Этап углубленного разучивания двигательного действия. Особенности применения средств и методов, регламентации режима движений, предупреждение и устранение ошибок

Цель — освоить двигательное действие для целостного, уверенного их выполнения; сформировать двигательный навык.

Основные общие задачи:

1. Освоить действие во всех её основных элементах.

2. Знать и уметь выполнять отдельные части упражнения.

3. Выделять опорные точки двигательного действия.

Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

Решение поставленных задач осуществляется в следующей методической последовательности:

1. Обучение обновному (базовому) звену упражнения или элемента, без которого нельзя выполнить упражнение (размахивание на перекладине в подъеме разгибом).

2. Обучение частям упражнения по смыслу находящемуся рядом с основным звеном упражнения (или предшествующим ему — вбегание в отталкивание в прыжках в длину с разбега, или элементу последующего действия — полету в прыжках в длину как близкого элемента к базовому звену);

3. Изучение других элементов движения с опорой на место и роль ранее изученных звеньев упражнения (при обучении подъему разгибом на перекладиненые — сначала — размахивание в висе, затем — поднесение ног к перекладине (сгибание) — и, наконец, - разгиб как основной элемент;

4. Соединение элементов в единое целое изучаемого упражнения — предусматриватся целостное выполнение упражнения; доведение изученного варианта упражнения до относительного автоматизма — двигательного навыка.

Перечисленная последовательность обучения может решаться параллельно, т.е. Одновременно. Всё зависит от вида упражнения, «школы» обучения. Но общая методическая последовательность сохраняется.

Для эффективности обучения на этом этапе применяются следующие методы обучения: метод целостного конструктивного упражнения и метод расчлененного конструктивного упражнения. Первый метод предусматривает последовательное решение частных методических задач при выполнении целиком, с начала и до конца. Внимание педагога при этом методе обращается сначала на те элементы упражнения, которые обуславливают решение задач того или иного методического приема (при освоении техники прыжков в длину — каждый раз выполняется всё упражнение, но на первом подъэтапе обучения — рассматривается только ооталкивание, затем — отталкивание с вбеганиам в отталкивание и т. д.). Используя метод целостного разучивания упражнений, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.

При исползовании метода разучивания двигательного действия по частям, обучение начинается с основного элемента упражнения (См. Выше), затем — элемента, близко расположенноготк основному, затем — последующих элементов техники, и, наконец, выполнения упражнения в целом. На этом этапе обучения широко используется комплексы разнообразных специальных средств:

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия (специально-развивающие упражнения).

2. Используются специально-подготовительные упражнения, которые подготавливают к освоению и способствуют освоению основного упражнения. Дял этого используется метод целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме разучиваемого действия.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. При обучении новым упражнениям не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

4. Разучив необходимое упражнение, необходимо перейти к уточнению навой формы движения - разучиванию мелких элементов и деталей техники.

Эффективность использования различных упражнений (специальные, имитационные, тренажеры и упражнения с активной помощью); быстрота обучения достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) соблюдение целей и задач упражнения; б) осуществлялась структурная взаимосвязь разучиваемых элементов с базовым элементом упражнения; в) строгое дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль за характером выполнения каждого упражнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе, как правило, планируется на первую половину основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

Этап совершенствования двигательного действия; цель и задачи, средства и методы, определяющие черты методики. Обеспечение стабильности, вариативности, надежности двигательного навыка.

Цель — освоить упражнение до уровня, при котором двигательные действия выполняются эффективно несмотря на сбивающие факторы; - сформировать умение высшего порядка.

Основные задачи:

1. Стабилизировать и автоматизировать выполнение двигательных действияй.

2. Максимально использовать личностные возможности для индивидуализации техники.

3.Обеспечить высокую эффективность технических действий несмотря на наличее сбивающих факторов (условия соревнований, наличие противодействия соперников, действия естественных погодных условий.

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны. Методическими предпосылками решения этих задач будут:

  • выявление эффективных индивидуальных вариантов техники выполнения заданных упражнений (низкий старт в беге — много вариантов, а используется один, более эффективный);
  • доведение выбранных вариантов техники до автоматизма;
  • создание условий выполнения упражнений в экстримальных условиях.

Средства: - соревновательные (основные) и специальные упражнения.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать динамический стериотип. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение обычных и вариативных вариантов повторений упражнения.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: