Экономико-статистические методы

Данные методы включают обширный арсенал различных ко­личественных средств. Наиболее часто на практике применяются методы регрессионного и корреляционного анализа; скользящей средней; взвешенной скользящей средней (экспоненциального сглаживания); следящего сигнала.

Метод регрессионного и корреляционного анализа — это спо­соб нахождения объема продаж конкретного изделия, основанный на выявлении и установлении зависимости искомого показателя от других факторов. Например, можно установить зависимость изменения объема продаж бензина от объема продаж или произ­водства запасных частей к автомобилям; объема продаж сахара от изменения численности населения в регионе и т.д. На основа­нии статистической выборки по объему продаж планируемого товара (у) и различных факторов, влияющих на него (хь х2, хъ,..., х„), за предшествующие плановому периоды составляются стати­стический ряд наблюдений и стандартные уравнения. Зависи­мость показателей может быть линейной, параболической, ги­перболической и экспоненциальной. Например, на рисунке 8.12 представлена линейная зависимость объема продаж от цены то­вара, а на рисунке 8.8 — гиперболическая.

Для выявления формы связи, тесноты связи и различных пока­зателей, характеризующих пригодность исходного статистическо­го материала для анализа и прогнозирования, разработаны соот­ветствующие программы для ЭВМ.

Исследования, проведенные в Чикагском университете за мно­го лет, выявили следующую линейную зависимость количества продаж любого товара (х) от его цены (у):

х = 91,2099-4,73567. (8.11)


количество продаж vmi.;

Рис 8.12. Линейная форма зависимости объема продаж и цены товара

Эту зависимость с успехом используют в практических расче­тах при планировании цен и объемов продаж. Конечно, форма вза­имосвязи для отдельных товаров, товарных рынков, времени года, направления моды, качества продукции и других специфических факторов различна. Поэтому каждое предприятие для каждого конкретного товара должно иметь такие зависимости, что является надежным инструментом планирования производства товара. Из этого подхода видно, что фактически планирование продаж сво­дится к установлению цены исходя из выбранной стратегии.

К числу простых методов прогнозирования объема продаж от­носится расчет скользящей средней величины продаж, которая рассчитывается путем деления фактического объема продаж на продолжительность анализируемого периода. Планируемый объ­ем продаж принимается равным этой величине. Например, пред­приятие рассчитывает объем продаж на планируемый месяц по этому методу. Для этого объем продаж за предшествующие 12 ме­сяцев делится на количество месяцев, то есть 12. В следующем ме­сяце к исходной величине продаж добавляют фактические прода­жи за последний месяц и вычитают этот показатель за первый месяц ретроспективного периода.


Метод взвешенной скользящей средней (экспоненциального сглаживания) отличается от рассмотренного метода тем, что при расчете средней величины продаж за ретроспективный период в модель вводятся весовые коэффициенты, отражающие меру влия­ния различных факторов. Данный подход может применяться в слу­чае, если при расчете планируемого объема продаж необходимо учесть не только фактические данные о продажах за предшествую­щий период, но и результаты прежнего прогноза на этот период. То­гда фактическим продажам за конкретный период и прогнозу за этот же период присваиваются весовые коэффициенты, дающие в сумме единицу.

Наиболее точные результаты прогноза продаж достигаются в тех случаях, когда фактическая величина продаж рассматривает­ся в сравнении с прогнозировавшейся ранее.

Метод «следящего сигнала» учитывает ошибку прогноза и рассчитывается путем деления абсолютной суммы отклонений (без учета знака) на среднее отклонение. Нормальное колебание «следящего сигнала» должно быть в пределах 3,0-7,0. Если этот показатель выходит за пределы норматива, то метод расчета пла­нируемого показателя не адекватен условиям данного предприя­тия и подлежит усовершенствованию.

Планирование продаж основывается на прогнозе развития пот­ребностей, которые может удовлетворить предприятие своими то­варами. С этих позиций всех потребителей можно разделить на две группы: конечные потребители (приобретающие товар для личного потребления) и предприятия-потребители (оптовые покупатели, приобретающие товар для дальнейшей переработки или продажи). Поведение этих двух групп потребителей может различаться в за­висимости от целей приобретения товара, способов принятия ре­шений о покупке, источников получения информации о товаре, требований к послепродажному сервису. В силу этого методы про­гнозирования продаж для различных потребителей также различа­ются. Для предприятий-потребителей расчеты носят более вероят­ностный характер, поскольку по своей сути являются прогнозами, построенными на других прогнозах.


В зависимости от типа потребителя выделяются два подхода ' к прогнозированию объемов продаж.

Для предприятий-потребителей объем продаж рассчитывается на основе конечного использования их продукта. Прогнозирование объ­ема продаж по данному методу базируется на прогнозах развития от­раслей— потребителей продукции предприятий. Использование данного метода наиболее предпочтительно на предприятиях добыва­ющей и энергетической промышленности, в машиностроении при изготовлении комплектующих деталей и сборочных единиц.

При планировании объема продаж в данном случае принима­ются во внимание перспективы развития отраслей, производящих средства производства, научно-технического прогресса в отрас­лях, потребляющих продукцию. Например, изменение технологии производства у потребителей может существенно сказаться на со­ставе и номенклатуре применяемого оборудования.

При обосновании объема продаж изучаются также смежные отрасли, поставляющие аналогичные по потребительским свойст­вам виды продукции.

Объем продаж орудий и предметов труда определяется мето­дом прямого счета, исходя из удельных норм их расхода у потре­бителей. Для предприятий с многономенклатурной продукцией могут применяться укрупненные нормы расхода.

Объемы продаж конечным потребителям рассчитываются по «доли рынка предприятия». При прогнозировании объема продаж по этому методу используются данные о среднегодовых темпах роста емкости целевого рынка в прошедшем периоде, его емкости в предплановом году (текущем) и планируемой доли предприятия в общем объеме продаж. Объем продаж (Оп) может рассчитывать­ся по формуле:

де Ер — емкость целевого рынка в отчетном году (единиц); Ир — среднегодовой индекс роста емкости целевого рынка за прошед­ший период; Д — планируемая доля предприятия на целевом рын­ке в прогнозируемом периоде (процент).


К основным факторам, оказывающим влияние на величину \ и Д относятся тенденции изменения доходов населения, колебаш деловой активности, сезонные изменения спроса, цикличность п< явления на рынке новых товаров-конкурентов, изменения в техн< логии производства.

Расчет объема продаж предметов потребления также мож< вестись методом прямого счета на основе рациональных нор потребления на душу населения, объемов заготовок сырья.

Эффективность применения того или иного метода прогно: продаж зависит от конкретных условий и специфики хозяйстве: ной деятельности предприятия.

Рекомендуемая литература

1. Л 17, раздел 2, с. 40-122.

2. Л 39, раздел 24, с. 403-433.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите основные задачи планирования продаж.

2. Назовите меры, позволяющие минимизировать риск при планиро­
вании продаж.

3. Раскройте содержание основных этапов алгоритма планирования
продаж.

4. Укажите цели и задачи анализа продаж в предплановом периоде.

5. Как производится сегментация рынка в процессе планирования
продаж?

6. Как определяется емкость рынка?

7. Как осуществляется прогноз развития рынка?

8. Раскройте суть методики планирования ассортимента продукции.

9. Как планируется освоение новых изделий?

10. Раскройте содержание методики планирования конкурентоспо­
собности продукции.

11. Как планируются цены?

12. Раскройте содержание методики прогнозирования величины
продаж предприятия.


Глава 9

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

9.1. Структура и показатели производственной программы предприятия

Важнейшим разделом тактического плана предприятия явля­ется производственная программа, или план производства и реали­зации продукции.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырье­вых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансо­вым планом.

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребите­лей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Государственный заказ доводится предприятиям, выпускаю­щим продукцию, которая имеет важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой и не противоречит ее принципам. Более того, получение госзаказа является престиж­ным для предприятия и производится, как правило, на конкурсной основе. Государственный заказ предоставляется тем предприяти­ям, которые обеспечивают более эффективное его выполнение. В Республике Беларусь задания государственного заказа подлежат обязательному включению в производственную программу. В от­ношении предприятий, необоснованно уклоняющихся от выпол-


9.1. Структура и показатели производственной программы предприятия 331

нения государственного заказа, органами государственного управ­ления могут быть приняты штрафные санкции.

