Онтологический аргумент

Онтологический аргумент (от греч, ov настоящего времени от είμ... — быть, существовать) — аргумент, ис­ходящий из идеи совершенного Существа. Впервые этот аргумент сформулировал архиепископ Ансельм Кентерберийский (1109)· Логика его такова: если в нашем уме есть понятие о Существе всесовершенном, то такое Суще­ство необходимо должно существовать, поскольку, не имея признака бытия, Оно не было бы всесовершенным. Мы мыслим Бога Существом всесовершенным, следова­тельно, Он должен иметь и свойство бытия.

Р. Декарт (|1б50) дополнил этот аргумент мыслью о том, что нельзя представить себе происхождение в челове­ке самой идеи Бога, если бы Его не было85. Лейбниц (1716) присоединил к нему довод о том, что Бог должен существовать, поскольку в понятии о Нем не содержится внутренних противоречий. Многие русские богословы и философы за­нимались осмыслением этого аргумента. Так, например, С.Н. Трубецкой (1905), следуя мысли B.C. Соловьева, исхо­дя из понятия Бога-Абсолюта, понимаемого как «всеединое бытие», принимал онтологический аргумент за основу в вопросе о бытии Бога.

Психологический аргумент

Греч, πςνχέ — душа, дух, сознание. Основная мысль это­го аргумента была высказана еще блаженным Августином (|430) и развита Декартом. Существо его заключается в сле­дующем. Поскольку идея Бога как Существа всесовершенного, вечного присутствует в человеческом сознании, а та­ковая идея не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира (как глубоко отличного от представлений о Боге)86, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека, его психики87, следовательно, источник ее при­надлежит Самому Богу.

Подобную же мысль высказывал ранее знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (43 до н. э.), который писал: «Если бы истина бы­тия Божия не была понята и признана в нашей душе, то од­но мнение не могло бы ни быть постоянным, ни подтверж­даться давностью времени, ни состариться вместе с веками и поколениями людей: ибо мы видим, что прочие вымыш­ленные и пустые мнения с течением времени исчезли. Кто теперь думает, что существует гиппокентавр или химера?.. Время изобличает мнения ложные, подтверждает истины природные»88.

Аргумент этот приобретает особую значимость в связи с историческим аргументом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: