Наука и мировоззрение

Вопрос о науке и религии включает в себя и принципи­альную методологическую проблему. Поскольку религия — это мировоззрение, то, естественно, сопоставлять ее мож­но только с мировоззрением. Является ли таковым наука? Что представляет собой т.н. научное мировоззрение, столь часто противопоставляемое религии?

Наука по самой сути своей является системой развиваю­щихся знаний о мире, т.е. непрерывно изменяющихся и потому никогда не могущих дать полного и законченного представления о мире в целом. Академик Г. Наан справедливо говорит: «На любом уровне развития цивилизации наши зна­ния буду!1 представлять лишь конечный островок в бесконеч­ном океане непознанного, неизвестного, неизведанного»21.

Другой современный ученый В. Казютинский рисует такую картину науки: «Объектом познания в науках о при­роде являются всегда лишь стороны, аспекты, фрагменты неисчерпаемого материального мира, выделяемые субъек­том в процессе общественно-исторической практики. Правда, объект исследования естествознания в целом и каждой из естественных наук в частности все более расши­ряется, а наши знания о природе становятся все более адек­ватными ей, тем не менее в каждый данный момент естест­вознание имеет дело лишь с отдельными аспектами той части объективной реальности, которая выделена имею­щимися в данный момент эмпирическими и теоретически­ми средствами. Космология в этом отношении не занимает какого-либо особого положения среди других естествен­ных наук — «вся материя» (материальный мир как целое) не является сейчас и никогда не станет ее объектом»22.

Но если даже вся материя, не говоря о мире духовном, не является сейчас и никогда не станет объектом исследования естествознания, то возможно ли научное мировоззрение?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить­ся к тому, что представляет собой мировоззрение?

Мировоззрение — это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существова­ние Бога, души, вечности). Оно не зависит от степени об­разования, уровня культуры и способностей человека. По­этому и ученый, и необразованный могут иметь одно и то же мировоззрение, а люди равного образовательного уров­ня — прямо противоположные убеждения. Мировоззрение всегда предстает в виде или религии, или философии, но не науки. «Вообще, структура религиозного учения, — ут­верждают религиеведы, - не очень отличается от структу­ры философской системы, ибо религия, как и философия, стремится дать целостную картину мира, целостную систе­му ориентации личности, целостное мировоззрение»23.

Член-корреспондент АН СССР П. Копнин писал: «Фило­софия по своему предмету и целям отличается от науки и составляет особую форму человеческого сознания, не сво­димую ни к какой другой. Философия как форма сознания создает мировоззрение, необходимое человечеству для всей его практической и теоретической деятельности. Бли­же всего по общественной функции к философии стоит религия, которая тоже возникла как определенная форма мировоззрения. Поэтому наука... одна не может ее заме­нить... Мировоззрение... не покрывается ни какой-то од­ной наукой, ни их совокупностью»24.

Поэтому, если говорить о собственно научном миро­воззрении, то таковое понятие нужно признать услов­ным, используемым только в самом узком, специфичес­ком смысле этого слова — как совокупность научных взглядов на материальный мир, его устройство, его за­коны. Мировоззрением же наука не может быть, по­скольку:

а) вопросы чисто мировоззренческие (см. выше) вхо­дят в компетенцию исключительно философии и религии к области естествознания не относятся;

б) наука непрерывно изменяется, что противоречит са­мому понятию мировоззрения как чему-то законченному, полне определенному, постоянному;

в) как совершенно справедливо замечает В. Казютинский, «в естествознании нет теорий «материалистических» «идеалистических», а лищь вероятные и достоверные, ис­тинные и ложные»25.

Научными или антинаучными могут быть представле­ния (знания) человека о явлениях этого мира, но не его ми­ровоззрение как таковое (религиозное, атеистическое и т.д.). Наука и мировоззрение - это два различных, несво­димых друг к другу понятия, и потому противостоять друг другу они не могут.

Но если даже поверить в безграничность научного по­знания и в способность науки разрешить когда-то все во­просы духа и материи и достичь уровня мировоззрения, то и в таком случае мыслящий человек не может ждать этого гипотетического будущего. Жизнь дается только один раз, и потому человеку, чтобы знать, как жить, чем руководствоваться, каким идеалам служить, необходим сейчас ответ на главнейшие для него вопросы: «Кто я? Ка­ков смысл моего существования? Имеется ли смысл в бы­тии человечества, мира? Есть ли вечная жизнь?» Кварки, черные дыры и ДНК на эти вопросы не отвечают и отве­тить не могут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: