У. Шекспир. «Укрощение строптивой».
К. Гольдони. «Трактирщица».
А. Бомарше. «Женитьба Фигаро».
Э. Ростан «Сирано де Бержерак».
Б. Шоу. «Пигмалион».
Ж.-Б. Мольер. «Плутни Скапена».
А. Фонвизин. «Недоросль».
А. Грибоедов. «Горе от ума».
Н. Гоголь. «Ревизор». «Женитьба».
А. Пушкин. «Каменный гость».
А. Чехов «Медведь».
А. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского».
А. Островский. «Не все коту масленица».
М. Булгаков. «Дни Турбиных».
Е. Шварц. «Обыкновенное чудо». «Тень».
А. Володин. «Ящерица».
М. Слободской. «Пифагор».
Л. Филатов. «Робин Гуд».
Э. Радзинский. «Конь в сенате».
После того как, сыгран последний отрывок, свет снова гаснет. Держа в руках зажженные свечи, уже знакомые пер-сонажи, выходят на сцену и поют песню М. Дунаевского «Ах, это вечер...» вместе со всеми актерами и зрителями.
ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ у нас всегда проходили либо хорошо, либо очень хорошо. Но ни в какое другое дело мы не вкла-дывали столько души и кропотливой, изнуряющей работы. Успеха не бывает без жертв.
Так заканчивается четвертый день лагерного сбора.
|
|
ДЕНЬ 5
09.45 - 10.00 УТРЕННИЙ РАЗВОД.
10.00 - 10.30 Завтрак.
10.30 - 12.00 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ. Написание доносов к делу СУД.
12.00 - 13.00 Подготовка.
13.00 - 14.00 МАЛЬЧИКИ В ГОСТЯХ У ДЕВОЧЕК.
14.00 - 14.30 Обед.
14.30 - 15-30 Отрядное время. Разделение к делу НОВЫЕ ОТРЯДЫ. Аре-
15.30 - 16.30 СУД.
16.30 - 17.15 ИТОГОВЫЕ СОБРАНИЯ В ОТРЯДАХ. РЕЙТИНГ ДЕЛ.
17.15 - 18.00 ОБЩЕЕ ИТОГОВОЕ СОБРАНИЕ.
18.00 - 19.00 Подготовка.
19.00 - 19.45 НОВЫЕ ОТРЯДЫ.
19.45 - 20.00 Сбор старых отрядов. Распределение на город ИСКУССТВ.
20.00 - 20.30 Ужин.
20.30 - 22.00 Подготовка к вечернему делу.
22.00 - 23.00 Вечернее дело ГОРОД ИСКУССТВ.
23.00 - 01.00 ПОСЛЕДНИЕ ОГОНЬКИ.
01.00 НОЧНОЕ КАФЕ.
Как я люблю этот последний день перед разъездом! Насколько он всегда хорош, настолько же быстро пролетает. Был и нету.
В этот день, окрашенный легкой грустью предстоящего расставания, все купается в нежности. Деление на отряды весьма условно, весь лагерь - одна семья. Никто уже не ходит строем и не звездится и не самоутверждается. Все друг другу улыбаются. Свои последние дела готовят и проводят комиссары и их милые, бесконечно любимые и ослепительно красивые дети.
Пятый день для комиссаров - пожинание плодов. Это - урожай для хлебопашца, зарплата для шахтера, аплодисмен-ты для артиста, финишная прямая для бегуна-стайера...
Главное - доплыть по инерции и ничего не испортить.
Самая незаметная в пятый день фигура - Старший Комиссар. Никому он теперь, неприкаянный, не нужен: ни детям, ни Отрядным Комиссарам. Отрядные же Комиссары еще не подозревают, что впереди последняя ночь, во время которой они тоже станут не нужны. Но грустить не надо: утром все вернется сторицей.
|
|
Все творческие дела в день пятый - сплошные импровизации. Никакой предварительной подготовки в городе они не требуют. И в этом главная интрига дня; бог знает как оно все получится и каким боком выйдет, но это уже не имеет ровно никакого значения.
Прочный задел первых четырех дней не позволит поколебать педагогические устои никаким импровизациям. Да и творческий неуспех всех мероприятий в этот день маловероятен. Дети уже настолько продвинуты и находятся в таком силь-ном состоянии куража, что ниже заданной планки ну просто уже не в состоянии опустится. Как говорят солдаты в фильмах про войну: «Сорок пятый - это не сорок первый.»
Так что главное, к чему теперь должны стремится комиссары - к получению удовольствия. В конце концов не ради ли вот таких радостей они пахали целых четверо суток, практически без сна?
Я не знаю,.. может и достойны уважения люди, про которых говорят: «... отдает все силы служению... отказывая се-бе во всем ради... без остатка...»
Давайте еще раз рубанем правду-матку и сознаемся в чудовищных вещах... Мы работаем не ради детей, не ради све-тлого будущего... До гуманистических идеалов человечества нам нет решительно никакого дела. Мы работаем для себя, же-лая поймать ощущения. Чтобы нам, красивым, было хорошо и удобно, легко и приятно, душевно и восхитительно... Но, если стремясь к этой цели, мы вдруг обнаруживаем, что кому-то другому, совершенно нечаянно, доставили удовольствие, то нам нисколечко этого удовольствия не жалко.
Сколько бы ты не отстегивал своей радости другим - у тебя ее будет только прибавляться.
Закон преумножения положительной энергии.
Вперед, коллеги, день последний!
СУД
- Подсудимый полностью оправдан,
но повесить все-таки надо.
А. Курицын
Весь сбор - это уже одна большая семья. Во время СУДА самые популярные и обаятельные дети сбора становятся объектами милых, дружеских шуток. В пятый день все любят всех, но дети, которым выпало великое счастье попасть в доно-сы, - самые любимые. И пусть они это почувствуют.
Суды, как коллективно-творческое дело существуют по-моему с 20-х годов (помните суд над Онегиным в книге Ка-верина «Два капитана»), но вот предшествующую суду как таковому процедуру написания доносов с некоторой робостью могу считать своей новинкой.
Правда хочу предупредить, что читка от дельных доносов сильно разочаровывает в отдельных детях. Но тут одно из двух: либо у писавших действительно подлая, тщательно маскируемая на сборе натура, либо просто еще не развито чувство юмора. Но в любом случае бежать сразу к реке топиться не стоит.
Подготовка. Написание доносов
Во время отрядного времени отводится примерно полчаса, для того, чтобы каждый ребенок отряда написал на кого-нибудь донос. Доносить можно как на своего ближнего по отряду, так и на своего дальнего из другого отряда.
Писать донос каждый ребенок должен в интимной обстановке разборчивым почерком (лучше печатными буквами). Подпись под доносом не обязательна, но всенепременнейше должен стоять номер отряда доносчика. Написанные доносы сворачиваются и опускаются в «Ящик для доносов», вывешенный на видном месте. После написания индивидуальных доно-сов комиссары отходят в сторонку, а дети сочиняют один-два коллективных доноса на своих и других комиссаров. Этим до-носам также находится достойное место в упомянутом «Ящике».
Потом каждый отряд должен выдвинуть из своих рядов одного Адвоката для участия в будущем процессе. Понятно, что Адвокатом должен быть самый красноречивый и остроумный ребенок отряда. Он должен четко понимать свою истин-ную задачу: не убеждать суд в невиновности подсудимого, а развлекать почтеннейшую публику. И никакой железной логики не требуется.