Светофоры предназначены для поочередного пропуска участников движения через определенный участок УДС, а также для обозначения опасных участков дорог. В зависимости от условий светофоры применяются для управления движением в определенных направлениях или по отдельным полосам данного направления:
- в местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также транспортные и пешеходные потоки (перекрестки, пешеходные переходы);
- по полосам, где направление движения может меняться на противоположное (реверсивное движение);
- на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах, переправах;
- при выездах автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным движением;
- для управления движением МТС.
В зависимости от назначения светофоры по ГОСТ Р 52282 – 2004 подразделяются на две группы:
Т – транспортные;
П – пешеходные.
В каждой группе светофоры подразделяются на типы и исполнения. Светофорам присвоены индексы, в которых первая буква соответствует группе, цифра – типу светофора, последующие буквы – его исполнению, следующая цифра – варианту конструкции.
|
|
Обозначения исполнения светофора:
п – с правой дополнительной секцией;
л – то же, с левой;
пл – с правой и левой дополнительными секциями;
г – с горизонтальным расположением сигналов;
ж – с дополнительным сигналом желтого цвета;
д – с двойным сигналом.
Например, Т.1.п – транспортный светофор типа 1 с правой дополнительной секцией. Стандарт предусматривает десять типов транспортных светофоров и два типа пешеходных (см. рисунки 21 – 40).
Транспортные светофоры типов 1 (без учета сигналов дополнительных секций) и 2 имеют три сигнала круглой формы диаметром 200 или 300 мм, расположенных вертикально (допускается горизонтальное расположение для типа 1).
Дополнительные секции применяются только со светофорами типа 1 с вертикальным расположением сигналов и имеют сигнал в виде стрелки на черном фоне круглой формы. Для улучшения распознавания водителем дополнительной секции на рассеивателе основного зеленого сигнала светофора наносят контуры стрел, указывающих разрешенных этим сигналом направления движения. С этой же целью при наличии дополнительных секций светофор оборудуют белым прямоугольным экраном, выступающим за габариты светофора.
Светофоры типа 1 применяют для регулирования всех направлений движения на перекрестке.
Рисунок 21 – Светофор транспортный Т.1
Рисунок 22 – Светофор транспортный Т.1.п
Рисунок 23 – Светофор транспортный Т.1.л
Рисунок 24 – Светофор транспортный Т.1.пл
Рисунок 25 – Светофор транспортный Т.1.г
Для транспортных светофоров типа 2 стрелки, указывающие разрешенное (запрещенное) направление движения, наносят на всех рассеивателях.
|
|
Светофоры типа 2 применяют для регулирования движения в определенных направлениях и только в тех случаях, когда транспортный поток в этих направлениях не имеет пересечений или слияний с другими транспортными или пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). При достаточно широкой проезжей части с числом полос на подходе к перекрестку более четырех целесообразно светофоры этого типа использовать для регулирования движения по полосам.
Рисунок 26 – Светофор транспортный Т.2
Транспортные светофоры типа 3 применяют в качестве повторителей сигналов светофоров типа 1. По своему внешнему виду они напоминают светофоры этого типа, однако в отличие от них имеют меньшие габаритные размеры и диаметры сигналов 100 мм. Светофор типа 3 размещают под основным светофором на высоте 1,5 – 2 м от проезжей части, если затруднена видимость сигналов основного светофора для водителя, остановившегося у стоп-линии. Светофоры этого типа могут применяться также для управления велосипедным движением в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой. В этом случае под ними укрепляют табличку белого цвета с изображением символа велосипеда.
Рисунок 27 – Светофор транспортный Т.3
Рисунок 28 – Светофор транспортный Т.3.п
Рисунок 29 – Светофор транспортный Т.3.л
Транспортные светофоры типа 4 применяют для управления въездами на отдельные полосы движения (при организации реверсивного движения). Светофоры этого типа устанавливают над каждой полосой в ее начале. Символы (красный крест, зеленая стрелка вниз и желтая наклонная стрелка) выполняются на черном фоне. Габаритные размеры каждого символа 450х500 мм. Светофоры типа 4 могут применяться вместе со светофорами типа 1, если реверсивное движение организовано не по всей ширине проезжей части. В этом случае действие светофоров типа 1 не распространяется на полосы с реверсивным движением.
Рисунок 30 – Светофор транспортный Т.4
Рисунок 31 – Светофор транспортный Т.4.Ж
Транспортный светофор типа 5 имеет четыре сигнала бело-лунного цвета круглой формы диаметром 100 мм. Данный светофор применяют в случаях бесконфликтного регулирования движения МТС, движущихся по специально выделенной полосе.
Рисунок 32 – Светофор транспортный Т.5
Транспортные светофоры типа 6 имеют два (реже один) красных сигнала круглой формы, расположенных горизонтально и работающих в режиме попеременного мигания. При разрешении движения транспортных средств сигналы выключаются. Светофоры данного типа устанавливают перед железнодорожными переездами, разводными мостами, причалами паромных переправ.
Рисунок 33 – Светофор транспортный Т.6
Рисунок 34 – Светофор транспортный Т.6. Д
Светофор типа 7 имеет один сигнал желтого цвета, постоянно работающий в режиме мигания. Его применяют на нерегулируемых перекрестках повышенной опасности.
Рисунок 35 – Светофор транспортный Т.7
Транспортные светофоры типа 8 имеют два расположенных вертикально сигнала красного и зеленого цветов круглой формы диаметром 200 или 300 мм. Их применяют при временном сужении проезжей части, когда организуют попеременное движение по одной полосе. Кроме того, светофоры типа 8 применяют также для управления малоинтенсивным движением на внутренних территориях предприятий, организаций и т.д.
Рисунок 36 – Светофор транспортный Т.8
Светофоры типа 9 имеют три сигнала круглой формы красного, желтого и зеленого цветов с нанесенными на рассеиватели сигналов контурами велосипедов. Их применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом.
|
|
Рисунок 37 – Светофор транспортный Т.9
Светофор типа 10 имеет один сигнал круглой формы бело-лунного цвета и может применяться со светофорами Т.6. В период их работы светофор Т.10 выключен.
Рисунок 38 – Светофор транспортный Т.10
Пешеходные светофоры имеют два вертикально расположенных сигнала круглой или квадратной формы с диаметром круга или стороной квадрата 200 или 300 мм. Верхний сигнал – красный силуэт стоящего пешехода, нижний – зеленый силуэт идущего пешехода. Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы на управляемом светофорами перекрестке или регулируемом пешеходном переходе.
Рисунок 39 – Светофор пешеходный П.1
Рисунок 40 – Светофор пешеходный П.2