Целевые установки в процессе обучения двигательным действиям; общие и частные задачи, предпосылки и общий порядок построения процесса обучения двигательным действиям

«Целью» принято называть мысленное установочное предвидение результата, который необходимо достичь в процессе и в итоге к. л. деятельности. Верная постановка реально достижимых целей с учетом потребностей общества и личности – важнейшая задача всего физического воспитания как педагогического процесса. При этом следует различать цели общие, поставленные обществом, и цели индивидуальные, выдвигаемые индивидом. Задача педагога – не акцентируя на выдвигаемых разными сторонами педагогического процесса часто разных по своей сути целей – соединить их в единый ход обучения и воспитания, т. е. создать условия для их взаимного соответствия и дополнения – иначе весь процесс воспитания саморазрушится и даст совсем не тот результат, на который рассчитывали его участники.

Общие задачи конкретизируются применительно к основным профилирующим направлениям физической культуры: базовому, профессионально-прикладно­му, спортивно-специализированному и др.

В базовом общеподготовительном направлении реализуются задачи обще­го физического образования. Здесь предусматривается обязательный для всех общий курс физического образования, по завершении которого каж­дый получает основные физкультурные знания, необходимые в жизни, основ­ной фонд жизненно важных двигательных умений и навыков, в том числе та­ких, которые связаны с двигательными действиями, наиболее широко используемыми в жизненной практике, а также таких, которые могут слу­жить конструктивными элементами (своего рода строительным материа­лом) для построения новых двигательных действий при необходимости эк­стренного решения новых двигательных задач.

В профессионально-прикладном направлении задачи обучения конкретизи­руются в соответствии с особенностями непосредственной подготовки к из­бранной профессиональной деятельности, т. е. приобретают характер задач профессионально-специализированного физического образо­вания. Здесь наряду с углублением специальных знаний предусматривает­ся более прочное освоение ранее сформированных, а также совершенствование новых двигательных умений и навыков, способствую­щих успеху в избранной профессиональной деятельности. По сравнению с общеподготовительным направлением реализация этих задач предполага­ет, как правило, достижение более высокой степени отлаженности избран­ного круга умений и навыков (необходимая степень их совершенствова­ния определяется в зависимости от особенностей профессиональной деятельности).

В спортивно-специализированном направлении обучение тоже имеет непос­редственно прикладной характер, но оно ориентированно на достижение воз­можно высоких результатов в избранной спортивной деятельности, пресле­дует задачи специального спортивного образования (иначе говоря, специальной спортивно-технической и тактической подготовки). Централь­ная установка здесь — довести умения и навыки, отвечающие требованиям избранного вида спорта, до возможно высокой степени совершенства – умений высшего порядка.

Таким образом, задачи обучения двигательным действиям в каждом из профилирующих направлений физического воспитания наряду с об­щим содержанием имеют свою специфику.

Постановка частных задач всегда достаточно конкретная и четкая обес­печивается соблюдением следующих положений.

1. Частные задачи ставятся с опорой прежде всего на ясное понимание (как обучающим, так и обучаемым) необходимого и реаль­ного результата обучения действию, его значения и места в общей системе физического образования, например: научить отталкиванию в прыжках в длину, выполнить разрядный норматив и т.д. Такой подход дают общий ориентир, по­могающий прежде всего верно наметить конкретный результат обучения. Подразделяя учебный материал на основной и вспомогательный, устанав­ливая учебные нормативы и сроки их выполнения, официальные програм­мы физического воспитания тем самым нацеливают на определенный результат в обучении двигательным действиям. Только при такой конкретизации задачи обучения приобретают дей­ственный смысл.

2.Частные задачи ставятся детализированно применительно к особен­ностям действий, являющихся предметом обучения согласно требованиям законам дидактики (сознательности и активности, последовательности и постепенности и др.)

3. Частные задачи ставятся индивидуализированно применительно к на­личным возможностям обучаемых, зависящим от их возрастных, половых, личностных особенностей и уровня подготовленности.

4. Частные задачи ставятся в определенной последовательности, задава­емой объективными закономерностями формирования двигательного дей­ствия и логикой учебного процесса.

В соответствии с рассмотренными в предыдущем разделе закономерно­стями формирования двигательных действий (умений, навыков, умений высшего порядка) целевая установка при обучении тому или иному действию как бы подразделяется на ряд последова­тельно решаемых частных задач.

Проблема переучивания элементам техники: ошибки объективного и субъективного характера и их устранение, положительный и отрицательный перенос двигательного навыка, его перестройка.

В процессе обучения движениям и совершенствования техники выполнения движения постоянно возникают ошибки:

- из-за двигательной недостаточности (недостаточность физических качеств, слабая координационная подготовленность, бедность объема запасов двигательных навыков, особенности телосложения);

- из-за дефекта обучения (обучение ошибочной технике выполнения, методические ошибки, перенос неадекватного навыка, неудовлетворительный контроль навыка);

- психогенные (неудовлетворительный контроль, психологические воздействия внешних условий, неуверенность, опасение, страх и пр.);

- из-за необычности условий (особенности внешних физических условий, регламент деятельности, дефекты психологической двигательной установки);

- генетическими факторами – отклонения данной личности от норм развития по строению анализаторов или эффекторов;

- случайные (спонтанные, вызванные случайными внешними факторами, совпадением внешних и внутренних факторов, несистематические, неясного происхождения).

Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к специально-подводящим упражнениям, использовать корригирующие (в частности, контрастные) задания, т. е. проводить обучение по общей схеме формирования двигательного навыка.

Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основное условие положительного переноса навыка – наличие структурного сходства в главном звене техники двигательного действия.

Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс становления нового. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в главном звене, деталях техники.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если указывать ученику те основные опорные точки, в которых нежелателен перенос.

Своевременное выявление и установление причин возникновения ошибок в значительной мере обусловливает эффективность процесса технического совершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: