Данные методы включают обширный арсенал различных количественных средств. Наиболее часто на практике применяются методы регрессионного и корреляционного анализа; скользящей средней; взвешенной скользящей средней (экспоненциального сглаживания); следящего сигнала.
Метод регрессионного и корреляционного анализа — это способ нахождения объема продаж конкретного изделия, основанный на выявлении и установлении зависимости искомого показателя от других факторов. Например, можно установить зависимость изменения объема продаж бензина от объема продаж или производства запасных частей к автомобилям; объема продаж сахара от изменения численности населения в регионе и т.д. На основании статистической выборки по объему продаж планируемого товара (у) и различных факторов, влияющих на него (хь х2, хъ,..., х„), за предшествующие плановому периоды составляются статистический ряд наблюдений и стандартные уравнения. Зависимость показателей может быть линейной, параболической, гиперболической и экспоненциальной. Например, на рисунке 8.12 представлена линейная зависимость объема продаж от цены товара, а на рисунке 8.8 — гиперболическая.
|
|
Для выявления формы связи, тесноты связи и различных показателей, характеризующих пригодность исходного статистического материала для анализа и прогнозирования, разработаны соответствующие программы для ЭВМ.
Исследования, проведенные в Чикагском университете за много лет, выявили следующую линейную зависимость количества продаж любого товара (х) от его цены (у):
х = 91,2099-4,73567. (8.11)
количество продаж vmi.;
Рис 8.12. Линейная форма зависимости объема продаж и цены товара
Эту зависимость с успехом используют в практических расчетах при планировании цен и объемов продаж. Конечно, форма взаимосвязи для отдельных товаров, товарных рынков, времени года, направления моды, качества продукции и других специфических факторов различна. Поэтому каждое предприятие для каждого конкретного товара должно иметь такие зависимости, что является надежным инструментом планирования производства товара. Из этого подхода видно, что фактически планирование продаж сводится к установлению цены исходя из выбранной стратегии.
К числу простых методов прогнозирования объема продаж относится расчет скользящей средней величины продаж, которая рассчитывается путем деления фактического объема продаж на продолжительность анализируемого периода. Планируемый объем продаж принимается равным этой величине. Например, предприятие рассчитывает объем продаж на планируемый месяц по этому методу. Для этого объем продаж за предшествующие 12 месяцев делится на количество месяцев, то есть 12. В следующем месяце к исходной величине продаж добавляют фактические продажи за последний месяц и вычитают этот показатель за первый месяц ретроспективного периода.
|
|
Метод взвешенной скользящей средней (экспоненциального сглаживания) отличается от рассмотренного метода тем, что при расчете средней величины продаж за ретроспективный период в модель вводятся весовые коэффициенты, отражающие меру влияния различных факторов. Данный подход может применяться в случае, если при расчете планируемого объема продаж необходимо учесть не только фактические данные о продажах за предшествующий период, но и результаты прежнего прогноза на этот период. Тогда фактическим продажам за конкретный период и прогнозу за этот же период присваиваются весовые коэффициенты, дающие в сумме единицу.
Наиболее точные результаты прогноза продаж достигаются в тех случаях, когда фактическая величина продаж рассматривается в сравнении с прогнозировавшейся ранее.
Метод «следящего сигнала» учитывает ошибку прогноза и рассчитывается путем деления абсолютной суммы отклонений (без учета знака) на среднее отклонение. Нормальное колебание «следящего сигнала» должно быть в пределах 3,0-7,0. Если этот показатель выходит за пределы норматива, то метод расчета планируемого показателя не адекватен условиям данного предприятия и подлежит усовершенствованию.
Планирование продаж основывается на прогнозе развития потребностей, которые может удовлетворить предприятие своими товарами. С этих позиций всех потребителей можно разделить на две группы: конечные потребители (приобретающие товар для личного потребления) и предприятия-потребители (оптовые покупатели, приобретающие товар для дальнейшей переработки или продажи). Поведение этих двух групп потребителей может различаться в зависимости от целей приобретения товара, способов принятия решений о покупке, источников получения информации о товаре, требований к послепродажному сервису. В силу этого методы прогнозирования продаж для различных потребителей также различаются. Для предприятий-потребителей расчеты носят более вероятностный характер, поскольку по своей сути являются прогнозами, построенными на других прогнозах.
В зависимости от типа потребителя выделяются два подхода ' к прогнозированию объемов продаж.
Для предприятий-потребителей объем продаж рассчитывается на основе конечного использования их продукта. Прогнозирование объема продаж по данному методу базируется на прогнозах развития отраслей— потребителей продукции предприятий. Использование данного метода наиболее предпочтительно на предприятиях добывающей и энергетической промышленности, в машиностроении при изготовлении комплектующих деталей и сборочных единиц.
При планировании объема продаж в данном случае принимаются во внимание перспективы развития отраслей, производящих средства производства, научно-технического прогресса в отраслях, потребляющих продукцию. Например, изменение технологии производства у потребителей может существенно сказаться на составе и номенклатуре применяемого оборудования.
При обосновании объема продаж изучаются также смежные отрасли, поставляющие аналогичные по потребительским свойствам виды продукции.
Объем продаж орудий и предметов труда определяется методом прямого счета, исходя из удельных норм их расхода у потребителей. Для предприятий с многономенклатурной продукцией могут применяться укрупненные нормы расхода.
Объемы продаж конечным потребителям рассчитываются по «доли рынка предприятия». При прогнозировании объема продаж по этому методу используются данные о среднегодовых темпах роста емкости целевого рынка в прошедшем периоде, его емкости в предплановом году (текущем) и планируемой доли предприятия в общем объеме продаж. Объем продаж (Оп) может рассчитываться по формуле:
|
|
де Ер — емкость целевого рынка в отчетном году (единиц); Ир — среднегодовой индекс роста емкости целевого рынка за прошедший период; Д — планируемая доля предприятия на целевом рынке в прогнозируемом периоде (процент).
К основным факторам, оказывающим влияние на величину \ и Д относятся тенденции изменения доходов населения, колебаш деловой активности, сезонные изменения спроса, цикличность п< явления на рынке новых товаров-конкурентов, изменения в техн< логии производства.
Расчет объема продаж предметов потребления также мож< вестись методом прямого счета на основе рациональных нор потребления на душу населения, объемов заготовок сырья.
Эффективность применения того или иного метода прогно: продаж зависит от конкретных условий и специфики хозяйстве: ной деятельности предприятия.
Рекомендуемая литература
1. Л 17, раздел 2, с. 40-122.
2. Л 39, раздел 24, с. 403-433.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Назовите основные задачи планирования продаж.
2. Назовите меры, позволяющие минимизировать риск при планиро
вании продаж.
3. Раскройте содержание основных этапов алгоритма планирования
продаж.
4. Укажите цели и задачи анализа продаж в предплановом периоде.
5. Как производится сегментация рынка в процессе планирования
продаж?
6. Как определяется емкость рынка?
7. Как осуществляется прогноз развития рынка?
8. Раскройте суть методики планирования ассортимента продукции.
9. Как планируется освоение новых изделий?
10. Раскройте содержание методики планирования конкурентоспо
собности продукции.
11. Как планируются цены?
12. Раскройте содержание методики прогнозирования величины
продаж предприятия.
Глава 9
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
9.1. Структура и показатели производственной программы предприятия
|
|
Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа, или план производства и реализации продукции.
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.
Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Государственный заказ доводится предприятиям, выпускающим продукцию, которая имеет важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой и не противоречит ее принципам. Более того, получение госзаказа является престижным для предприятия и производится, как правило, на конкурсной основе. Государственный заказ предоставляется тем предприятиям, которые обеспечивают более эффективное его выполнение. В Республике Беларусь задания государственного заказа подлежат обязательному включению в производственную программу. В отношении предприятий, необоснованно уклоняющихся от выпол-
9.1. Структура и показатели производственной программы предприятия 331
нения государственного заказа, органами государственного управления могут быть приняты штрафные санкции.
Производственная программа состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; план производства в стоимостном выражении.
План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На отдельных предприятиях применяются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги — в тоннах и квадратных метрах; труб — в тоннах и погонных метрах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потребительские свойства продукции.
При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения. Так, планирование добычи различных по калорийности видов топлива производится в тоннах условного топлива, когда за одну тонну принимается масса, эквивалентная 7 тыс. килокалорий. Производство стеновых материалов планируется в миллионах штук условного кирпича, производство консервов — в условных банках.
На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные измерители. Так, на турбиностроительных заводах продукция измеряется в киловаттах мощности турбин; производство паровых котлов — в штуках, тысячах тонн пара в час и квадратных метрах поверхности нагрева; выпуск шин определяется в штуках и километрах их пробега; грузовых автомобилей — в штуках и грузоподъемности.
Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными
мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.
План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция.
Основным стоимостным показателем этого раздела плана является реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.
Плановый объем реализованной продукции (Пр) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле
где ПТ/— объем товарной продукции г-го вида в оптовых ценах предприятия; АОПС — изменение остатков готовой продукции г-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода; АОПО(- — изменение остатков готовой продукции г-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода; п — количество видов товарной продукции (г = 1,2,3,..., п).
Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия (Дв) в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг):
где Дв,-— валовой доход предприятия от реализации г-го вида продукции; Ц, — цена единицы г-го вида продукции (оптовая, договорная); Оп. — планируемый объем продаж г-го вида продукции (г = 1, 2, 3,..., п) в натуральном выражении.
Кроме валового дохода в плане может также предусматриваться средний доход. Это величина денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции или услуги. Величина среднего дохода (Дс.) определяется отношением общей выручки от реализации г-го вида продукции на количество проданных единиц изделий:
ь условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть ДС/ = Ц„ а Дв/ = Ц, • ОП(.
Товарная продукция включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства.
Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые — для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.
Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле |
где А„(. — план выпуска f-ro вида продукции в натуральном выражении; Ц, — действующая оптовая цена г-го вида продукции; п — количество видов товарной продукции (/ = 1, 2, 3,..., и); У, — объем услуг и работ j-го вида промышленного характера; т — количество видов работ промышленного характера (/=1,2,3,..., т).
Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства.
Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.
Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле
ПВ=ПТ + (НК-НН)+(ИК-ИН), (9.5)
где Нк, Нн — остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно; Ик, Ин — остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.
Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла.
На предприятиях, у которых отсутствует внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство, например в пищевой промышленности по своему составу валовая продукция совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.
Показатели товарной и валовой продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они дают искаженное представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных затрат, достигающая на некоторых предприятиях 80-90 % от величины издержек. Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.
Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.
В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия.
Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по
формулам:
где МЗ— материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Оа— амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; ЗП — заработная плата с начислениями на нее; Пб — прибыль от реализации продукции.
Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:
ПУ = ПР + МЗ, (9.8)
Пу = ЗП + Пб + Оа. (9.9)
Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.
Глава 9. Планирование производственной программы
9.2. Методика планирования производственной программы
9.2.1. Технология планирования производственной программы
Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.
Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.
Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.
Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы предприятия. Что касается заданий промежуточным цехам, участвующим в изготовлении конечной продукции, то они
9 2 Методика планирования производственной программы 337
могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производственной программы, если предусматривается их уменьшение. Поэтому планирование производственной программы основными подразделениями предприятия производится обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным
ценам.
На небольших предприятиях производственная программа цехов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет, -— в стоимостных и натуральных показателях.
Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.
Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов. Типовой алгоритм формирования программы представлен на рисунке 9.1.
Рассмотрим содержание основных этапов алгоритма.
9.2.2. Анализ выполнения плана производства
Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановому периодах являются:
проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;
изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;
выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;
• разработка мероприятий по использованию резервов, выяв
ленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска про
дукции и повышения ее качества;
• установление календарных сроков внедрения отдельных ме
роприятий, назначение подразделений и должностных лиц ответ-
ственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.
Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Особое внимание должно уделяться продукции, включенной в государственный заказ. Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться:
• по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры,
имеющая наименьший процент выполнения плана);
• по удельному весу в общем перечне наименований продук
ции, по которой выполнен план производства;
• с помощью среднего процента, который рассчитывается де
лением общего фактического выпуска продукции в пределах пла
на на общий плановый объем выпуска (продукция, изготовленная
сверх плана или не предусмотренная производственной програм
мой, в выполнение плана по ассортименту не засчитывается).
При этом должны быть выявлены внутренние и внешние причины невыполнения плана по ассортименту.
Неравномерность выполнения плана по отдельным номенклатурным позициям приводит к изменению структуры производственной программы, то есть соотношению отдельных видов продукции в их общем выпуске. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном измерении, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность и др.
Влияние структуры производства на изменение стоимости выпущенной продукции можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем — при плановой. Разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в натуральном выражении.
Тот же результат можно получить более простым способом: взять разность между уровнями выполнения плана производства
продукции в стоимостном и натуральном выражении и умножить ее на запланированный выпуск товарной продукции в стоимостном выражении.
Важное значение при анализе выполнения производственной программы отводится анализу ритмичности производства. Ритмичность характеризует равномерность выпуска продукции, установленную планом производства. Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не превышающий уровень плана.
Коэффициент ритмичности (Кр) рассчитывается по формуле
где АП; — плановый выпуск продукции за i-й период (/ = 1,2,3,..., и) в натуральном или стоимостном измерении; А3 — фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана; п — длительность расчетного периода (сутки, декада, месяц, квартал, год).
Для оценки ритмичности может также рассчитываться коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день, неделю, декаду, месяц и т.д. (без учета знака).
Коэффициент аритмичности — показатель, обратный коэффициенту ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и ниже коэффициент аритмичности (в пределах от 0 до 1).
Оценка ритмичности позволяет не только судить о равномерности производства продукции, что является важнейшим условием вы-
полнения плана продаж, но и подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.
Резервы роста объемов производства на основе повышения ритмичности работы можно рассчитать разными методами. Наиболее простой — как разность между плановым (ЕАП/) и зачтенным (ХА з.) выпуском продукции за анализируемый период, или
разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднеде-кадного) объема производства в анализируемом периоде.
Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции. Она может проводиться по следующей системе показателей:
• обобщающие показатели (удельный вес новой продукции
в общем выпуске, удельный вес сертифицированной продукции,
удельный вес конкурентоспособной продукции);
• единичные и комплексные показатели, характеризующие
свойства продукции (полезность, надежность, технологичность,
эстетичность);
• косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за
некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).
В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей, оценить выполнение плана по их уровню, выявить причины их изменения и влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль).
Для обобщенной оценки качества продукции применяются различные способы. Наиболее часто используются следующие.
Балльный метод, сущность которого состоит в расчете средневзвешенного балла качества продукции. Процент выполнения плана по качеству определяется путем сравнения фактического и планового его уровня.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства; средний коэффициент сортности; средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
общий объем планируемых поставок продукции в натуральном щ
стоимостном выражении; удельный вес различных видов продукт
ции в общем объеме поставок; графики отгрузки продукции пот-|
ребителям; удельный вес новой и снимаемой с производства про-]
дукции; удельный вес экспортной продукции; запасы готовой]
продукции на складах предприятия; объемы поставленной, но не]
оплаченной в срок продукции; причины образования сверхплано-3
вых остатков и несвоевременной оплаты продукции покупателя-!
ми; надежность и платежеспособность покупателей; финансовые!
показатели портфеля заказов, включая планируемую прибыль,]
рентабельность, величину налоговых поступлений и платежей;!
объемы производства из давальческого сырья; объемы коопери-1
рованных поставок и другие факторы, от которых зависит эффек-|
тивность продаж.
На основе анализа сформированного службой маркетинга* «портфеля» заказов специалистами всех заинтересованных структурных подразделений предприятия (планово-экономическим отделом, планово-производственным отделом и др.) составляется мотивированное заключение о возможности реализации «портфеля» в планируемом периоде, которое впоследствии учитывается при составлении производственной программы.
Для принятия обоснованных решений по «портфелю» заказом целесообразно создать из ведущих специалистов различных отде-Д лов консультационно-аналитический центр при директоре пред-Я приятия.
Основные функции такого центра:
• консультирование по производственным, коммерческим,
инвестиционным, финансовым, экономическим проблемам, воп
росам социальной поддержки персонала, научно-технического
развития предприятия;
• лоббирование, то есть влияние на принятие или провал раз
личных нормативных актов;
• товарная пропаганда, позволяющая стимулировать спрос на
товары путем публикаций в различных изданиях сведений о това
рах или получения благоприятных отзывов о них на радио и теле
видении. Пропаганда является составной частью мероприятий по
9,2. Методика планирования производственной программы 345
формированию общественного мнения. По сравнению с рекламой она обходится во много раз дешевле, поскольку в этом случае не платят за рекламное время в средствах массовой информации, а потребители зачастую верят пропагандистским материалам больше, чем рекламным;
• стимулирование сбыта. К этому виду продвижения товаров
относятся средства и приемы, позволяющие ускорить или усилить
ответную реакцию того или иного рынка. Прежде всего стимули
рование сбыта предполагает стимулирование покупателей: рас
пространение образцов товаров; распространение купонов, даю
щих право на снижение цены при приобретении товаров; реализа
ция нескольких единиц товаров со снижением цены; премии
покупателям, когда один из товаров предлагается по низкой цене
или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого, более до
рогого; зачетные талоны, которые получают покупатели при по
купке какого-то изделия и которые обмениваются на товары в спе
циальных пунктах; экспозиции и демонстрации товаров в местах
их продажи;
• ситуационный анализ, позволяющий обеспечить гибкость
в планировании производства и сбыта продукции;
• подготовка плановых решений по номенклатуре и ассорти
менту товаров.