Детский лагерь – это учреждение, организующее активный, полезный, оздоровительный отдых детей в возрасте от 7 до 16 лет. Несмотря на многообразие и различие детских лагерей, они сохраняют общность, так как это воспитательная организация, дающая возможность решать многие задачи, а главное именно лагерь создает благоприятные условия для полезного полноценного отдыха детей и подростков их социализации.
Детские лагеря значительно отличаются друг от друга по содержанию, формам, методам работы, по возрастному и качественному составу отдыхающих детей, цели и задачи лагерей отличаются друг от друга. Приоритетными становятся задачи наиболее важные для конкретного педагогического коллектива, лагеря. Тем не менее, можно выделить общие цели и задачи деятельности всех детских лагерей, не зависимо от того какой это лагерь. Эти цели и задачи определяют специфичность лагеря как воспитательной организации, его миссию.
Основными целями и задачами работы педагогического коллектива в деятельности детского лагеря можно считать следующие:
- создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей с опорой на возможности социально-территориального окружения лагеря;
- удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитие их интересов и способностей;
- физическое и духовное развитие детей; формирование у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
- создание условий для самоопределения и творческой самореализации детей;
- создание максимальных условий для быстрой адаптации воспитанников в новых условиях с учетом возрастных особенностей.
Главная цель деятельности лагерей – это, прежде всего, организация отдыха, но при этом ключевым является организация процесса ценностного ориентирования детей в пространстве свободного времени; привнесение этой ценности в жизнедеятельность группы и во внутренний мир каждого участника лагеря.
Функции детского лагеря, его значение, роль можно определить следующим образом:
- рекреационная – создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, сохранение и поддержание их физического здоровья;
- воспитательная – содействие нравственному становлению личности, развитие творческих способностей, формирование социального опыта ребенка;
- образовательная: систематическое обучение или дополнительное образование в различных направлениях (художественно-прикладное, техническое, юннатско-биологическое, экологическое, спортивное, хореографическое, музыкальное, драматическое) с целью создания полезного эмоционально значимого для ребенка проведения каникулярного времени, содействие развитию способностей ребенка, определению жизненных планов, самоопределению;
- развивающая: развитие духовно-ценностной ориентации детей; организация пространства личностного самоопределения, стимулирование процессов самопознания, самопроектирования, выступающих основой для выработки каждым ребенком позиции субъекта деятельности; построение различных сообществ для реализации возможностей детей;
- компенсирующая – компенсация отсутствующего в основном образовании, в деятельности образовательных учреждений, семейном воспитании;
- общественно-ориентировочная: включение детей в различные виды социальной деятельности, раскрытие перед ними смыслов, ценностей, назначения, содержания и специфики деятельности; организация общения, в котором активность человека направлена на взаимодействие с людьми; предметно-практической деятельности, в которой происходит реализация активности, связанной с освоением и преобразованием социальной среды, с созданием и использованием духовных и социальных ценностей;
- защитная – защита ребенка от негативных влияний среды;
- интегрирующая и корректирующая различные влияния, которые испытывает ребенок в повседневной жизни.