценам, где каждый, имея свой собственный рисунок движения по площадке, в то же время участвует в общем движении всего ансамбля.

Начиная с оправдании движения, постепенно переходят к обратному построению движения, то есть не к оправданию существующего уже движения, а наоборот, к созданию и построению движения в зависимости от задачи, с тем, чтобы движение являлось не самоцель ю, а средством перед а ч и мысли и эмоционального воздействия на зрителя.

В дальнейшем работа идет по заданию режиссера и все этюды согласуются с преподавателем по мастерству актера.

Вопрос более тонкой проработки характера движений, а также вопрос изучения стиля движений не может войти в данную книгу, так как эти вопросы непосредственно вплетаются в'дисциплину мастерства актера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: