Оценка деятельности участника проекта

Фамилия, имя _______________________________

Критерии выполнения и защиты проекта

Выполнение проекта:

• актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы;

• объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность;

• уровень творчества, оригинальность темы, предлагаемых решений;

• аргументированность предлагаемых решений, выводов;

• качество оформления, соответствие стандартным требованиям.

Защита проекта:

1) качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность;

2) объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи;

3) культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, удержание внимания аудитории;

4) ответы на вопросы: полнота и аргументированность, убедительность, толерантность.

В нашей гимназии метод проектов на протяжении многих лет весьма успешно используется учителями информатики. Проекты реализуются в рамках урочной деятельности и на кружковых занятиях. Проекты наших учеников были представлены на конкурсах и конференциях различных уровней: это международный конкурс «Этика и мораль в Библии», Республиканский конкурс работ по информационным технологиям (1998-2010 гг.), научно-практические конференции научного общества учащихся, республиканский конкурс Интернет-ресурсов и др.

Остановимся более подробно на организации проектной деятельности и ее реализации на уроках информатики. Можно условно разделить работу на два возрастных уровня: 7-9 классы и 10-11 классы.

Проекты учащихся 7-9 классов:

• web-сайты;

• программные продукты в среде Logo и Visual Basic;

• презентации и графика.

В 8-м классе, изучая тему «Программирование в среде Logo», каждый учащийся начинает работать над индивидуальным проектом. Тему проекта дети выбирают самостоятельно или с помощью учителя. Итогом работы является мультфильм на выбранную тему. Продумывается сценарий, в тетради зарисовываются фон, формы и движение действующих лиц.

На уроках учитель с каждым учеником обсуждает проект, проверяет на соответствие критериям оценивания, при необходимости внося изменения.

Критерии выполнения проекта.

1. Требования к фону: реалистичность, использование форм и цветов. Если это лес, то деревья должны быть разными по форме, цвету, размеру и желательно сформировать дерево из двух форм: ствол и крона. К тому же «расти» деревья должны в произвольном порядке. В процессе работы над фоном дети отрабатывают навыки работы с формами, командами, создают дополнительные процедуры (в том числе с параметрами). Таким образом, дети углубляют свои знания по программированию, учатся создавать большие и сложные программы.

2. Действующие лица: реалистичность, соблюдение пропорций. Например, если девочка собирает цветы, то цветы, как правило, дети сначала делают одного размера с девочкой, и только после замечания учителя исправляют ошибку. Для движения девочки необходимо создать несколько форм. На определенных этапах требуется одновременное движение нескольких объектов с разными скоростями.

3. Требования к звуку. Музыку вставляют в начале, в середине, в конце мультфильма или программируют одновременно с движением (что, конечно, сложнее). Мелодия должна соответствовать теме проекта. Дети самостоятельно продумывают, как гармонично совместить движение и звук, где можно вставить дополнительные звуковые эффекты.

Таким образом, каждый ученик, учитывая все требования, создает на кружковых занятиях или дома программу мультфильма, а на уроке обычно лишь корректирует ее. Отдельный урок отводится на защиту проектов, оценка за проект выставляется как среднее арифметическое оценок учителя и учеников.

Следующая тема, изучение которой не обходится без создания проектов, – «Графический редактор». Чтобы дети со слабыми художественными способностями не чувствовали себя неуютно, на уроках по всем правилам черчения выполняются чертежи деталей. Дети дома выбирают деталь и выполняют её чертеж на листе формата А4, а на уроке создают его в графическом редакторе. У учащихся формируются навыки использования графического редактора не только для создания картинок, но и для выполнения чертежей и схем для доклада, реферата, курсовой работы и др.

Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются при создании презентаций. Итоговым проектом изучения Microsoft PowerPoint является обучающе-тестирующая программа на одну из следующих тем: Paint, PowerPoint, Logo, Visual Basic. Работа над этим проектом проходит следующие этапы:

• выбор темы и подбор информации;

• разработка сценария презентации и её структуры;

• работа над проектом: разработка дизайна слайдов с соблюдением эргономических требований, требований информативности и наглядности представления материала;

• тестирование презентации;

• защита проекта.

Проекты, реализуемые в 9-м классе, отличаются от проектов младших школьников большей долей самостоятельности учащихся. Так, при создании w eb -сайта учитель ставит цель, оговаривает требования к проекту и по ходу работы консультирует учащихся. Дети самостоятельно продумывают тему, подбирают информацию, разрабатывают структуру сайта. Основная работа над проектом осуществляется дома или на кружковых занятиях. На уроке проекты дорабатываются в соответствии с требованиями учителя. Таким образом, в среднем звене проект создается в основном как зачетная работа по теме и обычно выполняется всеми учащимися.

Работа с учащимися 10-11-х классов проводится с учетом специфики гимназии – углубленного изучения отдельных предметов (математики, физики, информатики). Именно в старших классах в полном объеме можно реализовать метапредметный подход в обучении, сближающий позиции учителя и ученика как исследователей, активно преобразующих содержание изучаемых предметов. Информатика трактуется не как прикладной предмет, на котором ребенок запоминает правильные движения (подвести курсор, щелкнуть левой кнопкой мыши и т.п.), а как метапредмет, освоение которого требует развития способностей проектирования, моделирования, схематизации, рефлексии. Такое понимание предмета достигается, прежде всего, через обучение программированию, но не только через освоение конкретного языка программирования, но и через осмысление тех способностей, которые применяются в решении задачи, перенос их на другие области практик. Основная цель изучения информатики – формирование у учащихся умения работы с информацией, развитие аналитических способностей.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставилась задача «индивидуализации обучения и социализации обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» [1]. В соответствии с профильными учебными планами, не менее 70 учебных часов за 2 года обучения отводится на проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

Главное отличие проектов учащихся 10-11 классов от проектов младших школьников в том, что они выполняются не всеми учащимися, а только желающими, с большой долей самостоятельности, в любой среде, подходящей для реализации проекта, в основном за счет часов, выделяемых на проектную деятельность и на кружковых занятиях. Проекты обычно долговременные (от полугода до двух лет), групповые (наиболее эффективно – 2 человека) и межпредметные (какой-либо учебный предмет и информатика).

Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. Информатика – прикладная дисциплина, поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами, привлечения знаний из других областей.

Проектная деятельность старшеклассников ведется в гимназии более десяти лет. Практически все проекты, реализованные за это время – межпредметные. В гимназии есть кабинет технических средств обучения, в котором учителя проводят уроки с применением проектов, написанных учениками под их руководством. Проекты можно условно разделить на следующие группы:

• выпуск электронной газеты гимназии;

• создание и информационное наполнение сайта гимназии и сайтов классных коллективов, методических объединений учителей;

• проекты для проведения уроков с компьютерной поддержкой по разным предметам;

• проекты для научно-практических конференций научного общества учащихся, конкурсов по информационным технологиям;

• экзаменационные и зачетные работы по информатике и другим предметам.

Остановимся подробнее на каждом из указанных групп проектов.

Школьная газета. Выпускается более 8 лет, в ней мы публикуем новости, информацию о конкурсах, олимпиадах, интервью с администрацией, поздравления, рассказы и стихи наших учеников. Компьютерная верстка и размещение выпусков газеты на сайте гимназии осуществляются учащимися под руководством учителей литературы и информатики. Дети уходят из школы, приходят другие. Проект не умирает, потому что в этой работе каждый может найти себе дело по душе: взять интервью, написать стихотворение или статью о своем увлечении, нарисовать эмблему для рубрики. Это долгосрочный и групповой проект. Страница газеты – рис.1.

Рис.1

Сайт гимназии. Разработка и поддержка сайта (публикация новостей и статей, обработка фотографий) – тоже групповой и долгосрочный проект. Создание сайта – прекрасная возможность изучить новые технологии и применить их на практике. Наш сайт неоднократно занимал призовые места на республиканских и всероссийских конкурсах web-сайтов, адрес в сети Интернет: http://gimnaz93.narod. ru. В данный момент разработано более десяти сайтов классных коллективов, методических объединений учителей, работа над которыми ведется совместно учителями и учениками.

Проекты для проведения уроков с компьютерной поддержкой. Цели и задачи в этом случае ставятся учителем-предметником, так как учитель информатики в большинстве случаев недостаточно компетентен. Курируют проект два учителя: предметник и учитель информатики, который консультирует участников проекта по вопросам технологии создания сайта или программы. Многие из таких проектов засчитываются в качестве экзаменационных работ по предметам на переводных экзаменах, устанавливаются в сети кабинета технических средств обучения и используются при проведении уроков. Главное достоинство такой работы для учителя – получение материалов для проведения уроков в той форме, в которой он хочет сам, а не в той, которую предлагают ему разработчики купленных мультимедийных программ, часто работающих не под всеми операционными системами и не имеющих сетевых версий. Главное достоинство для учащихся – получение практических навыков создания программных продуктов, умения работать «под заказ», самостоятельно добывать информацию и обрабатывать ее. Большая часть такой работы ведется во внеурочное время: на кружках и за счет часов, выделенных на профильное обучение.

За последние два года школьная медиатека пополнилась более чем 20 дисками с программами и сайтами, разработанными учениками гимназии под руководством учителей-предметников для проведения уроков биологии, истории, немецкого языка, химии и других предметов. Примеры работ: файлы рис.2 – история, рис. 3,4 – биология (среда разработки – Borland Delphi).

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

4) Проекты для участия в научно-практических конференциях и конкурсах по информационным технологиям. В гимназии всегда были сильны традиции обучения детей работе с литературой, дополнительными источниками информации. Компьютер расширяет возможности такой работы во много раз. Деятельность научного общества учащихся – одно из главных направлений работы с одаренными детьми. Разработанные проекты не раз занимали призовые места на конкурсных мероприятиях разного ранга: от районных до международных.

5) Э кзаменационные проекты учащихся. До 2008 года это были, в основном, проекты учащихся 11-х классов, работа над ними велась в течение года. Теперь, в связи с обязательной сдачей выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, проекты стали одной из популярных форм переводных экзаменов по окончанию 10-го класса. В качестве итоговой работы может выступать сайт или программный продукт. В течение года учитель контролирует работу, консультирует учащихся, предоставляет литературу. Важно научить детей создавать программные продукты с удобным интерфейсом и эстетичным оформлением.

Перед экзаменом участники проекта приносят готовую работу на компакт-диске и тезисы выступлений для защиты проекта. Проекты могут быть как монопредметными (только по информатике), так и межпредметными. Экзамен сдается в форме защиты проекта перед экзаменационной комиссией.

Защита проекта занимает очень важное место в разработке проекта. Текст выступления обязательно надо прочитать, а потом прослушать, программу внимательно проверить (в том числе и на наличие орфографических ошибок). Необходимо научить детей выступать перед аудиторией, кратко и понятно излагать основные положения работы, отстаивать свою точку зрения, уметь вызвать интерес к своей работе, доказывая ее актуальность и важность.

Об эффективности нашей работы говорят успешные выступления наших учеников на конкурсах и научных конференциях по информационным технологиям. В нашем районе каждый год проводится конференция по направлению «Информационные технологии», чтобы талантливые дети из разных школ могли пообщаться друг с другом, представить свои проекты и оценить работу других.

Главным результатом нашей деятельности считаем то, что практически все участники проектов, серьезно занимающиеся созданием программных продуктов и сайтов, поступают в вузы на специальности, связанные с компьютерными технологиями, многие уже окончили вузы и успешно работают в этой сфере.

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml (дата обращения 11.01.2011).
  2. Проекты ФГОС общего образования. – [Электронный ресурс]. URL:http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob 2/ (дата обращения 13.01.2011).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: