Космологический аргумент

Космологический аргумент (греч, κόσμος — порядок, мироздание, мир) был высказан уже древнегреческими философами Платоном (347 до н.э.), Аристотелем (322 до н.э.) и другими древними мыслителями. Впоследствии его развивали многие. Он основан на принятии причинно­сти как всеобщего закона бытия. Исходя из этого закона, делается вывод, что должна быть первопричина и самого бытия, т. е. всего существующего. Таковой причиной, есте­ственно, может быть лишь сверхбытие, которое ничем не обусловлено и существует вечно (т. е. является «причиной» бытия самого себя). Это сверхбытие и есть Бог.

Условность этого аргумента заключается в том, что само понятие причинности и объективная присущность ее всем явлениям жизни мира трактуются в истории философии очень различно. Английский философ Д. Юм (1761) и немецкий И. Кант (1804) отвергали, например, объективное существование причинности в мире: первый считал ее де­лом нашей привычки, второй — априорным качеством рассудка. Современная физика также предлагает нам ряд яв­лений, где обычные причинно-следственные отношения, по-видимому, нарушаются. Н. Бор (l962), В. Гейзенберг (1976) и П.Дирак (1984) — представители двух направле­ний в квантовой механике — утверждают, что причинность в области атомных и субатомных явлений потеряла свое безусловное значение75, что в мире атомов господствуют статистические закономерности, но не причинные. Тем не менее большинство ученых и мыслителей все же рассмат­ривают причинность как универсальный закон мира.

Должен ли мир в целом иметь причину своего бытия? По существу это вопрос философский, а не научный. Как замечает академик Я. Зельдович, «вопрос о начальных усло­виях лежит пока вне физики. И если не принимать постула­та о том, что изначальное дано какой-либо божественной силой, то надо найти научный подход к проблеме выбора начальных условий»76.

Однако научного решения вопроса об «изначальном» (первопричине мира) нет, и едва ли оно может быть. Боль­шинство же мыслителей, древних и современных, этим «изначальным» Творцом и Перводвижителем (Аристотель) видят Бога. Хотя чисто теоретически нельзя, конечно, ис­ключить и другие варианты понимания первопричины, на­пример, мировую душу стоиков или бессознательное Гартмана (1906), или вечно существующую материю и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: