«Целью» принято называть мысленное установочное предвидение результата, который необходимо достичь в процессе и в итоге к. л. деятельности. Верная постановка реально достижимых целей с учетом потребностей общества и личности – важнейшая задача всего физического воспитания как педагогического процесса. При этом следует различать цели общие, поставленные обществом, и цели индивидуальные, выдвигаемые индивидом. Задача педагога – не акцентируя на выдвигаемых разными сторонами педагогического процесса часто разных по своей сути целей – соединить их в единый ход обучения и воспитания, т. е. создать условия для их взаимного соответствия и дополнения – иначе весь процесс воспитания саморазрушится и даст совсем не тот результат, на который рассчитывали его участники.
Общие задачи конкретизируются применительно к основным профилирующим направлениям физической культуры: базовому, профессионально-прикладному, спортивно-специализированному и др.
В базовом общеподготовительном направлении реализуются задачи общего физического образования. Здесь предусматривается обязательный для всех общий курс физического образования, по завершении которого каждый получает основные физкультурные знания, необходимые в жизни, основной фонд жизненно важных двигательных умений и навыков, в том числе таких, которые связаны с двигательными действиями, наиболее широко используемыми в жизненной практике, а также таких, которые могут служить конструктивными элементами (своего рода строительным материалом) для построения новых двигательных действий при необходимости экстренного решения новых двигательных задач.
В профессионально-прикладном направлении задачи обучения конкретизируются в соответствии с особенностями непосредственной подготовки к избранной профессиональной деятельности, т. е. приобретают характер задач профессионально-специализированного физического образования. Здесь наряду с углублением специальных знаний предусматривается более прочное освоение ранее сформированных, а также совершенствование новых двигательных умений и навыков, способствующих успеху в избранной профессиональной деятельности. По сравнению с общеподготовительным направлением реализация этих задач предполагает, как правило, достижение более высокой степени отлаженности избранного круга умений и навыков (необходимая степень их совершенствования определяется в зависимости от особенностей профессиональной деятельности).
В спортивно-специализированном направлении обучение тоже имеет непосредственно прикладной характер, но оно ориентированно на достижение возможно высоких результатов в избранной спортивной деятельности, преследует задачи специального спортивного образования (иначе говоря, специальной спортивно-технической и тактической подготовки). Центральная установка здесь — довести умения и навыки, отвечающие требованиям избранного вида спорта, до возможно высокой степени совершенства – умений высшего порядка.
Таким образом, задачи обучения двигательным действиям в каждом из профилирующих направлений физического воспитания наряду с общим содержанием имеют свою специфику.
Постановка частных задач всегда достаточно конкретная и четкая обеспечивается соблюдением следующих положений.
1. Частные задачи ставятся с опорой прежде всего на ясное понимание (как обучающим, так и обучаемым) необходимого и реального результата обучения действию, его значения и места в общей системе физического образования, например: научить отталкиванию в прыжках в длину, выполнить разрядный норматив и т.д. Такой подход дают общий ориентир, помогающий прежде всего верно наметить конкретный результат обучения. Подразделяя учебный материал на основной и вспомогательный, устанавливая учебные нормативы и сроки их выполнения, официальные программы физического воспитания тем самым нацеливают на определенный результат в обучении двигательным действиям. Только при такой конкретизации задачи обучения приобретают действенный смысл.
2.Частные задачи ставятся детализированно применительно к особенностям действий, являющихся предметом обучения согласно требованиям законам дидактики (сознательности и активности, последовательности и постепенности и др.)
3. Частные задачи ставятся индивидуализированно применительно к наличным возможностям обучаемых, зависящим от их возрастных, половых, личностных особенностей и уровня подготовленности.
4. Частные задачи ставятся в определенной последовательности, задаваемой объективными закономерностями формирования двигательного действия и логикой учебного процесса.
В соответствии с рассмотренными в предыдущем разделе закономерностями формирования двигательных действий (умений, навыков, умений высшего порядка) целевая установка при обучении тому или иному действию как бы подразделяется на ряд последовательно решаемых частных задач.
Проблема переучивания элементам техники: ошибки объективного и субъективного характера и их устранение, положительный и отрицательный перенос двигательного навыка, его перестройка.
В процессе обучения движениям и совершенствования техники выполнения движения постоянно возникают ошибки:
- из-за двигательной недостаточности (недостаточность физических качеств, слабая координационная подготовленность, бедность объема запасов двигательных навыков, особенности телосложения);
- из-за дефекта обучения (обучение ошибочной технике выполнения, методические ошибки, перенос неадекватного навыка, неудовлетворительный контроль навыка);
- психогенные (неудовлетворительный контроль, психологические воздействия внешних условий, неуверенность, опасение, страх и пр.);
- из-за необычности условий (особенности внешних физических условий, регламент деятельности, дефекты психологической двигательной установки);
- генетическими факторами – отклонения данной личности от норм развития по строению анализаторов или эффекторов;
- случайные (спонтанные, вызванные случайными внешними факторами, совпадением внешних и внутренних факторов, несистематические, неясного происхождения).
Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к специально-подводящим упражнениям, использовать корригирующие (в частности, контрастные) задания, т. е. проводить обучение по общей схеме формирования двигательного навыка.
Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основное условие положительного переноса навыка – наличие структурного сходства в главном звене техники двигательного действия.
Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс становления нового. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в главном звене, деталях техники.
Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если указывать ученику те основные опорные точки, в которых нежелателен перенос.
Своевременное выявление и установление причин возникновения ошибок в значительной мере обусловливает эффективность процесса технического совершенствования.