double arrow

СВОБОДОМЫСЛИЕ И АТЕИЗМ ВОЗРОЖДЕНИЯ



БУРЖУАЗНЫЙ АТЕИЗМ

Глава XX

Этапы эволюции буржуазного атеизма, их социальная обусловленность. Буржуазный атеизм возник и развивался на начальных своих стадиях в борьбе с феодальной идеологией, вобрав в себя наиболее ценные идеи предшествующего свободомыслия. Он начинает формироваться еще в феодальном обществе. Со времени зарождения буржуазных отношений до наших дней буржуазный атеизм претерпел значительную эволюцию. Свободомыслие и атеизм периода зарождения и становления буржуазии отличаются от атеизма периода подготовки и осуществления буржуазных революций в Европе; последний в свою очередь отличается от буржуазной критики религии в период общего кризиса капитализма. Каждая из этих фаз связана с задачами, которые ставила перед собой буржуазия в ходе истории. В соответствии с этим можно условно выделить три этапа в эволюции буржуазного атеизма: свободомыслие и атеизм Возрождения; атеизм Нового времени; современная буржуазная критика религии. В этих этапах отразились особенности эволюции капитализма: «дав мощный толчок развитию производительных сил, он превратился затем в преграду на пути социального прогресса» 1.




Социальная обусловленность свободомыслия Возрождения. Начало формирования буржуазного атеизма относится к эпохе Возрождения — к тому периоду в жизни феодального общества, когда в его недрах зарождается новый класс — буржуазия, политические и экономические интересы которой столкнулись с интересами крупнейшего феодала Европы — католической церкви. Оппозиция по отношению к католической церкви выразилась, с одной стороны, в виде протестантизма, с другой — в виде материалистических и атеистических учений. Наиболее ярко

' Программа Коммунистической партии Советского Союза: Новая редакция. М., 1986. С. 5.

борьба буржуазии против феодализма проявилась в отношении к церкви. Именно в это время появилась буржуазная культура с антицерковной направленностью. Несмотря на то что церковь жестоко преследовала вольнодумцев, выступления против нее захватывали все большее число людей. Наиболее смелые умы не ограничивались антиклерикальной борьбой — подвергали критике религию, причем не только католицизм, но и появившийся в первой половине XVI в. протестантизм, и христианство в целом (например, Дж. Бруно). К середине XVI в. стали употребляться термины «деист», «атеист». И хотя атеизм в то время не был широко распространен, свидетельства современников позволяют судить о значительном расширении круга свободомыслящих по сравнению с предыдущей эпохой и о новом характере их свободомыслия.



В XV в. был раскрыт заговор против папы Павла II среди членов Римской академии, которые отвергали существование бога и души. Гуманист Б. Платина, описавший подробности этого заговора, утверждал, что сомневались в существовании бога в то время многие философы и даже теологи. Вольнодумцев тогда было немало в Европе. Об этом говорит и анонимный автор трактата «О трех обманщиках»: «Кто бы мог, кстати, предположить... что в Италии, главном центре христианства, скрывается столько вольнодумцев, чтобы не сказать атеистов»2.

Особенности свободомыслия Возрождения. Свободомыслие (и, в частности, атеизм) Возрождения было синтезом идей свободомыслия античности и средневековья. Начиная с итальянских гуманистов XV в. и кончая Фрэнсисом Бэконом, передовые мыслители возрождали идеи античности, обращаясь к творчеству Демокрита, Эпикура, Лукрс ция, Лукиана и других философов. Они развили гениальные догадки древних о бесконечности и несотворенности Вселенной, об активности и самостоятельности человека, о происхождении религии и ее роли в обществе. Были восприняты также прогрессивные традиции средневекового свободомыслия: рационалистический подход к священным книгам, антиклерикализм, борьба с религиозными догматизмом и авторитаризмом. Боль-

'Анонимные атеистические трактаты М., 1969., С. 201.

шую роль в освобождении науки и философии от религии продолжала играть теория «двойственной истины», характерная главным образом для сторонников аверроизма (П. Помпонацци, Б. Телезио, Ф. Бэкон). В пантеистических же учениях Дж. Бруно и Дж. Ванини наметилось преодоление теории «двойственной истины»: признание тождества мира и бога предполагает единственность истины, в данном случае научной, философской, в то время как религия оказывается заблуждением. Впервые в качестве методологической основы критики религии выступил скептицизм, наиболее ярко проявившийся во Франции во второй половине XVI в. у Э. Доле, Ж. Балле, сожженных церковью, у М. Монтеня. Сомнение, возведенное во всеобщий принцип мышления, стало орудием борьбы против религии. Разрабатывалось новое учение о человеке. Таким чертам, проповедуемым христианством, как «презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность» (Маркс), гуманисты XV в. противопоставили достоинство, самоуважение личности, независимость и свободу, право на земное счастье.

Атеизму этой эпохи присущи оптимизм, вера в неограниченные возможности человеческого разума. Рядом с передовой философией шло искусство Возрождения, которое воспевало красоту мира и человека. В нем отразилось отрицательное отношение к аскетизму, культу страданий, религиозному ханжеству. В передовом искусстве, таким образом, воплощалось новое мировоззрение. В свою очередь искусство Возрождения укрепляло позиции свободомыслия.

Естественнонаучная основа свободомыслия Возрождения. Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения во многом связано с успехами производства и естественнонаучных знаний. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, пороха, доменного металлургического процесса; открытие Америки и морского пути в Индию; возобновление интереса к астрономии, медицине, физике, анатомии, физиологии; развитие экспериментального естествознания — все это укрепляло власть человека над природой, расширяло его кругозор и вносило коренные изменения в навязываемые религией веками представления о возможностях человека. Философское же обобщение естественнонаучных знаний вело к разрыву науки и теологии.

Естествознание выступило мощным идейным ору-

жием в борьбе с церковью. Ф. Энгельс отмечал, что оно было «насквозь революционным, шло рука об руку с пробуждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников на костры и в темницы»3. Данные развивающейся науки неизбежно приходили в противоречие с христианской картиной мира.

Великим достижением естествознания того времени было математическое обоснование гелиоцентрической системы мира польским ученым Николаем Коперником. Согласно гелиоцентризму, Земля — одна из рядовых планет, вращающихся вокруг Солнца. Учение Коперника противоречило принятой церковью геоцентрической системе мира, с помощью которой обосновывались библейские «истины» о происхождении мира и человека. Оно опровергало представления об исключительном характере Земли и человечества, допускало возможность существования бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и Солнцу. Коперниканская система мира приводила к выводу о несостоятельности телеологического доказательства бытия бога. Разрушая религиозно-схоластические представления о Вселенной, учение Коперника расчищало пути для реального ее познания. Почти через столетие это учение было подтверждено естественнонаучными открытиями Галилео Галилея.

Философская основа атеизма Возрождения. Материализм Возрождения был еще непоследователен и выступал чаще всего в форме пантеизма. Тем не менее пантеизм являлся системой взглядов, имеющей антитеистическую направленность. На протяжении XV— XVII вв. он все более наполняется материалистическим содержанием.

Наиболее ярко материалистическое содержание пантеизма выявляется у Дж. Бруно и Дж. Ванини. Бруно философски осмыслил идеи Коперника и сделал из них атеистические выводы. В отличие от Коперника, считавшего мир конечным, Бруно провозгласил бесконечность мира с бесчисленными звездами и планетами, населенными подобно Земле: «...Вселенная не имеет предела и края, но безмерна и бесконечна...»4 Согласно Бруно, бесконечный мир вечен, следовательно, никем не сотворен. Идея вечности и бесконечности мира исключает

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 508.

4 Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 403.

представление о боге как творце и промыслителе мира. У Бруно эта идея основывается на пантеистическом понимании природы. Он утверждал, что бог и природа суть одна и та же материя, одно и то же пространство, одна и та же причина.

К отрицанию христианского бога вслед за Бруно пришел и Ванини. Для него бог — это природа, создавшая небо и землю. На основе натуралистического пантеизма, отвергшего основные принципы монотеистических религий, христианство начинает подвергаться разносторонней критике. Впрочем, критика религии в эпоху Возрождения нередко выходит за пределы философии, составляя заметный аспект ранней буржуазной культуры в целом.

Критика христианского вероучения. Наиболее распространенными приемами критики религии в эту эпоху являются: анализ противоречий в христианском вероучении, «приземление» библейских персонажей и ситуаций, саркастический смех. При этом мыслители Возрождения развивали традиции античных критиков христианства. Многие из них перенесли на христианского бога черты, присущие людям, в том числе их слабости и пороки.

Гуманист А. Галатео в сочинении «Отшельник» поместил своего героя в потусторонний мир. Герой идет в ад, потому что добрый дух оказался слабее злого. Идея справедливости посмертного воздаяния тем самым подвергается сомнению. В этом сочинении юмористически излагаются библейские предания, назидательно-слащавая форма которых не может скрыть оправдания корысти и эгоизма. Петр, любимый ученик Христа, изображен как «нетвердый в вере старик», пошедший за Христом потому, что «рассчитывал на крупную награду». Ореол святости, окружавший христианство, тускнел от низведения его на уровень смешных историй.

Противоречивый, абсурдный характер христианства был раскрыт Бруно и Ванини. Бруно показал бессмысленность учения о трех лицах единого бога. Осмеяны и отвергнуты были им вера в ад и рай, миф о сотворении Адама и Евы, учение о пресуществлении, христианские обряды. Противоречивость и антигуманность учения о боге вскрыл Ванини: «Бог или не хочет устранить зло, или не может. Второе положение подтверждает мнение атеистов, первое — делает бога источником зла»5.

Выявление противоречий в христианстве в эту эпоху носило более глубокий характер, чем в средние века. Мыслители Возрождения перешли к критическому анализу внутренней логической противоречивости самих христианских идей.

5 См.: Рутенбург В. И. Великий итальянский атеист Ванини. М., 1959. С. 87.

Антиклерикализм идеологов зарождавшейся буржуазии. Уже ранняя буржуазия ставила целью ликвидировать церковь как социальный институт, охранявший феодальные порядки. Антиклерикальные выступления в это время были связаны как со стремлением создать новую религию, каковой стал протестантизм, так и с обоснованием антирелигиозных идей. Еще до возникновения протестантизма гуманисты выступили с обличением пороков духовенства. Ярко и выразительно рисовал один из них (Л. Бруни) образ «злейших врагов всего рода человеческого» — монахов: «...притворное выражение лица», «опущенные долу очи», «губы, искусно сжатые и бледные от лишений»6.

Тяжелый удар престижу церкви нанес трактат гуманиста Лоренцо Валлы «Рассуждение о подложности так называемой грамоты Константина». Глубокий след в развитии антиклерикализма оставил Дж. Бруно, выступивший не только против папы и духовенства в целом, но и против экономического господства церкви, за секуляризацию монастырского имущества. Это вызвало ярость церковников, которые в конце концов физически уничтожили его. Бруно бесстрашно разоблачал лживость, глупость, аморализм духовенства. По его мнению, учение, проповедуемое глупыми и лживыми людьми, не может быть истинным.

Таким образом, наиболее новаторски мыслящие люди того времени от обличения церкви и духовенства переходят к критике религии.

Проблема происхождения и сущности религии. С антиклерикализмом вольнодумцев Возрождения связано во многом решение ими проблемы происхождения религии: причина религии усматривается главным образом в обмане. Не случайно трактат «О трех обманщиках» приписывался не одному деятелю культуры того времени (например, Дж. Боккаччо, Н. Макиавелли, Дж. Ванини). Но в чем причины обмана? Ванини видел их в корыстолюбии духовенства, в желании государей удержаться на троне и расширить владения. Он же восстановил учение древних о страхе и невежестве как источниках религии.

К концу XVI в. философская мысль смогла поставить

6 Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии М , 1963. С 46.

вопрос об эволюции религий. Одним из первых в этом плане был Бруно. В развитии религии он различал три эпохи: египетскую (культ природы); иудейскую, извратившую египетскую, поскольку иудеи приняли символы за сверхъестественные существа; наконец, христианскую, окончательно испортившую мифы о природе. Правда, Бруно возвышал древнюю религию, видя в ней большую ценность.

Ванини сделал шаг вперед по сравнению с Бруно, утверждая, что сущность всех религий одинакова. В эпоху Возрождения распространялось положение древних атеистов об отрицательной роли религии в обществе. Идеологи ранней буржуазии, выступая против феодализма, критически подошли к его истории, неразрывно связанной в Европе с христианством. Это наводило их на мысль о вреде любой религии. История христианства к XV—XVI вв. дала обширный материал, подтверждавший вывод о его нравственной несостоятельности. Монтень ярко показал кровавый путь христианства, полный насилий, убийств, пыток. Религия — зло для человека, она безнравственна — к этому выводу пришли передовые мыслители того времени.

Таким образом, свободомыслие Возрождения подготовило почву для перехода на более ВЫСОКУЮ ступень критики религии в Новое время.



Сейчас читают про: