Религия и наука. Но может быть, религиозное мировоззрение противо­стоит науке, знанию, прогрессу?

Но может быть, религиозное мировоззрение противо­стоит науке, знанию, прогрессу?

Исходя из широкого понимания науки28, правомерно говорить о религии как об одной из форм «духовного про­изводства» человека. Имея свои постулаты (бытие Бога, бес­смертие души), особый метод познания (духовно-нравст­венное совершенствование личности), свои критерии в различении истины от заблуждения (соответствие индиви­дуального духовного опыта единству опыта святых как ком­петентнейших «инженеров» душ человеческих), свою цель (познание Бога и достижение вечной в Нем жизни — Обо­жение), религия структурно оказывается не отличающейся от естественных наук Особенно существенное сходство ее с эмпирическими науками наблюдается в необходимости правильного опыта для получения достоверного знания в процессе познания. Неслучайно, «академики» Православ­ной Церкви— великие святые, правильную (праведную) религиозную жизнь называли «наукой из наук».

Однако религия как опытная наука («религия-наука») представляет собой в то же время замечательное исключе­ние в ряду всех эмпирических наук: религия-наука, в отли­чие от естествознания, является мировоззрением в полном смысле этого слова. И вот почему.

Если естествознание не может служить базой для пост­роения мировоззрения (религиозного или атеистическо­го), то религия-наука, опытно подтверждая бытие Бога, души, мира сверхчувственного, становится научным фун­даментом религиозного мировоззрения. В этом смысле ре­лигия является действительно научным мировоззрени­ем — в отличие от всех других: атеистического, агностического, материалистического, остающихся всегда лишь верой.

В то же время религиозное мировоззрение, в частнос­ти, православное, в принципе не может иметь противоре­чий с естественными науками и тем более противостоять им, поскольку оно не включает в себя ни их законы и тео­рии, ни конкретные детали знания материального мира. Оно остается неизменным независимо от того, что утверж­дает наука сегодня и к чему придет завтра. Для религиозно­го мировоззрения не имеет никакого значения Земля или Солнце являются центром нашей системы, что вокруг чего вращается, из каких «кирпичиков» построена Вселенная.

А тот факт, что многие церковнослужители были одно­временно великими учеными (например, Коперник (1543), св. митрополит Московский Иннокентий (Вениа минов; 1879), аббат Мендель (l884), священник Павел Флоренский (1937), патер В. Шмидт (1954), архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (l96l), аббат Леметр (1966) и многие другие), красноречиво свидетельствует о лживости самой идеи борьбы религии с наукой.

Правда, в качестве доказательства приводят бесспор­ные, на первый взгляд, факты притеснения и даже казни отдельных ученых Католической церковью в средневеко­вье. На это следует сказать следущее.

Во-первых, в описании этих фактов много преувеличе­ний. Осуждению подверглось ничтожное число уче­ных — и не столько за их научные взгляды, сколько за дог­матические и нравственные отступления от католической веры, т. е. за ереси (например, Джордано Бруно, объявив­ший себя «учителем более совершенного богословия, сы­ном неба и земли»)29.

Далее, все это относится к поврежденной Церкви — Ка­толической, одно из ярких заблуждений которой как раз в том и проявилось, что она фактически догматизировала отдельные научные теории того времени (в чем теперь рас­каивается).

Наконец, боролась в средневековье не столько религия с наукой, сколько старые научные представления и пред­ставители (со всеми обыденными человеческими страстя­ми) с новыми, используя религию.

Прекрасно вскрывает и иллюстрирует основную при­чину гонений на науку современный отечественный уче­ный А. Горбовский.

«А разве, — пишет он, — не такой же кощунственной казалась в свое время мысль о том, что могут быть «камни, падающие с неба» — метеориты?

Французская Академия наук объявила все подобные со­ображения вымыслом, а сам Лавуазье, великий ученый30, заклеймил их как «антинаучные». Этот термин появляется неслучайно. Во все времена общественное сознание имело некую точку отсчета, которая провозглашалась непрелож­ной и истинной. Некогда в качестве этого эталона выступа­ло религиозное мировоззрение. Все, что находилось в рус­ле этого мировоззрения, признавалось истинным; что выходило за его рамки, провозглашалось ложным.

Со временем место религиозного мировоззрения в об­щественном сознании было вытеснено суммой представ­лений, которая обозначается термином «научное». Теперь истинным почитается то, что соотносится с данной, гос­подствующей системой взглядов, и ложным — все, что противоречит ей.

Вот почему, желая опровергнуть существование метео­ритов, Лавуазье прибег к тому, что провозгласил сообще­ния о них «антинаучными», т. е. противоречащими канони­зированной системе взглядов.

Но давайте попытаемся посмотреть непредвзято на мир, окружающий нас сегодня. Мы видим, что буквально весь он состоит из того, что в свое время так или иначе бы­ло отвергнуто или признано ложным.

В нашем мире летают самолеты. Вопреки тому, что из­вестный астроном профессор С. Ньюком31 математически доказал невозможность создания летательных аппаратов тяжелее воздуха...

Мы пользуемся радио. Вопреки авторитетному мнению известного ученого Г. Герца32, утверждавшего, что это не­возможно («Для дальней связи, — писал он, — потребуют­ся отражатели размером с континент»).

Сегодня всем известна чудовищная мощь ядерного ору­жия. Однако ведущие военные эксперты США некогда ут­верждали, что создание атомной бомбы принципиально невозможно.

Сегодня в строй вступают атомные электростанции. Хотя некоторые крупнейшие ученые США, в том числе Н. Бор33, считали практическое использование атомной энер­гии маловероятным.

Мы изучаем химический состав небесных тел. Вопреки известному французскому философу О. Конту34, который категорически утверждал, что человек никогда не сможет делать это.

Сейчас признано, что 99% всей материи Вселенной на­ходится в состоянии плазмы. Однако в течение тридцати лет после ее открытия ученый мир упорно отказывал плаз­ме в праве на существование.

Открытие Пастера35 было отвергнуто Академией медици­ны.

Открытие рентгеновских лучей было встречено на­смешками.

Открытие Месмером36 гипноза было категорически оп­ровергнуто светилами тогдашней науки.

Французская Академия наук долгое время отвергала су­ществование ископаемого человека, а находки каменных орудий объясняла «игрой природы».

Список этот может быть сколь угодно велик. Список анафем и запретов, провозглашенных некогда от имени науки. В лучшем случае это проистекало от инертности мы­шления, когда, говоря словами А. Шопенгауэра37, «каждый принимает конец своего кругозора за конец света».

Сегодня, с опозданием на века и десятилетия, мы ста­вим памятники тем, кто некогда был объектом этих «ана­фем и отлучений»38.

Горбовский не упоминает о самых страшных в истории гонениях на ученых в СССР, бывших, однако, не со сторо­ны Церкви, но захвативших власть сатанистов.

Причины гонений на науку коренились не в христиан­стве, тем более не в Православии, а в зле страстей челове­ческих, в том порожденном ими фанатизме, который все­гда противоборствует всему истинному, живому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: