Структура любой организации в терминах ее базовых элементов может быть представлена в виде схемы Генри Минцберга, включающей пять компонентов (рис. 15):
1) операционный центр;
2) стратегический центр;
3) промежуточное среднее звено;
4) техноструктура;
5) персонал поддержки.
Рис. 15. Базовые элементы структуры организации Генри Минцберга
Операционный центр (располагается в нижней части фигуры) образуют работники, деятельность которых непосредственно связана с производством товаров или услуг. Здесь осуществляются такие виды работ, как закупочная деятельность, процесс изготовления продуктов (создания услуг), распределение (реализация через каналы сбыта) продуктов или услуг, а также работы, связанные с непосредственной поддержкой основных стадий процесса производства, например складирование сырья и материалов, инструментальное и транспортное обслуживание и др. Для операционного центра характерна самая развитая стандартизация. Однако ее уровень зависит от специфики деятельности организации.
|
|
Для нормального функционирования любая организация (кроме самых малых) нуждается в аппарате управления, который состоит из трех компонентов: стратегической вершины (центра), среднего звена и техноструктуры (см. рис. 15).
Стратегическая вершина (центр) включает работников и подразделения, которые ответственны за разработку и реализацию долгосрочных целей организации и распределение ресурсов в кратко- и долгосрочной перспективе. В его состав входят директор (президент), его помощники и заместители, совет директоров и т.п. Основными задачами стратегической вершины являются непосредственный контроль за деятельностью организации, управление внешней средой, выработка стратегии развития организации. В целом у стратегического центра более широкое видение функционирования организации, его работа характеризуется минимумом повторяемости и стандартизации деятельности, значительной свободой выбора в принятии решений и длительным горизонтом последствия решений.
Среднее звено передает решения стратегического центра и обеспечивает их реализацию, а также служит для поддержки информационных потоков обоих центров. Его образуют линии иерархического подчинения, начинающиеся непосредственно под стратегической вершиной и доходящие до линейных руководителей первого уровня, представляющих среднее звено. Характер работы линейных руководителей менее агрегирован и более близок к процессу труда, период последействия решений довольно короток.
К техноструктуре относится деятельность аналитиков (плановиков и др.), состоящая в оказании воздействий на работу других членов организации. Они находятся вне непосредственного процесса труда и несут ответственность за стандартизацию деятельности. Аналитиков представляют технологи, плановики, механики и т.д.
|
|
Персонал поддержки выполняет функции, связанные с косвенной поддержкой функционирования основного производства. Примерами таких подразделений являются юридический отдел, канцелярия, отдел исследований, редакционно-издательский отдел в университетах и др. Существование этих подразделений в структуре отражает стремление организаций к интеграции всех аспектов их жизнедеятельности и уменьшению неопределенности внешнего окружения.
Функции, выполняемые каждым из пяти компонентов, могут совмещаться и иногда выполняться одним и тем же участником, например в организации малого бизнеса. Но в зависимости от преобладания одной из них над другими и используемого механизма координации деятельности устанавливается строго определенное расположение основных компонентов и организация принимает одну из пяти рассмотренных возможных структурных форм:
• простая структура;
• механистическая, или машинная, бюрократия;
• профессиональная бюрократия;
• дивизиональная структура, или структура по отделениям;
• эдхократия.