Эстетические показатели

Эстетические свойства - свойства, обусловливающие способность товаров выражать их общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках.

Эстетическая ценность отражает социально-эстетические идеалы и вкусы населения, она постоянно изменяется в соответствии с изменениями в образе жизни людей, освоением новых материалов, источников энергии, технологии производства и т.д.

Показатели эстетических свойств в отличие от показателей других потребительских свойств невозможно количественно определить с помощью метрологических средств измерений; эстетические свойства одних и тех же товаров могут быть оценены по-разному в зависимости от эстетических вкусов потребителей, условий окружающей среды, сложившейся общественной ситуации использования изделия. Это обусловлено социальной дифференциацией самого общества, проявляющейся, в частности, через типологию потребителей. Перед товароведами всегда стоит сложная задача выбора для закупок таких товаров, эстетические свойства которых соответствуют эстетическим потребностям каждой из групп потребителей.

Несмотря на то, что эстетические свойства большинства непродовольственных товаров представляют собой только внешнюю форму и не направлены на выполнение изделием основной функции, именно эти свойства во многом определяют конкурентоспособность товаров Не случайно столь большое значение для экономического процветания развитых государств во всем мире имеет дизайн - проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высоким уровнем потребительских свойств.

В отличие от других потребительских свойств, эстетические свойства нельзя познать без учета психологических процессов, которые протекают в человеческом сознании в момент эстетического восприятия. Человек выбирает предмет потребления в зависимости от его эмоциональной реакции на этот предмет.

Эстетическое восприятие отличается отсутствием анализа отдельных составляющих, происходящая эстетическая оценка носит немотивированный, субъективный характер. Однако, несмотря на субъективность эстетического восприятия, его процесс может быть проанализирован на основе выявления и классификации объективных свойств изделия.

Свойства выявляются, исходя из эстетических потребностей человека, для удовлетворения которых изделия должны быть современными по форме; их эстетическая форма не должна противоречить функциональному назначению; необходимо обеспечение их соответствия законам общей гармонии.

Информационная выразительность характеризует способность изделия выражать в его форме сложившиеся в обществе эстетические и культурные нормы, т.е. степень современности изделия.

Оригинальность - своеобразие изделий, выде­ляющее его среди других аналогичных изделий.

Оригинальность может проявляться в форме, конструкции изделия и отдельных его элементов, размерах, цвете, отделке, а также принципиально новых функциональных и эргономических свойствах изделий.

Это свойство играет большую роль в повышении конкурентоспособности изделий, поскольку связано со стремлением человека проявить свою индивидуальность.

Соответствие стилю - соответствие изделия устойчивой общности художественных признаков и черт, присущих продукции разного вида и назначения. Стиль непродовольственных товаров формируется на основе доминирующих черт формообразования, а также наиболее характерных для данной эпохи требований в искусстве и архитектуре. Каждой группе товаров присущи характерные ей стили, так как многочисленные попытки разработки общих для всех изделий стилеобразующих черт и признаков оказались неудачными. Так, традиционными для одежды являются классический, спортивный, романтический и фольклорный стили, при проектировании мебели используются черты стилей "постмодерн", "архетипы", "минимализм" и др.

Широкое распространение получил и так называемый фирменный стиль, предполагающий общие признаки и черты всех материальных объектов: фирменных бланков, промышленных изделий, упаковки, средств транспорта, фирменной одежды, зданий и т.д. Всем известен, например, стиль фирмы "Оливетти", служащий в течение многих лет надежной рекламой фирме.

Соответствие моде - соответствие изделий совокупности эстетических требований, господствующих в определенной общественной среде в определенное время.

В отличие от стиля эстетические признаки формы изделий, обусловливающие их модность, подвержены изменениям. При этом значение моды для разных групп товаров различно: наиболее важно оно для изделий, формирующих внешний вид человека, менее важно - для товаров хозяйственного назначения.

Изделия, не соответствующие требованиям моды, частично или полностью теряют свою потребительную ценность.

Эволюция моды связана с постоянно происходящими изменениями в обществе. Благодаря смене моды, облик человека меняется, становится созвучным своему времени.

По степени модности изделия можно подразделить на группы: изделия, выполненные по последним предложениям моды ("крик" моды); изделия, рекомендуемые как модные в текущем сезоне; изделия прошлых лет, классических форм, продолжающие быть модными; изделия, вышедшие из моды.

Модные формы, прежде всего силуэт, в одежде и обуви повторяются через определенные периоды, но всякий раз они новы за счет материалов, новых технологий, создаваемого образа, связанного с новыми эстетическими требованиями. По данным Т.В. Козловой, цикл, в течение которого обновляется эстетическая форма костюма, составляет 21-24 года, а полуцикл - от 10,5 до 12,5 лет. Существуют также циклы продолжительностью 3, 8, 13, 34, 55 лет, в пределах которых развиваются какие-либо детали, формы, внешний вид используемых материалов.

Степень модности и стиль определяют престижность изделий, создают имидж человека. Поэтому проблемы, связанные с этими эстетическими свойствами, существенно влияют на эстетическое восприятие, формирование культуры человека.

