Оборудование, требующее монтажа или наладки, поступает в организацию в сопровождении накладной, счета, счета-фактуры и технической документации. Оно не сразу поступает в производственное подразделение, поскольку сначала попадает на склад, затем передается для монтажа и по окончании монтажа сдается по акту в эксплуатацию.
Рассмотрим порядок оформления данной операции в системе 1С: Предприятие.
Оформление поступления оборудования на склад (оприходование оборудования) отражается в дебет счета 07 «Оборудование к установке» с кредита счета 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму стоимости оборудования без НДС; в дебет счета 19.01 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» с кредита счета 60.01 на сумму НДС; в дебет счета 60.01 с кредита счета 60.02 на сумму зачета аванса (предоплаты) поставщику.
Передача оборудования в монтаж и наладку отражается записью в дебет счета 08.03 «Строительство объектов основных средств» с кредита счета 07 «Оборудование к установке на сумму остатка, имеющегося на счете 07 по передаваемой в монтаж единице оборудования. И по факту окончания монтажных работ в бухгалтерском учете отражаются записи в дебет счета 08.03 с кредита счета 60.01 на сумму стоимости монтажных работ без НДС; в дебет счета 19.01 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» с кредита счета 60.01 на сумму НДС.
Ввод объекта основных средств в эксплуатацию отражается ранее рассмотренной записью в дебет счета 01.01 «Основные средства в организации» с кредита счета 08.03 «Строительство объектов основных средств» на первоначальную стоимость объекта основных средств (сумма вложений в объект).
Оплата монтажных работ отражается записью в дебет счета 60.01 с кредит счета 51 на полную стоимость монтажных работ, включая НДС.
Учет оборудования, требующего монтажа, включает в себя выполнение следующих процедур:
1) Проверка оплаты поступившего оборудования;
2) Регистрация операции оприходования оборудования;
3) Регистрация счета-фактуры поставщика оборудования;
4) Регистрация операций передачи оборудования в монтаж;
5) Регистрация операций приемки-сдачи работ по монтажу оборудования;
6) Регистрация счета-фактуры, предъявленного организацией, осуществляющей монтаж;
7) Регистрация операции ввода смонтированного оборудования в эксплуатацию;
8) Формирование записи книги покупок;
9) Регистрация оплаты монтажных работ.
Справочники, документы и отчеты по учету основных средств содержатся в меню ОС.
Поступление оборудования регистрируется документом Поступление товаров и услуг с операцией Оборудование.
Оборудование к установке учитывается на следующем счете учета:
· 07 «Оборудование к установке» - оборудование, требующее монтажа.
На закладке Оборудование указывается наименование оборудования, количество, цена, ставка НДС, счет учета и счет учета НДС.
Аналитический учет на счете 07 «Оборудование к установке» можно вести по местам хранения с использованием справочника Склады (Места хранения) и партиям поступившего оборудования.
Стоимость оборудования, требующего монтажа, должна быть отнесена на объект строительства. Для этого используется документ Передача оборудования в монтаж меню ОС.
Стоимость оборудования, передаваемого в монтаж, будет добавлена к стоимости объекта строительства, указанного в шапке документа.
Вложения в объекты строительства регистрируются на субсчетах счета 08.1 «Приобретение земельных участков», 08.2 «Приобретение объектов природопользования» и 08.3 «Строительство объектов основных средств».
Для учета объектов строительства используется отдельный справочник Объекты строительства меню ОС. Отнесение затрат на объекты строительства осуществляется документом Поступление товаров и услуг с операцией Объекты строительства.
На складе Объекты строительства указывается наименование объекта, статья затрат, сумма, ставка НДС, счет учета объекта строительства, счет учета НДС.
Принятие к учету основных средств.
Под операцией принятия к учету основного средства подразумевается операция формирования стоимости основного средства и постановка его на учет. Для принятия оборудования или объекта строительства к учету в качестве основного средства используется документ Принятие к учету ОС.
Нам необходимо выбрать следующую операцию:
Объект строительства – принятие к учету основного средства, стоимость которого формировалась из затрат, отнесенных на объект строительства.
После выбора операции необходимо указать событие Принятие к учету – выбрать значение из справочника События с основными средствами. Документ можно распечатать (унифицированная форма № ОС-1).
Принятие к учету объекта строительства.
Если в документе Принятие к учету ОС выбрана операция Объекты строительства, то на закладке Основные средства необходимо указать:
- объект строительства;
- счет учета объекта строительства;
- стоимость в бухгалтерском учете.
Сумма постоянных и временных разниц рассчитывается автоматически по кнопке Рассчитать суммы. При необходимости пользователь корректирует стоимостные показатели.
В табличной части необходимо указать основное средство из справочника Основные средства. При создании нового элемента справочника нужно заполнить карточку основного средства: амортизационную группу, группу ОС и т.д.
Порядок заполнения закладки Бухгалтерский учет. Необходимо заполнить раздел Общие сведения:
- указать порядок учета;
- выбрать способ поступления, счет учета основного средства и материально ответственное лицо.
Если выбран порядок учета Начисление амортизации, то добавляется раздел Параметры начисления амортизации, в котором необходимо заполнить:
- Счет начисления амортизации.
- Способ начисления амортизации и параметры, которые зависят от выбранного способа.
- Способ отражения расходов амортизации.
- Срок полезного использования в месяцах.
- График амортизации по году, если использование основного средства носит сезонный характер.
На закладке Налоговый учет необходимо указать порядок учета: Начисление амортизации, Включение в расходы при принятии к учету или Стоимость не включается в расходы.
Если выбран порядок учета Начисление амортизации, то добавляются разделы Параметры начисления амортизации и Амортизационная премия.
В разделе Параметры начисления амортизации необходимо заполнить:
- срок полезного использования в месяцах;
- специальный коэффициент.
Если ввод в эксплуатацию осуществляется после принятия к учету, то операцию ввода в эксплуатацию можно оформить документом Изменение состояния ОС меню ОС – Параметры амортизации.
Параметры для расчета амортизации могут быть установлены при принятии к учету основного средства и изменены в дальнейшем документами Изменение параметров начисления амортизации ОС, Модернизация ОС.