Организация проектной деятельности учащихся на уроках информатики и во внеурочное время

Попова Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель информатики, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 93, г.Уфа, Республика Башкортостан

При изучении наук примеры полезнее правил.

И. Ньютон

Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у учащихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.

В современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания применить. А самым ценным качеством является знание о том, как информацию получать, создавать или систематизировать. Для того чтобы получить на выходе из школы человека, способного быть конкурентоспособным в современном мире, нужно научить его связывать изучаемый предмет с другими предметами в аспекте окружающего нас мира. Таким образом, важнейшей характеристикой обучения становится метапредметность как образовательная форма, которая выстраивается поверх учебного предмета.

Проектная деятельность как вид организации учебной деятельности как нельзя лучше способствует достижению описанных целей, так как она направлена на решение практических задач, мотивирует учащихся на приобретение новых знаний, способствуя тем самым реализации идеи метапредметного обучения. Мы поделимся своими соображениями о тех возможностях, которые, с нашей точки зрения, открывает проектная деятельность учащихся, и расскажем о тех практических проектах, которые реализуются в нашей гимназии и позволяют повысить эффективность обучения.

Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, потому что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.

Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 4 основных этапа: планирование работы, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов (защита проекта).

Проиллюстрируем подробнее основные этапы работы над проектом с указанием задач, выполняемых на каждом этапе, и деятельности учеников и учителя следующей таблицей.

Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога
1. Подготовка Определение темы, цели. Выбор группы учащихся Собирают информацию. Обсуждают задание Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта
2. Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают, обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе
3. Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование Наблюдает. Консультирует. Предлагает дополнительные источники информации
4. Выполнение Работа над проектом. Оформление Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект Консультирует
5. Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Направляет процесс анализа. Советует, как подготовиться к защите
6. Защита проекта Подготовка доклада, выступления, презентации. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов Оценивает результаты деятельности учащихся

Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что на разных этапах учащиеся преимущественно действуют самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта.

На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем. При этом оценивается как сам проект, так и его защита. По результатам определяется рейтинговая оценка. Вот один из возможных вариантов оценки проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: