Цель – результат деятельности ОПС, к которому она должна прийти в будущем.
Цель – конечный результат придания объекту желаемого состояния.
Цель достигается в конце процесса управления.
Целеполагание – процесс обоснования выбора желаемого состояния объекта. Основой процесса целеполагания является формирование дерева целей с обязательным указанием конечной цели. Как к промежуточным целям, так и к конечной цели предъявляются следующие требования:
1. недвусмысленная однозначная формулировка, понятная исполнителю;
2. должна быть измеряема;
3. должна иметь временные рамки достижения (сроки исполнения);
4. должна мотивировать действия исполнения, необходимые для ее достижения исполнителями.
Примечание. Цели в ОПС должны быть связаны с системой вознаграждений.
5. цели в ОПС и отдельных подразделений в нее входящих (исполнителей) должны быть совместны;
6. должна быть формализуема.
Классификация целей:
1. официальные (декларируются в уставе);
2. временные: тактические; стратегические; бизнес-программные; оперативные; перспективные;
3. операционные: цели, формируемые для управления деятельностью предприятия или его подразделения для проведения конкретных работ;
4. стабилизационные: цели, формируемые для поддержания параметров (экономических показателей) объекта в некотором приемлемом для него диапозоне. Пример: стабилизация российской экономики путем введения валютного корридора.
Стабилизационные цели формируются с целью недопущения объекта управления в область недопустимых или неуправляемых состояний.
Составляющие процесса целеполагания:
1. формулирование целей;
2. расстановка приоритетов целей (выбор метода расстановки или ранжирования цели);
3. выбор и обоснование первостепенной цели;
4. введение критерия для достижения первостепенной цели после ее выбора;
5. формирование модели процесса достижения цели (план, бизнес-план, ТЭО);
6. анализ результатов моделирования;
7. сравнение результатов моделирования с желаемым состоянием объекта;
8. корректировка цели объекта или модели в случае отрицательных результатов сравнения.
Оптимальность цели достигается выполнением критерия. Выбор критерия производится по параметрам эффективности.
Подходы к формированию критериев:
1. многокритериальный;
2. поликритериальный – векторный.
При оценке экономической эффективности, как правило рассматривают следующие параметры: стоимость товара, время создания, доход, прибыль, убытки и т. д.
В этом случае можно рассматривать многокритериальный подход, имеющий вид: max дохода, прибыли – min потерь, убытков и т. д.
В этом случае приходиться сталкиваться с аддитивными и мультипликативными критериями.
Аддитивные критерии – А – формируются делением на число показателей эффекта n суммы произведений частных показателей эффекта Ii*gi.
А = 1/n S Ii*gi, при ågi=1 5.1
где Ii – частный показатель эффекта;
gi – коэффициент значимости i-го показателя качества (параметра),Sgi=1
Мультипликативные критерии – М – получают умножением произведений частных показателей эффективности Ii*gi.
М=Õ(Ii*gi), при ågi=1 5.2
Достоинство многокритериальных методов задания критериев: простота представлений. Недостаток – нечувствительность к взаимодействию параметров.