Производственная программа состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; план производства в стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенк­латуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На отдельных предприятиях при­меняются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги — в тоннах и квадратных метрах; труб — в тоннах и погонных мет­рах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потре­бительские свойства продукции.

При планировании одинаковых по назначению видов продук­ции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения. Так, планирование до­бычи различных по калорийности видов топлива производится в тоннах условного топлива, когда за одну тонну принимается мас­са, эквивалентная 7 тыс. килокалорий. Производство стеновых ма­териалов планируется в миллионах штук условного кирпича, про­изводство консервов — в условных банках.

На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, разли­чающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также ис­пользуются условные и условно-натуральные измерители. Так, на турбиностроительных заводах продукция измеряется в киловат­тах мощности турбин; производство паровых котлов — в штуках, тысячах тонн пара в час и квадратных метрах поверхности нагре­ва; выпуск шин определяется в штуках и километрах их пробега; грузовых автомобилей — в штуках и грузоподъемности.

Планирование производства и продаж продукции в натураль­ном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными


               
   
 
   
 
 
   


мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходи­мых для ее производства. Однако натуральные измерители не поз­воляют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчи­тать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации про­дукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (вало­вой доход); товарная продукция; валовая продукция.

Основным стоимостным показателем этого раздела плана яв­ляется реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой орга­низацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых из­делий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответ­ствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.

Плановый объем реализованной продукции (Пр) в стоимост­ном выражении рассчитывается по формуле

где ПТ/— объем товарной продукции г-го вида в оптовых ценах предприятия; АОПС — изменение остатков готовой продукции г-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода; АОПО(- — изменение остатков готовой продукции г-го ви­да, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и ко­нец планируемого периода; п — количество видов товарной про­дукции (г = 1,2,3,..., п).

Реализованная продукция характеризует валовой доход пред­приятия (Дв) в плановом периоде. Он определяется как произведе­ние цены на количество проданных единиц изделий (услуг):


где Дв,-— валовой доход предприятия от реализации г-го вида продукции; Ц, — цена единицы г-го вида продукции (оптовая, до­говорная); Оп. — планируемый объем продаж г-го вида продук­ции (г = 1, 2, 3,..., п) в натуральном выражении.

Кроме валового дохода в плане может также предусматривать­ся средний доход. Это величина денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции или услуги. Величина среднего дохода (Дс.) определяется отношением общей выручки от реализации г-го вида продукции на количество продан­ных единиц изделий:

ь условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть ДС/ = Ц„ а Дв/ = Ц, • ОП(.

Товарная продукция включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой про­дукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторо­ну по кооперированным поставкам; капитального ремонта, вы­полненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств пред­приятия; инструментов и приспособлений для собственного про­изводства.

Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые — для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.


           
   
 
 
 
   


Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле

где А„(. — план выпуска f-ro вида продукции в натуральном выра­жении; Ц, — действующая оптовая цена г-го вида продукции; п — количество видов товарной продукции (/ = 1, 2, 3,..., и); У, — объ­ем услуг и работ j-го вида промышленного характера; т — количе­ство видов работ промышленного характера (/=1,2,3,..., т).

Товарная продукция характеризует объем произведенной го­товой продукции и используется для расчета затрат на производст­во, финансовых результатов, рентабельности и других показате­лей эффективности производства.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное про­изводство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле

ПВТ + (НКН)+(ИКН), (9.5)

где Нк, Нн — остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно; Ик, Ин — остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с от­четным, снятии с производства отдельных видов продукции, соз­дании задела при переходе на выпуск новых изделий со значитель­ной длительностью производственного цикла.

На предприятиях, у которых отсутствует внутрихозяйствен­ный оборот и незавершенное производство, например в пищевой промышленности по своему составу валовая продукция совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.


Показатели товарной и валовой продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной дея­тельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они дают искаженное представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных затрат, достигающая на некоторых предприятиях 80-90 % от величины издержек. Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на пред­приятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость про­дукции.

В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предпри­ятия.

Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по

формулам:

где МЗ— материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Оа— амортизационные отчисления на полное восста­новление основных фондов; ЗП — заработная плата с начисления­ми на нее; Пб — прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукцияу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:

ПУ = ПР + МЗ, (9.8)

Пу = ЗП + Пб + Оа. (9.9)

Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.


       
 
 
 
 
   

 

Глава 9. Планирование производственной программы

9.2. Методика планирования производственной программы

9.2.1. Технология планирования производственной программы

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности пред­приятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет воз­можности предприятия, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недо­грузка) мощности, что, в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производствен­ная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с произ­водственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Производственная программа не только устанавливает объем вы­пуска конечной продукции, но и является основой для расчета пла­нов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объе­мов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцехо­вых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.

Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производственной про­граммы предприятия. Что касается заданий промежуточным це­хам, участвующим в изготовлении конечной продукции, то они


9 2 Методика планирования производственной программы 337

могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производственной программы, если предусматривается их уменьшение. Поэтому планирование производственной програм­мы основными подразделениями предприятия производится об­ратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным

ценам.

На небольших предприятиях производственная программа це­хов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных по­казателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет, -— в стоимостных и нату­ральных показателях.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по меся­цам. В планах структурных подразделений задания производствен­ной программы могут распределяться по более коротким периодам.

Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов. Типовой алго­ритм формирования программы представлен на рисунке 9.1.

Рассмотрим содержание основных этапов алгоритма.

9.2.2. Анализ выполнения плана производства

Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановому периодах являются:

проверка выполнения плана выпуска и реализации продук­ции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;

изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;

выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффек­тивности производства;


               
   
 
 
     
 
 
   


• разработка мероприятий по использованию резервов, выяв­
ленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска про­
дукции и повышения ее качества;

• установление календарных сроков внедрения отдельных ме­
роприятий, назначение подразделений и должностных лиц ответ-


ственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

Анализ объема производства начинается с исследования дина­мики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по номенкла­туре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Особое внимание должно уделяться про­дукции, включенной в государственный заказ. Оценка выполне­ния плана по ассортименту может осуществляться:

• по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры,
имеющая наименьший процент выполнения плана);

• по удельному весу в общем перечне наименований продук­
ции, по которой выполнен план производства;

• с помощью среднего процента, который рассчитывается де­
лением общего фактического выпуска продукции в пределах пла­
на на общий плановый объем выпуска (продукция, изготовленная
сверх плана или не предусмотренная производственной програм­
мой, в выполнение плана по ассортименту не засчитывается).

При этом должны быть выявлены внутренние и внешние при­чины невыполнения плана по ассортименту.

Неравномерность выполнения плана по отдельным номенкла­турным позициям приводит к изменению структуры производст­венной программы, то есть соотношению отдельных видов про­дукции в их общем выпуске. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном измерении, материалоемкость, се­бестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность и др.

Влияние структуры производства на изменение стоимости вы­пущенной продукции можно оценить с помощью метода средне­взвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзве­шенная цена при фактической структуре продукции, а затем — при плановой. Разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в натуральном выражении.

Тот же результат можно получить более простым способом: взять разность между уровнями выполнения плана производства


продукции в стоимостном и натуральном выражении и умножить ее на запланированный выпуск товарной продукции в стоимост­ном выражении.

Важное значение при анализе выполнения производственной программы отводится анализу ритмичности производства. Рит­мичность характеризует равномерность выпуска продукции, ус­тановленную планом производства. Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной про­дукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плано­вый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не превышающий уровень плана.

Коэффициент ритмичности (Кр) рассчитывается по формуле

где АП; — плановый выпуск продукции за i-й период (/ = 1,2,3,..., и) в натуральном или стоимостном измерении; А3 — фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана; п — длитель­ность расчетного периода (сутки, декада, месяц, квартал, год).

Для оценки ритмичности может также рассчитываться коэф­фициент аритмичности как сумма положительных и отрицатель­ных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день, не­делю, декаду, месяц и т.д. (без учета знака).

Коэффициент аритмичности — показатель, обратный коэф­фициенту ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и ниже коэффи­циент аритмичности (в пределах от 0 до 1).

Оценка ритмичности позволяет не только судить о равномернос­ти производства продукции, что является важнейшим условием вы-


полнения плана продаж, но и подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Резервы роста объемов производства на основе повышения ритмичности работы можно рассчитать разными методами. Наи­более простой — как разность между плановым (ЕАП/) и зачтен­ным (ХА з.) выпуском продукции за анализируемый период, или

разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднеде-кадного) объема производства в анализируемом периоде.

Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции. Она может проводиться по следующей системе по­казателей:

• обобщающие показатели (удельный вес новой продукции
в общем выпуске, удельный вес сертифицированной продукции,
удельный вес конкурентоспособной продукции);

• единичные и комплексные показатели, характеризующие
свойства продукции (полезность, надежность, технологичность,
эстетичность);

• косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за
некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).

В процессе анализа необходимо изучить динамику перечис­ленных показателей, оценить выполнение плана по их уровню, вы­явить причины их изменения и влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль).

Для обобщенной оценки качества продукции применяются различные способы. Наиболее часто используются следующие.

Балльный метод, сущность которого состоит в расчете средне­взвешенного балла качества продукции. Процент выполнения пла­на по качеству определяется путем сравнения фактического и пла­нового его уровня.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кон­диции) в общем объеме производства; средний коэффициент сорт­ности; средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.


общий объем планируемых поставок продукции в натуральном щ

стоимостном выражении; удельный вес различных видов продукт

ции в общем объеме поставок; графики отгрузки продукции пот-|

ребителям; удельный вес новой и снимаемой с производства про-]

дукции; удельный вес экспортной продукции; запасы готовой]

продукции на складах предприятия; объемы поставленной, но не]

оплаченной в срок продукции; причины образования сверхплано-3

вых остатков и несвоевременной оплаты продукции покупателя-!

ми; надежность и платежеспособность покупателей; финансовые!

показатели портфеля заказов, включая планируемую прибыль,]

рентабельность, величину налоговых поступлений и платежей;!

объемы производства из давальческого сырья; объемы коопери-1

рованных поставок и другие факторы, от которых зависит эффек-|

тивность продаж.

На основе анализа сформированного службой маркетинга* «портфеля» заказов специалистами всех заинтересованных струк­турных подразделений предприятия (планово-экономическим от­делом, планово-производственным отделом и др.) составляется мотивированное заключение о возможности реализации «портфе­ля» в планируемом периоде, которое впоследствии учитывается при составлении производственной программы.

Для принятия обоснованных решений по «портфелю» заказом целесообразно создать из ведущих специалистов различных отде-Д лов консультационно-аналитический центр при директоре пред-Я приятия.

Основные функции такого центра:

• консультирование по производственным, коммерческим,
инвестиционным, финансовым, экономическим проблемам, воп­
росам социальной поддержки персонала, научно-технического
развития предприятия;

• лоббирование, то есть влияние на принятие или провал раз­
личных нормативных актов;

• товарная пропаганда, позволяющая стимулировать спрос на
товары путем публикаций в различных изданиях сведений о това­
рах или получения благоприятных отзывов о них на радио и теле­
видении. Пропаганда является составной частью мероприятий по


9,2. Методика планирования производственной программы 345

формированию общественного мнения. По сравнению с рекламой она обходится во много раз дешевле, поскольку в этом случае не платят за рекламное время в средствах массовой информации, а потребители зачастую верят пропагандистским материалам больше, чем рекламным;

• стимулирование сбыта. К этому виду продвижения товаров
относятся средства и приемы, позволяющие ускорить или усилить
ответную реакцию того или иного рынка. Прежде всего стимули­
рование сбыта предполагает стимулирование покупателей: рас­
пространение образцов товаров; распространение купонов, даю­
щих право на снижение цены при приобретении товаров; реализа­
ция нескольких единиц товаров со снижением цены; премии
покупателям, когда один из товаров предлагается по низкой цене
или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого, более до­
рогого; зачетные талоны, которые получают покупатели при по­
купке какого-то изделия и которые обмениваются на товары в спе­
циальных пунктах; экспозиции и демонстрации товаров в местах
их продажи;

• ситуационный анализ, позволяющий обеспечить гибкость
в планировании производства и сбыта продукции;

• подготовка плановых решений по номенклатуре и ассорти­
менту товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: