Теория и методика физической культуры как научная и учебная дисциплина: предмет исследования и направленность; связь с гуманитарными и естественными науками

Как и любая социально ориентированная учебная дисциплина и область науки, теория физической культуры преследует вполне определенные социальные цели. Она создает условия для всестороннего гармоничного развития человека, воспитания социально активной личности, содействует эффективному использованию и умножению ценностей физической культуры. Предмет теории и методики физической культуры всеобъемлющ и многолик. Он выступает как органическая часть обязательного предмета физическая культура в дошкольных учебных заведениях, в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях, силовых ведомствах, армии (протекает процесс освоения двигательных навыков, совершенствования физических качеств, выработка умений применения двигательных способностей в различных условиях быта и обороны, знаний об организме человека и его возможностей к адаптации).

Теория и методика физической культуры как интегрирующая учебная дисциплина выступает при подготовке специалистов по физическому воспитания и спорту, и включается в программы соответствующих средних и высших учебных заведений.

Как научная дисциплина она занимается вопросами о сущности физической культуры, общих закономерностей её функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития людей различных возрастных групп.

Теория физической культуры, ее общие основы и отрасли связаны со многими гуманитарными и естественными науками. Особенно тесные связи объединяют ее с культуроведением (общей теорией культуры), философией, социологией, теорией управления социальными процессами и общей теорией воспитания (педагогикой). Они рассматривают физическую культуру в общемировоззренческом, социологическом, организационно-управленческом и педагогическом аспектах, которые как отрасли теории физической культуры, рассматривают различные вопросы, имеющие в основном педагогическое содержание применительно к частным направлениям науки. Общая теория физической культуры широко пользуется материалами этих дисциплин и, в свою очередь, дополняет их. Особая роль отводится теории и методики физической культуры как отрасли педагогической и психологической науки как науки об обучении и воспитании посредством физической культуры (социальная психология и психопедагогика физкультурного движения, спорта и пр.).

Вместе с тем теория физической культуры связана с естественными науками, т.к. в предмет ее рассмотрения входит выяснение закономерностей направленного оптимизирующего воздействия на естественные свойства человека, на функции и структуры его организма, на процесс их развития. Поэтому разработка научной теории физической культуры не мыслится без широкой опоры на исследовательские материалы биологических наук, изучающих человека, закономерности его функционирования и развития. Особый интерес в связи с этим представляют теория онтогенеза (индивидуального развития) и филогенеза (развития в процессе смены поколений), теория адаптации к факторам внешней среды, физиологический, биохимический, биофизический и другие естественнонаучные аспекты изучения двигательной деятельности и ее воздействия на человека. То же самое надо сказать о гигиенических и медицинских аспектах рационализации физкультурной деятельности.

Поскольку в учебные планы институтов физической культуры этот предмет (теория и методика физической культуры) введен сравнительно недавно (в вузах - с 1979 г.), он является относительно молодой учебной дисциплиной, находящейся в развитии и предметном становлении. В своем современном виде теория и методика физической культуры как учебная дисциплина включает четыре крупные раздела:

1.Введение в теорию физической культуры (исходные категории (понятия), составляющие основной понятийный аппарат теории физической культуры, предмет, методы исследования; основные социальные функции и формы физической культуры, тенденции ее развития в обществе).

2.Общие основы теории и методики физического воспитания (общие черты и закономерности физического воспитания как педагогически направленного процесса, использование факторов физической культуры в образовательно-воспитательных целях т. д.).

3.Характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры в жизни общества - особенности различных направлений и соответствующих со структурой целесообразного использования физической культуры в жизни людей (физическое воспитание детей различных возрастных групп: учащихся, профессионально-прикладная подготовка в системе организации труда и в сфере повседневного быта – силовиков, армии, и пр.).

4. Анализируется спорт, как один из основных компонентов физической культуры, и специфические формы спортивной деятельности (спортивная тренировка, состязания и пр.).

Как научная дисциплина теория и методика физической культуры относится к группе педагогических дисциплин. Ей присвоен индекс 13.00.04 – (13-педагогика, 04-разделы физической культуры) что включает перечень направлений «Физическое воспитание, спортивная тренировка, оздоровительная и адаптивная физическая культура» (широкий аспект от дошкольного физического воспитания до спорта лиц, имеющих отклонения в здоровье). По результатам научной деятельности в области физической культуры издаются периодические научно-методические журналы. Ведущим среди них в нашей стране – «Теория и практика физической культуры».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: