Мама попросила Сашу и Таню сходить к магазину. Она дана им 10 грн. и предложила самим выбрать продукты на ужин и приобрести их. В магазине дети начали спорить: Саша хотел купить хлеб, колбасу и кефир, Таня - конфеты, пирожные, сладкую воду.
> Кто из детей, с вашей точки зрения, правильно (рационально) хотел использовать деньги? Почему? Объясните свое мнение.
Тема: Почему человек не может иметь все, что захочет?
Цель:
- познакомить детей с понятием "ограниченность";
- объяснить причину существования ограниченности;
- помочь решить проблемы выбора;
- дать представление о "цене выбора";
- развивать мышление, умение рассуждать.
Ход занятия:
1. Обсуждение сказки «Рукавичка» (проблема, поставленная перед зверями, - ограниченность).
Вопросы к детям:
> Какая потребность была у всех зверей? (Потребность в жилье).
> Какая проблема возникла у зверей? (Мало места, все звери не помещаются).
Воспитатель объясняет, что эта ситуация имеет название - ограниченность
> Что было ограничено в сказке? (Место внутри рукавички).
|
|
Детям предлагается привести примеры ограниченности чего-то в разных ситуациях (транспорт).
Воспитатель объясняет, что проблема ограниченности всегда есть у людей. Потребности людей безграничны, а ресурсы ограничены, поэтому они всегда вынуждены делать выбор.
2. Ситуация. Детям предлагается заняться рисованием. Но бумаги и карандашей на всех не хватает. Что делать? Дети должны дать вариант ответа: рисовать по очереди, дать ли карандаши тем, кто желает и хорошо умеет рисовать, должны ли мальчики уступить девочкам, пусть они рисуют; другие варианты).
3.Решение ситуации (ограниченность во времени):
Друзья тебя зовут играть в футбол, а в то же время по телевизору показывают твой любимый мультфильм, который ты давно хотел посмотреть.
> Что ты выбираешь? (По-видимому, то, еще считаешь полезнее для себя, например мультфильм. Воспитатель объясняет детям: если сделать такой выбор, то теряется возможность побыть на свежем воздухе, побегать, пообщаться с друзьями.
> Приходилось ли вам, деть, делать выбор? Расскажите