Особенностью моды является то, что некоторые ее направления принимаются лишь ограниченной частью населения (например, разработки известных дизайнеров в области одежды), а часть направлений используется при проектировании одежды, предназначенной для массового потребителя и может охватывать огромные слои населения. Массовая мода весьма чувствительна к однообразию, поэтому при закупках одежды и обуви товароведам нужно оптимально ограничивать объемы партий одинаковых товаров.

Рациональность формы - соответствие формы изделия назначению, особенностям технологии изготовления, применяемым материалам, эргономическая обусловленность.

Соответствие формы изделия его назначению состоит в том, что изделие современно по форме, т.е. выполнено в соответствии со сложившимися в обществе эстетическими нормами и представлениями, и эта форма не затрудняет обращения с изделием, не вызывает отрицательной реакции человека при использовании изделия по назначению.

Нерациональность формы характерна для изделий, созданных с преобладающим влиянием стилизации, избытком украшений, использованием морально устаревших конструктивных решений, процессов, материалов, ошибочных приемов художественного конструирования.

Эргономическая обусловленность характери­зует степень гармоничного сочетания в форме изделия красоты и удобства пользования. Изделия современных форм, изготовленные без должного учета антро­пометрических, физиологических и других эргономических требований человека, не представляют собой эстетической ценности, а в ряде случаев могут нанести вред человеку. Это касается, например, обуви с очень узким длинным носком или очень высоким каблуком, высокой платформой и т.д.

Целостность композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органичную связь элементов формы изделия.

"Композиция" в переводе с латинского означает сочинение, соединение, составление, связь, структура.

Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

В фронтальной композиции элементы формы распределяются в одной плоскости в двух направлениях - вертикальном и горизонтальном, например, ткани, ковры, обои.

Объемная композиция представляет собой объемную форму, расположенную в трехмерном пространстве. Выразительность и гармоничность объемных композиций зависит от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующих форму поверхностей. Это большинство непродовольственных товаров: обувь, бытовые машины, мебель и др.

Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей, а также интервалов между ними. Используется в решении улиц, площадей, микрорайонов.

Элементы любой формы весьма многообразны. Для их приведения к единству используют такие средства композиции, как ритм, равновесие, масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, позволяющие выявить в композиции главное и второстепенное, придать форме и ее элементам единый характер, достичь гармоничной соразмерности частей и целого и т.д.

Организация объемно-пространственной структуры изделий предполагает органическую связь, соразмерность, соподчиненность, единый характер всех элементов формы в соответствии с функцией изделия.

Например, размер и формы ручек управления в радиотоварах и бытовых машинах должны гармонично сочетаться с размерами и формой корпуса, зрительно не выделяясь, как обособленные элементы.

Тектоничность - это отражение в художественной форме взаимосвязи конструкции и материала изготовления: прочности, устойчивости, распределения нагрузок, взаимодействия несущих и несомых элементов. Тектоничным является такое изделие, в форме которого верно отражается работа конструкции, т.е. несущие элементы и формой выражают прочность, несомые элементы воспринимаются как более легкие.

Пластичность характеризует красоту взаимо­переходов объемов и плоскостей, плавность и гибкость элементов формы. Пластичными являются рельефные, объемные формы с мягкими переходами основных образующих. Современные дизайнеры в разработках новых изделий широко используют пластичные формы, существующие в природе, - скорлупу яйца, ореха, фигурки птиц, рыб, животных, насекомых. Это позволяет значительно повысить эстетическую ценность и эксплуатационные характеристики проектируемых изделий - от простых инструментов до современных высокоскоростных автомобилей.

В обеспечении целостности композиции важнейшее значение имеет колорит - соотношение всех цветов, используемых в оформлении изделия. Его значение обусловлено не только существенным влиянием на потребительную ценность товаров, но и психологическим воздействием на человека. Вопросами колорита и цвета занимается наука цветоведение, тесно связанная с физикой, физиологией и психологией человека, эстетикой, искусствоведением. Закономерности цветоведения исполь­зуются и в товароведении при анализе и оценках эстетических свойств товаров.

Колорит зависит от доминирующих в оформлении изделия цветов, их соотношения, цветовых тонов, а для изделий, имеющих рисунки (ткани, трикотажные полотна, ковры) определяющее значение имеет цвет фона рисунков, их гармония. Цвет фона может подчеркнуть четкость и рельефность узора или совершенно испортить его.

Принцип гармонии в изделиях с объемной композицией непосредственно связан с эстетикой цвета: цвет дополняет и завершает всю композицию, с его помощью можно улучшить не совсем удачные пропорции, выделить особенности объемно-пространственной структуры, усилить пластику. Для покупателей цвет часто бывает определяющим фактором решения о покупке.

Цвет - свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света.

Первое впечатление от изделий возникает благодаря цвету, это очень сильный фактор восприятия предметов окружающего мира.

Наблюдаемые в природе цвета разделяются на две группы: хроматические и ахроматические. Ахроматические (бесцветные) цвета включают белый, серый и черный. Они различаются между собой только количеством отражаемого цвета: белые поверхности отражают 70-90% падающего на них цвета, а черные - 3-4%. Серый цвет имеет множество оттенков от светло-серого с коэффициентом отражения 50-60% до темно-серого с коэффициентом отражения 10-20%. В гамме ахроматических цветов человеческий глаз различает около 300 оттенков.

Хроматические цвета - это цвета, различаемые человеком в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет характеризуется такими физическими свойствами, как цветовой тон, насыщенность (светлота) и яркость.

Цветовой тон определяется преобладающей длиной волн отражаемого цвета: для фиолетового цвета она составляет 390-450 нанометров, синего - 450-480, голубого - 480-510, зеленого - 510-550, желтого - 550-585, оранжевого - 585-620, красного - 620-800.

Насыщенность характеризуется степенью разбавления спектрального цвета белым или черным цветом. Насыщенность чистого спектрального цвета принимается за 100%, а ахроматического - за 0. Цвета, насыщенность которых уменьшается белым цветом, называют разбав­ленными, черным - затемненными. Чем больше разбавлен цвет, тем менее насыщенным он становится. Например, красный цвет имеет насыщенность 30%. Это /значит, что он состоит из 30% красного цвета и 70%) белого. Добавление черного к желтому дает различные вариации коричневых цветов, а к красному - делает его более мрачным и тоже с оттенком коричневого.

С точки зрения оптической физики в природе существует четыре чистых основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий. Все многообразие оттенков получается смешением этих четырех цветов и добавлением к ним белого и черного. В результате образуется бесконечный ряд цветов, имеющих один цветовой тон, но разную насыщенность и светлоту.

Яркость - это количество цвета, отражаемого поверхностью: она характеризуется коэффициентом отражения. Яркость может восприниматься человеком не как абсолютная величина, а как относительная, в зависимости от фона. Так, серый квадрат на черном фоне кажется более светлым, чем такой же квадрат на белом фоне. Желто-оранжевый цвет на черном фоне становится коричневым на белом.

При выборе колорита важно знать, что цвет оказывает эмоционально-психологическое воздействие на человека. Устойчивые представления об этом вырабатывались у людей в течение сотен лет. Так, считается, что черный цвет вызывает угнетенное состояние, ассоциируется с мраком; зеленый -цвет листвы, успокаивает, снижает давление, способствует отдыху уставших глаз; красный - возбуждает, повышает кровяное давление.

В нашем ощущении цвет может быть теплым или холодным, удаляющим или приближающим предмет. Теплые цвета (красно-оранжевые, желтые) увеличивают поверхность предмета, зрительно приближают его, а холодные (голубые, синие, фиолетовые) зрительно удаляют предмет, уменьшают его поверхность.

Цвет, используемый дизайнером для оформления конкретных изделий, существенно зависит от их назначения. Традиционно различный характер имеют цветовые решения автомобилей и летательных аппаратов, станков и измерительных приборов, мебели и радиоаппаратуры. В одежде есть свои специфические функциональные цвета, которым отдается предпочтение во все времена независимо от моды, - цвета, связанные с оттенком кожи, окраской волос, цветом глаз и т.д.

С колоритом тесно связан и характер поверхности изделия, так как от него зависит восприятие цвета, массы, формы. Различают фактуру и текстуру поверхности.

Фактура - видимое строение поверхности изделия. В зависимости от материала и характера его обработки она бывает гладкой и шероховатой, блестящей и матовой, крупно- и мелкозернистой. Каждый материал (ткань, бумага, кожа, металл) имеет свою фактуру.

Фактура материала - самостоятельный активный элемент формы модели, оказывающий не менее значительное влияние на пропорциональные соотношения элементов формы, чем размер и цвет изделия.

Недостаточное внимание к свойствам фактуры часто приводит к неудачному сочетанию в одном изделии разных материалов, что зрительно создает дробность и дисгармонию формы. Если изделие имеет недостаточно выраженные фактуру и цвет, то его форма выглядит неорганизованной, невыразительной.

Текстура - видимые на поверхности элементы внутренней структуры материала. Например, текстура древесины - естественный рисунок разреза древесины. Наибольшую ценность при производстве изделий представляют текстура древесины, минералов.

При проектировании изделий широко используются имитации синтетических материалов под текстуру дерева, гранита, мрамора, фактуру кож.

При высоком уровне мастерства бывает трудно отличить настоящий материал от его имитации. Однако следует помнить, что подлинное всегда эстетически выше самой искусной имитации.

Графические и изобразительные элементы (надписи, знаки, обозначения и др.) должны быть органично вписаны в композицию. В зависимости от их функций они могут занимать в композиции сугубо подчиненное положение или выступать в роли декоративных элементов художественно обогащающих форму.

Совершенство производственного исполнения стабильность товарного вида определяются чистотой исполнения контуров и соединений отдельных деталей отсутствием видимых дефектов изготовления тщательностью отделки поверхностей, устойчивость элементов формы и поверхности к внешним воздействиям четкостью исполнения фирменных знаков сопроводительной документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: