ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Существует несколько подходов к исследованию вопроса о причинах и условиях религиозных преступлений. Одни из них близки к криминологическим, другие - к религиоведческим, третьи - к теологическим или богословским. Рассмотрим общетеоретические криминологические подходы к пониманию и классификации причин и условий преступлений и применим их к криминотеологии. 115
115Подробнее см.: Старков О.В. О предмете и системе криминотеологии// Проблемы укрепления законности и борьбы с преступностью на региональном уровне (наркотики и преступность). Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право на рубеже XX-XXI веков: Материалы межд. Научно-практ. конф. Часть вторая.- М- Смоленск: ЮИ МВД России. Смоленский филиал, 1999. С.124-129; а также: Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 272 с; и др.
В криминологии, с одной стороны, пытались найти единую, универсальную причину преступлений (то антропологические качества человека, то аномию, то социальную дезорганизацию, то преступный генотип, то иные). С другой стороны, были попытки определить единый «каталог причин»116, их набор, определенное сочетание, которое обязательно должно было быть. И те, и другие изыскания всегда имели какой-либо положительный результат, больший или меньший, но «программы-максимум» не выполнили да и не могли выполнить по объективным причинам.
При этом некоторые современные авторы не отличают причин от условий, называя их факторами. Надо сказать, что эта теория имеет давнюю историю. Еще Ламбер Адольф Жак Кетле в середине XIX века определил множественность факторов, воздействующих на преступность: "Среда, в которой он живет, семейные отношения, религия, в которой он воспитан, обязанности социального положения - все это действует на его нравственную сторону. Даже перемены атмосферы оставляют на нем свой след: несколько градусов широты могут изменить его нрав; увеличение температуры разжигает его страсти и располагает его к мужеству или к насилию».117 Классическое отражение эта теория получила в работах французских криминоло-
МО
гов, в частности, в работах Ж. Пинателя, В, Стансю и др. Основные постулаты теории множественности факторов - это то, что факторов, воздействующих на преступность, в том числе религиозную, множество; действие их на преступность однопорядковое, причины не отличаются от условий, от коррелянтов; уровень общества не отличается от уровней личности и группы. В советской и российской криминологии также эта теория факторов жи-
тКриминология /Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Издательская группа ИНФРА ' М—НОРМА, 1997. С. 180.
117 Кетле А. Социальная система и законы ею управляющие. СПб, 1866. С. 100. Цит. по: Иншаков СМ. Зарубежная криминология. М.: ИНФРА • М—НОРМА, 1997. С. 37. 118Stanciu V. La criminalite a Paris. Paris, 1968. P. 347-350. Цит. по: Кузнецова Н.Ф. Современная буржуазная криминология. М.: Изд-во МГУ, 1974. С. 56-57.
вуча. Под факторами понимают обычно две трактовки. Так, Аванесов Г.А. полагает последствиями факторов причины преступности и в качестве таковых или криминогенные, или антикриминогенные явления, а также он считает факторами явления, воздействующие на преступность двояко - и когда они криминогенны, и когда они антикриминогенны и называет в качестве них индустриализацию, урбанизацию, демографические изменения и т.п.119
Другая трактовка заключается в том, что четко различают причины, порождающие криминальные явления, и условия в качестве среды, окружения, им содействующие или препятствующие, а также факторы, которые определяют изменение преступности во времени, при этом некоторые ученые считают, что это обязательно должны быть изменяющиеся, непостоянные явления и процессы и факторы, направляющие пространственные изменения преступности, фактически это лишь те явления и процессы, которые связаны с изменением преступности по регионам, местностям, правовые и фактические. Те же авторы считают, что это обязательно стабильные, константные обстоятельства, например, климатические, географические условия, национальный, религиозный состав населения и т.п. Конечно, эта позиция, если она верная, более практична, ибо позволяет искать, с одной стороны, явления, как бы принципиально порождающие преступления и явления - факторы, которые определяют или изменение уже порожденных криминальных явлений в сфере религии, или, наоборот, их стабильность, повторяемость в зависимости от условий и места, национального состава населения.
Кузнецова Н.Ф., в частности, считает, что детерминация означает все формы влияния на преступность - от причинной до корреляционной, включая связь состояний и иные 32 вида детерминизма, т.е., все-таки, отделяет
Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 205-209.
120Старков О.В. Введение в криминопенологию. Уфа: УЮИ МВД Российской Федерации, 1997. С. 43-44.
причины с условиями от детерминант, а использует этот термин, и вполне обоснованно, как обобщающий для всех форм воздействия на преступную деятельность. Кроме того, несомненно, необходимо отличать причины от условий, ибо причины порождают преступление, а условия этому лишь способствуют, содействуют и пр. Кузнецова Н.Ф. следует и этому принципу.
Вместе с тем, есть авторы, которые считают, что нет смысла отделять причины от условий, потому что они то и дело меняются местами, и называ-
1 "У)
ют их или одним словом «причины», определяющими генезис, или обстоятельствами.123
Некоторые криминологи делят причины и условия преступлений на субъективные и объективные, имея в виду, что субъективные причины и условия зависят от воли и сознания конкретных субъектов, людей, а объективные - не зависят, хотя и действуют большей частью через них. При этом не-
которые применяют эти категории на социальном уровне, а другие - на индивидуальном. Кузнецова Н.Ф. полагает общесоциальными причинами преступности лишь субъективные явления, существующие в общественном сознании, что она называет негативными проявлениями различных видов общественной психологии (экономической, бытовой и др.), криминальными мотивациями. Иные же виды влияния на преступность, как внеш-
См.: Кузнецова Н.Ф. Указ. соч. С.212.
1 11
Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. С. 12-46; Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учеб. пособие. М.: Изд. группа «ФОРУМ—ИНФРА-М», 1998.
Стручков Н.А. Преступность как социальное явление. Л.: ЛВВПУ МВД СССР, 1969.-121с.
124 См., например: Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.: Изд-во МГУ, 1984.-312с.
S
См., например: Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. С. 12-46; Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учеб. пособие. М.: Изд. группа «ФОРУМ—ИНФРА-М», 1998.
Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М. 1985; Криминология. М., 1988, 1994.
ние, так и внутренние, как объективные, так и субъективные она относит к условиям преступности.
Другие криминологи полагают, что причины и условия преступлений, в том числе религиозных, следует делить на непосредственные, которые порождают преступность прямо, без опосредованного влияния на другие обстоятельства, и опосредованные, которые порождают и обуславливают преступность только, исключительно воздействуя на другие причины и условия, например, внутренние или субъективные.
В большей мере в криминологии имеет значение уровневый подход, который обычно означает разделение криминального явления на горизонтальные, отличающиеся по содержанию пласты (слои, плоскости, ступени),
В России впервые уровневый подход к классификации причин и условий преступлений применили сразу несколько ученых. 127Они разделили их на социальные причины и условия преступности в целом (обозначили философской категорией «общее») и причины и условия конкретных преступлений (философская категория «отдельное»), а также на причины преступности в целом (опять-таки философская категория «общее») и специальные причины отдельных групп преступлений (философская категория «особенное»). Иначе говоря, были выделены два уровня действия причин - общий, общесоциальный или социальный, что нам представляется точнее (разные авторы используют и разные термины), и индивидуальный, что как термин более подходящий, который затем оформился как единичный, отдельный или личностный. Впоследствии это деление причин и условий легло в основу разра-
Звирбуль В. Деятельность следователя по предупреждению преступлений// Социалистическая законность. 1961. N 16. С. 25-29; Карпец И.И. Проблема преступности. М., 1969; Кудрявцев В.Н. Проблема причинности в криминологии// Вопросы философии. 1971. N 10. С. 76-87; Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М, 1972; Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961; Герцензон А.А. Вве-
ботки двух уровней и динамики причин и условий преступлений, их взаимодействия, а также профилактики.
Следующей классификацией причин и условий преступлений по уровням их действия в России появилось деление их на:
1. Общие социальные причины и условия преступности.
2. Особенные социальные причины и условия отдельных категорий пре-
128
ступлении и типов преступности.
3. Конкретные причины и условия совершения отдельных преступле
ния
нии.
Подобная классификация давалась в общевузовских учебниках криминологии130. Здесь уже был выделен особенный уровень. Аванесов Г.А., обосновывая этот подход писал, что проблема соотношения философских категорий общее, особенное и единичное "применительно к причинам преступности является для теории и практики криминологии одной из основ-ных"'31.
Думается, что в то время авторы, выделяя уровень "особенное" в 70-е годы, имели в виду необходимость решения, по меньшей мере, двух проблем. Первая проблема - философская - о соотношении категорий "общее", "особенное", "единичное", "отдельное" применительно к криминологическим проблемам и уровневой классификации причин и условий преступлений. И эта проблема, представляется, в то время была прежде всего идеоло-
дение в советскую криминологию. М., 1965; Танасевич В. К теоретическим основам разработки мер предупреждения преступлений// Советское государство и право. 1976. N 3. 128 Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 176.
Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, 1975; Кузнецова Н.Ф. Классификация причин преступности в криминологии// Вопросы изучения преступности и борьбы с нею. М., 1975. С. 59; Старков О.В. О причинах бытовых преступлений// Конкретные криминологические исследования в условиях района крупного промышленного центра. Омск, 1974; и др.
130Подробнее см.: Криминология. М., 1979; Криминология. М., 1988; Криминология. М., 1992; Криминология. М., 1994; Криминология. М., 1996; Криминология. М., 1997.
гической. Вторая проблема - взаимодействия общего уровня причин и условий преступлений, впоследствии названного социальным, и единичного, затем обозначенного как индивидуальный. При этом противоречия бытия в той или иной сфере жизнедеятельности общества рассматривались как социальные источники криминогенных ситуаций в социальных группах, а те, в свою очередь, как источники обострения противоречий на социальном уровне. Кроме того, было доказано, что противоречия общественного сознания в той или иной сфере жизнедеятельности общества являются идеологическими социальные источниками криминогенных мотиваций в социальных группах. Именно таким образом решался вопрос о взаимодействии причин и условий преступлений разных уровней, пластов, плоскостей.
В последующем некоторые авторы в своих философских изысканиях пришли к выводу о том, что категория "особенное" не самостоятельная, а зависимая от - "общее" и "отдельное"132 и, кроме того, что следует выделять два уровня, как и было сделано в 50-е и 60-е годы - социальный (преступность) и индивидуальный (преступное поведение), а также пять видов причин и условий преступлений, определяемых в зависимости от того, что они порождают и обуславливают. Эти виды определялись от следствия - к причинам, а не наоборот. И таким образом получилось, что если признать существование преступности, то значит, - и ее социальных причин и условий. А поскольку преступность проявляется в своих типах, существующих в сферах жизнедеятельности общества, то следует выделить и их особенные (специфические) социальные причины и условия типов преступности (например, религиозной, организованной, экономической, бытовой, политической и др.).
131 Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 176, а также его
же: Криминология. М., 1984.
132 См.: Старков О.В. К вопросу о классификации причин и условий преступлений// Про
блемы повышения эффективности применения юридической психологии. Труды по пра
воведению. Ученые записки Тартуского государственного университета. Выпуск 815. Тар-
Здесь имеется в виду, что уровень их - социальный, т.е. причины и условия формируются и действуют по социологическим законам, но содержание -специфическое, особенное, зависящее в полной мере от особенностей сферы жизнедеятельности людей, социального института, общности. Кроме того, если второй уровень функционирования причин и условий преступлений -индивидуальный, то и причины с условиями, определяющие преступное поведение, следует обозначить как индивидуальные. Поскольку преступное поведение имеет свои типы, например, религиозный, корыстный, насильственный, то их причины и условия - особенные индивидуальные, поскольку уровень их функционирования - тот же, а содержание - специфическое, определяемое в зависимости от типов криминогенной ценностной ориентации и ситуации и потому имеющее особенности, например, их носителей - религиозного преступника, неосторожного и т.п., а также - микросреды, содержащей в себе разные типы криминогенных ситуаций, имеющих одинаковую структуру и совершенно разное содержание, время действия и т.п. Конкретное преступление совершается и порождается тоже на этом же уровне, но поскольку оно имеет черты неповторимости, то и причины с условиями, определяющие преступление непосредственно, следует обозначить как своеобразные индивидуальные причины и условия конкретного преступления. В итоге была получена следующая схема:
1 (I). Социальные причины и условия преступности.
2 (I). Особенные социальные причины и условия типов преступности, в частности, религиозной.
3 (II). Индивидуальные причины и условия преступного поведения.
4 (II). Особенные индивидуальные причины и условия типов преступного поведения, например, религиозного.
ту, 1988. С. 102-113; а также см.: Сахаров А.Б. Преступления и преступность// Советская юстиция. 1985. №11. С. 19-21.
5 (И). Своеобразные индивидуальные причины и условия конкретного преступления.
Но есть и авторы, которые считают, что подход к отделению социальных причин преступности и ее типов от индивидуальных причин и условий преступного поведения и его типов, надуман советскими криминологами чисто из идеологических соображений.133
Кроме того, все виды причин и условий преступлений делят в криминологической литературе на внутренние причины и внутренние условия, внешние причины и внешние условия. Но на социальном уровне их содержание и действие совсем иное по сравнению с уровнем индивидуальным.
Понятия "внутреннее", "внешнее" применительно к причинам и условиям преступлений означают, по мнению ряда авторов:
а) на социальном уровне, т.е. относительно социальных и особенных
социальных причин и условий преступности и ее типов, это означает -
"внутренние" - то есть внутри общества, региона, той или иной страны,
"внешние" - значит вне этого общества, региона, той или иной страны,
иначе - различные формы влияния иных обществ и стран прежде всего на
нашу страну,
б) на индивидуальном уровне, т.е. относительно причин и условий пре
ступного поведения, его типов, конкретного преступления - это значит -
"внутренние" - то есть внутри преступника, "внешние" - то есть вне пре
ступника, на него влияющие.
При этом предлагается в одних криминологических изысканиях внутренние социальные причины преступности представить как различного рода противоречия в сферах социального бытия и общественного сознания; внутренние социальные условия как разные недостатки в деятельности государственных, частных и общественных организаций, внешние социальные при-
чины как прямое воздействие иных стран на нашу страну, а внешние социальные условия как различного рода косвенные влияния иных стран (милитаризация, эмбарго на товары, экономический шпионаж и др.) на преступность в нашей стране.
Внутренняя причина преступного поведения и его типов на индивидуальном уровне - это криминогенная ценностная ориентация преступника, внутренние условия - его генетическая и социально-психологическая среда; внешняя причина - криминогенная ситуация, а внешние условия - недостатки микросреды относительно личности преступника.134 Думается, что именно этот подход позволяет четко и последовательно проанализировать причины и условия двух уровней. Кроме того, он позволяет показать механизм их взаимодействия - в этом, нам представляется, его основное достоинство.
Поэтому применительно к взаимодействию причин и условий преступлений разных уровней и их структур следует добавить механизм взаимовлияния религиозной преступности и религиозного преступного поведения. Рассмотрим его схематически, как бы на первом приближении.
Внутренние социальные причины религиозной преступности по этой схеме можно представить как противоречия бытия и сознания духовной сферы общества. Внутренней причиной религиозного преступного поведения в таком случае будет криминогенная ценностная ориентация, прежде всего равнодушия к любой иной вере, ее неприятия, а и внешней причиной - криминогенные ситуации разных типов - управленческая, с вышестоящим руководством религиозной секты; религиозная, с участием верующих; конфликтная; религиозная с участием неверующих, провокация со стороны потерпевшего и т.д., субъектами которых являются член той или иной секты, религи-
Хохряков Г. Ф. Криминология: Учебник/ Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Юристь, 1999. -511с.
134 См. подробнее: Старков О.В. Введение в криминопенологию. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997. С.40-49.
озная организация в целом с одной стороны, а с другой - верующий иной религии, атеист, их группа и др. Обостряющиеся противоречия сферы духовного бытия можно представить как источники роста криминогенных ситуаций разного типа при осуществлении вероисповедания, а серьезное увеличение религиозных криминогенных ситуаций как основу обострения противоречий в сфере духовного бытия.
Другую внутреннюю причину религиозной преступности можно представить по той же схеме как противоречия духовного общественного сознания, отражающиеся в серьезных различиях и непримиримости между общечеловеческой духовной культурой и религиозной сектантской субкультурой, получившей свое развитие в расцвете экстрасенсорных обычаев и традиций, питающих криминогенные ценностные ориентации сектантов, ибо чем большее влияние они, эти обычаи, имеют, тем больше носителей криминогенных ценностных ориентации - и наоборот, чем больше носителей криминальных ценностных ориентации, тем шире и острее разрастается социальное противоречие, как в нашем обществе сейчас, криминальная субкультура тоталитарных сект в буквальном смысле слова пытается "поесть" общечеловеческую духовную, проникая во все поры социальной жизни. То есть другая сторона внутренней социальной причины питает внутренние причины религиозного преступного поведения - и наоборот.
Внутренние социальные условия религиозной преступности являются базой, фундаментом для развития внешних условий религиозного преступного поведения, как, например, общие недостатки правового регулирования, в частности, абсолютная религиозная свобода, предоставленная Законом РСФСР от 25 октября 1990г. №267-1 «О свободе вероисповедания», утвердившая полный беспредел в религиозной сфере и возможность или регистрации социально-опасных сект, или возможность их действия, хотя и нелегально, но беспрепятственно, что привело к расцвету различного рода тота-
литарных сект, особенно в центральной зоне России и к большей частью латентной преступности с их стороны.
Внешние социальные причины религиозной преступности, например, осуществляемая средствами массовой информации некоторых стран пропаганда абсолютной религиозной свободы; создание привлекательного облика сектанта, как борца за религиозную свободу; международные связи религиозной организованной преступности и пр. усиливают влияние социально-опасной религиозной субкультуры и рост носителей криминогенной ценностной ориентации среди верующих-сектантов, усугубляет и расширяет спектр действия криминогенных ситуаций, т.е. внешние социальные причины религиозной преступности питают внутренние и внешние причины религиозного преступного поведения - и наоборот.
Внешние особенные социальные условия религиозной преступности как, например, политические, финансовые, экономические, милитаристские и т.п. рычаги воздействия на нашу страну, что мешает ей идти своим путем и в сфере религии, свободе вероисповедания и т.д. и таким образом они подпитывают внешние причины, прежде всего управленческие криминогенные ситуации с вышестоящим руководством религиозных сект, и внешние условия религиозного преступного поведения, например, срывы в организации профилактики криминальной деятельности религиозных сект со стороны традиционных конфессий, правоохранительных органов, в частности, системы Министерства юстиции России и т.п.
Рассмотрим их подробнее. Но прежде всего остановимся на понятии «религиозная претупность». В нашем представлении религиозная преступность это прежде всего явление духовной патологии135 общества, свидетельство его духовной незрелости, дезорганизации. Религиозная претупность,
135 В криминологической литературе этот термин «патология» в определении преступности предложен: Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею. М.: Академия МВД СССР, 1990.С.27.
кроме того, проявляется в массе отдельных, конкретных религиозных преступлений. Таким образом, религиозная претупность это явление духовной патологии общества, проявляющееся в массе конкретных религиозных преступлений.
Итак, причины и условия религиозных преступлений следует рассматривать как на социальном уровне, в масштабе всего общества, так и на индивидуальном, на уровне личности. И если на социальном уровне причины и условия не зависят от типа и вида религиозных преступлений, их направленности, то на индивидуальном содержание причин и условий однозначно зависит от их вида, в частности, с одной стороны, направленных против религии, Бога, религиозных организаций и священнослужителей, а с другой - совершаемых самими религиозными организациями и священнослужителями.
Рассмотрим социальные причины и условия религиозной преступности. По нашему мнению, их следует делить на внутренние и внешние. При этом внутренние социальные причины религиозной преступности - это противоречия в сферах социального религиозного бытия и духовного общественного сознания. Внутренние социальные условия религиозной преступности следует рассматривать как объективные, так и субъективные проблемы, трудности, недостатки развития религии в нашем обществе.
Рассмотрим первую группу социальных причин религиозной преступности - противоречия в сфере социального религиозного бытия.
1) Экономические противоречия общества:
1 между различными экономическими укладами - государственным, частнокапиталистическим, патриархальным, акционерным, кооперативным и т.п., что обостряет межконфессиональные конфликты;
2 между разными формами собственности - государственной, частнокапиталистической, акционерной, кооперативной, личной и т.п., что усугубляет хозяйственные трудности той или иной церкви;
3 между производством и распределением, между обменом и потреблением и т.п., что порождает экономические проблемы различных видов церкви - от официальных конфессий до тоталитарных сект и которые решаются ими по-разному - от развития собственного, в частности, монастырского производства (сельское хозяйство: земледелие, животноводство, пчеловодство, выращивание зерновых культур, картофелеводство, овощеводство, выращивание ягод и фруктов, технических кормовых культур, организация племенных хозяйств, молочно-товарных ферм, откорм, выращивание бычков, свиноводство, птицеводство, овцеводство, кролиководство, зверохозяй-ство, коневодство, строительство, машинно-тракторные станции, производство тары и упаковки, органических и химических удобрений, ремонт и строительство внутрихозяйственных дорог и благоустройство, мелиорация, народные промыслы и ремесленничество, тепличное и рыбное хозяйство, производство и переработка грибов, прием и обработка лекарственных трав, даров леса, прием вторичного сырья и мусорных отходов и их переработка, забойные пункты, выделка шкур, швейное производство и бытовое обслуживание, международные связи и внешняя торговля и т.п.136) до производства и сбыта наркотиков, вымогательства, чем занимаются секты;
4 между экономическими укладами различных видов церкви и религий: православной, католической, протестантской, мусульманской, буддистской, иудаистской, с одной стороны, тоталитарными сектами, с другой;
5 с одной стороны, для восстановления, строительства церквей, часовен и других материальных носителей конфессий нужны четкие экономические расчеты, обязательное получение прибыли, иначе подобная экономическая деятельность приведет к разорению церкви, а, с другой, постулаты церквей: «Не укради» (христианский принцип), «А кто скупился и обогащал-
Подробнее см. оригинальный подход: Слободянюк Г.Г. Почему гибнет Россия и кто ее спасет. М: Олимп, 1999.-320с.
ся и считал ложью прекраснейшее, тому мы облегчим к тягчайшему» (принцип ислама);
6 с одной стороны, необходимость ведения церковного, особенно монастырского хозяйства, а с другой стороны, расчет на пожертвования прихожан, на которые не только не проживешь, но и тем более не восстановишь церковные строения.
2) Политические противоречия общества между политикой государства и религиозных конфессий, что определяет:
- с одной стороны, наличие религиозных государств, которые, как правило, реакционны и апартеистичны - ограничивают в правах иноверцев: в царской России в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., в Уголовном уложении 1903 г. и др.; мусульманские Ирак и Иран, Чечня в шариате; синтоистская Япония; иудаистский Израиль и др., что порождает и подпитывает в религиозном сознании монотеизм;
- с другой - полное отделение церкви от государства вызывает преследование различных видов церкви, а тем более любых сект, что порождает и подпитывает в религиозном сознании воинствующий атеизм;
- в-третьих, так называемое демократическое государство создает основу для развития множества видов церкви или абсолютную религиозную свободу, в том числе массового распространения, так называемых «официальных» конфессий, а также колоссального разнообразия сектантских направлений, вплоть до самых античеловечных, сатанинских, проповедующих массовое самоубийство, ритуальные убийства, человеческие жертвоприношения и пр., а в религиозном сознании воспитывает политеизм;
- в- четвертых - частичная политическая связь одного вида церкви, например, православия, с политикой государства (освящение отдельных политических актов одной церковью при наличии множества видов религий) при отсутствии законодательного закрепления этого явления также под-
питывает монотеизм и может стать основой для межрелигиозных войн, ибо демонстрирует неравенство религий в многорелигиозном государстве.
Второе политическое противоречие заключается в том, что в последнее время усиливается политизация религии, а с другой стороны, сакрализация, освящение политики государства, 137заигрывание с церковью с целью разрешения сиюминутных проблем, возвращения авторитета политика. Лидеры той или иной церкви выражают свое отношение к акциям органов власти с точки зрения поддержки или, наоборот, отвержения политики того или иного государства, тем самым подталкивая верующих своей церкви к политическому решению. С другой стороны, лидер государства или тот или иной популярный политик поддерживает акцию соответствующей церкви и тем самым может у одной части населения вызвать религиозную уничижительность, а у другой - открытые или скрытые акции против представителей другой церкви, тем самым возможна подобным образом подпитка религиозной ненависти, вражды, неприязни. В любом случае и то, и другое - нарушение положений об отделении церкви от государства, а государства от церкви.
Рассмотрим вторую группу социальных причин религиозной преступности - противоречия в сфере общественного религиозного сознания,
1) Самая большая группа противоречий, особенно актуальных в нашем обществе - это борьба, иногда очень острая, вплоть до митингов, демонстраций и даже военных конфликтов между обычаями, традициями, обрядами, ритуалами, стереотипами поведения, нормами атеизма, монотеизма, политеизма.
2) Национализм и шовинизм, например, в настоящее время искусственно подогреваемый великорусский шовинизм в войне с Чечней
137 Бокарев С.Н. Государственно-церковные отношения в России (Философско-правовой аспект): Автореф. дис....канд. философ, наук. М: Академия управления МВД России, 1999. С.З.
для достижения успеха в предвыборной компании, поддержки своего политического рейтинга в последующем.
3) Религиозная вражда, ненависть в общественном сознании, а равно исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку их отношения к религии.
4) В экономическом сознании - с одной стороны, корысть, паразитизм, максимальное стремление к прибыли, наживе любым путем ("все средства хороши"), в том числе и путем насилия и т.п., нблюдаемое в тоталитарных сектах, а с другой - бесхозяйственность, непредприимчивость, халатность, русское "авось", необязательность, что довольно распространено в официальных конфессиях, прикрываемых религиозной догмой.
5) В политическом - космополитизм, аполитичность, политическое равнодушие и неверие ни во что - ни в Бога, ни в Дьявола, особенно среди молодежи, а с другой стороны - оголтелый национализм, шовинизм, религиозный фанатизм, порождающий межнациональные, гражданские, межрелигиозные войны.
6) В моральном, духовном сознании -
по
а) "отсутствие веры в идеалы, в коммунизм, в Бога. Всеобщий цинизм", а с другой стороны,
- формальное соблюдение ритуалов официальной религии - православие (15-30 % формально «верующие»),
- истинная вера в Бога официальной, но не государственной религии (10-15
%),
- сочувствующие, иногда соблюдающие ритуалы, посещающие церковь (50-60 %),
- религиозный фанатизм в официальной религии (2-3 %);
Амосов Н.Е. Линия компромиссов// Неделя. 1989. № 27. С. 3.
- в легальных сектах - исключительный религиозный фанатизм (70-80 %),
- в легальных сектах также приобщающиеся (10-15 %),
- и еще в легальных сектах сознательно верующие (3-5 %);
- в нелегальных сектах - исключительный религиозный фанатизм (80-90
%),
- в нелегальных сектах также приобщающиеся (10-20 %);
б) "потеря совести, чести, долга, чувства вины, греха, милосердия"139.
7) В правовом - нигилизм, т.е. вообще право - ничто, его отвержение в той или иной религиозной конфессии; негативизм, что означает отрицательное отношение именно к правовым нормам, регулирующим религиозную сферу, к каким-либо конкретным; правовое религиозное легкомыслие, т.е. просто незнание норм права, регулирующих религиозную сферу, их места в общественном сознании или небрежное к ним отношение, или самонадеянная уверенность о их знании, ни на чем не основанная.
8) В бытовом сознании "питейные" и наркотические обычаи и традиции, а также, с одной стороны, домостроевские обычаи, поддерживавшиеся в России православной религией и являвшиеся идеологическим, духовным фундаментом сохранения русской семьи, а с другой - превалирование идей женской эмансипации над благоразумием, мусульманскими обычаями и традициями, также являвшимися в нашей стране духовной основой сохранения татарской и других мусульманских семей, внедренной в наше сознание западной религиозной культурой, прежде всего протестантизма.
9) Преступная субкультура, порождающая не только рецидивную и профессиональную преступность, общеуголовную организованную, но и преступность сатанистов, оккультных, языческих сект, имею-
139 Там же.
щих свою религиозную субкультуру с древней историей ее развития
и пр..
Внутренние социальные условия религиозной преступности, как отмечалось, это объективные и субъективные проблемы, трудности, недос татки развития религии в нашем обществе в целом. Рассмотрим их подробнее.
1. Объективные проблемы развития религии в нашем обществе вытекают из особенностей нашей страны:
а) географическое расположение России в Европе и Азии и поэтому
впитание и развитие, причем, объективное, религиозной европейской и ази
атской культуры;
б) многонациональный и полирелигиозный состав населения;
в) огромные масштабы территории страны и вытекающие отсюда про
блемы управления духовной сферой общества;
г) разрушительные последствия гражданской войны, иностранной ин
тервенции, Великой Отечественной Войны, продолжающиеся гражданские,
межнациональные и межрелигиозные войны то в открытом, то в скрытом
виде;
д) неурожаи, землетрясения и наводнения и т.п. стихийные бедствия.
Всегда религиозные лидеры использовали свои познания в прогнозировании
природных коллизий, например, затмения, наводнения в Древнем Египте со
стороны Верховного жреца и др. для усиления своего влияния на народ, по
литических лидеров.
См. подробнее: Старков О.В. Введение в криминопенологию. Уфа: УЮИ МВД Российской Федерации, 1997; а также: Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 272 с; Куликов И. Новые религиозные организации России оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Изд-е дополненное и переработанное. Том 1. Сатанизм: исследование. Москва, 1999. - 257 с; Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд «БЛАГОВЕСТ», 1999.-269с; и др.
2. Субъективные условия религиозной преступности заключаются в различных пороках, недостатках деятельности: а) уголовной юстиции; б) управления экономикой; в) культурно-воспитательных органов, системы воспитания в целом; г) средств массовой информации; д) системы правовых противоречий и др.:
1 Недействующие или плохо функционирующие экономические программы государства и, соответственно, проколы в управлении экономикой сказываются прежде всего в обнищании народа, в формировании его неверия ни в одну политическую, экономическую идею и уход в религию, ибо изначально религиозное сознание в обществе формировалось на основе страха людей перед неизвестностью, силами природы
2 В настоящее время практически отсутствует управление религиозным или атеистическим воспитанием и образованием со стороны государства через а) систему государственной политики в сфере школьного и профессионального образования, б) средства массовой информации.
3 Можно назвать ряд упущений в охране, регулировании, стимулировании развития религиозной свободы граждан государства через систему религиозного права, юридических норм. Достаточно напомнить недостатки в сфере уголовно-правового, административно-правового регулирования, проанализированные в диссертации, фактическое отсутствие религиозного права или его незнание учеными-юристами.
4 Следует назвать систему недостатков в деятельности органов уголовной юстиции в борьбе с религиозной преступностью, учитывая то, что церковь в соответствии с Конституцией России отделена от государства, в частности, отсутствуют специализированные органы уголовной юстиции для привлечения к уголовной ответственности и осуждения социально-опасных сектантов, преступников из числа священнослужителей официальных кон-
фессий. В результате чрезвычайно высокий уровень латентности религиозной преступности, о чем пойдет речь в следующем параграфе.
Внешние общесоциальные причины преступности в стране - это
различные формы непосредственного, прямого воздействия иных стран на нашу страну. Ими являются:
1. Подрывная международная деятельность разведывательных и иных специальных служб других государств, результатом которой являются религиозный терроризм, например, в Дагестане, Чечне; шпионаж, измена и иные политические и религиозные преступления.
2. Совершение на территории страны различных общеуголовных преступлений иностранными гражданами, т.е. преступность иностранцев, выражающаяся в нарушении религиозного равноправия граждан, в возбуждении религиозной вражды, в геноциде, в организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан, вовлечение в эти преступления российских фаждан. Так, только в первом квартале 1995 года иностранцами дальнего зарубежья совершено 5 000 преступлений, а ближнего 3 000.
3. Организованная, профессиональная, транснациональная, религиозная преступность зарубежных стран распространяет свое влияние на нашу страну: ввоз и вывоз оружия для религиозных сект, распространение наркотиков сатанинскими и языческими религиозными сектами, как одно из самых распространенных преступлений, по данным нашего исследования, и др., организация хищений художественных и исторических ценностей, антиквариата с целью вывоза за границу, осуществляемое религиозными сектами, валютные преступления. В настоящее время - участие религиозных сект в рабстве, проституции, в торговле радиоактивными веществами, внутренними органами человека; организация филиалов религиозных объедине-
ний, посягающих на личность и права граждан, например, Аум Синрикё и
тт«141
Др.
Внешние общесоциальные условия преступности в стране заключаются в различных формах косвенного, опосредованного влияния иных стран на причины преступности в нашей стране, которые выражаются:
1. В воздействии на противоречия сферы общественного бытия: а) создание экономических трудностей для развития страны и тем самым содействие выходу политической энергии людей в религиозной сфере, прежде всего в экстрасенсорной, сектантской; б) срыв выполнения международных договоров, в том числе в религиозной сфере; в) религиозное давление со стороны, например, США с целью внедрения протестантизма и мн. др.
2. Воздействие на противоречия в сфере общественного сознания: а) клевета на православие и вообще христианство, на ислам, буддизм, иудаизм, разжигание межрелигиозных противоречий; б) очернение достижений России как в дореволюционный, так и в послереволюционный период в сфере религии, свободы совести и вероисповедания, социальной, культуре, экономике и др. областях; в) посев идей фашизма, национализма, шовинизма, религиозного фанатизма любой конфессии.
Несколько иная трактовка внешних причин и условий в богословской литературе. Среди них называют:
1) Разрушение извне Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России.
2) Подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства.
3) Создание в лице религиозного сектантства, преимущественно деструктивного, оккультного характер, мощного потенциального политического рычага давления на власть.
1 Криминология. М., 1988. С. 151-152.
Создание взаимосвязанной сети ряда тайных религиозных объединений для сбора разведывательной информации. Подготовка резерва религиозно-фанатично преданных исполнителей на случай необходимости организации на территории России массовых беспорядков, актов терроризма и др.
Различные формы контроля сознания и деятельности государственных и муниципальных должностных лиц через «учителей» сект посредством подкупа, шантажа, лжи, установления контроля над сознанием (зомбирование). 7) Внедрение протестантизма в североамериканской вариации, отличающейся от православия лучшей организацией, использованием современных средств оргтехники, простотой обрядов, «доступностью» Бога. До конца XX века планировалось открыть в России свыше 200 тысяч евангелических приходов вместо 12 тысяч православных.142
Американский миссионер-проповедник Майкл Маргулис, который в начале 90-х годов приехал в СССР с миссией «внести духовность» повествует: «Наши проповедники тратили миллионы долларов на аренду стадионов, рекламу, на издание рекламно-религиозной литературы о себе, вместо того, чтобы на эти деньги строить больницы и спасать умирающих детей... Они кричали, что проповедуют только Христа, а проповедовали свои Церкви, свои общины, свои наработки. Они хотели действовать самостоятельно, но очень часто работали с бывшими партийными функционерами и жуликами, которые обманывают их до сих пор... Часто под мифические проекты собирались миллионы долларов... За доллары мы хотели купить все! Мы создавали библейские школы, куда приходили за деньгами, выдаваемыми на учебу! Мы духовно развращали россиян, демонстрируя, что мы готовы их покупать. Покупали квартиры, дома, устраивали детей российских функционеров в христианские колледжи Америки, давали взятки. Мы сознательно шли
на грехи, не осознавая, что скоро грядет расплата»
Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд «БЛАГОВЕСТ», 1999.С. 55-60. 143 Маргулис М. Мы сознательно шли на грехи// Новая газета. 1997. № 26.
8) Проникновение сатанизма144 через внедрение идей «Черной библии» Антона Ла Вея и завоевание им душ россиян через, на первый взгляд, жизнеспособные, хотя и безнравственные и по существу антидуховные заповеди, которые предлагают жизнь на земле, а не на том свете. Приведем их, чтобы не быть голословными:
«1. Сатана представляет поощрение, в противоположность воздержанию! 2. Сатана представляет живое существование, вместо духовных мечтаний! 3. Сатана представляет нескончаемую мудрость, вместо лицемерного самообмана! 4. Сатана представляет доброту к тем, кто того заслуживает; вместо любви растраченной на заискивания! 5. Сатана представляет мщение, вместо подставления другой щеки! 6. Сатана представляет ответственность перед ответственными, вместо заботы о психических вампирах! 7. Сатана представляет человека просто как некое животное, иногда лучше, а часто хуже четвероногих, которое благодаря "божественному духовному и интеллектуальному развитию" стало самым свирепым из всех! 8. Сатана представляет все так называемые грехи как поступки, ведущие к физическому, ментальному или эмоциональному удовлетворению. 9. Сатана - лучший друг церкви, поскольку обеспечивает ее работой все время ее существования»'45 Основные направления предупреждения религиозной преступности
можно представить следующим образом:
1) Создание оптимального механизма в обществе для разрешения политических противоречий путем отлаживания механизма поиска компромисса между различными политическими силами, используя взаимодействие между различными властями - Государственной Думой и Советом Федерации, Президентом и его администрацией, Конституционным судом, судебной системой, Правительством - исполнительной властью, средствами массовой информации. Подобное направление воздействия ликвидирует или сведет к минимуму основной источник возникновения оккультных, сатанинских, языческих и т.п. социально-опасных сект, конфликтного развития религии в обществе между различными мировыми конфессиями - социальная
144 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник/Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1. Белгород, 1997. - 272 с.
и политическая напряженность в обществе, которая создает необходимость поиска выхода политической энергии в религии. Только максимально политически и социально дезорганизованное, напряженное общество является источником создания и воспроизводства самых античеловечных религий.
2) В Государственных социальных программах в разделе о благотворительной деятельности должно быть указано, что всякое экономическое и социальное содействие деятельности официальных религиозных конфессий должно быть признано благотворительным, так как церковь отделена от государства, а государство от церкви.
3) В налоговом и финансовом законодательстве следует ввести нормы, в которых признать любую экономическую, в том числе коммерческую, деятельность официальных конфессий как благотворительную и или вообще освободить от налогов и сборов, или установить наиболее благоприятный режим, так как подобная деятельность направлена в конечном счете на восстановление церквей, разрушенных государством или на строительство новых, а, значит, на развитие духовной сферы общества, в чем должно быть заинтересовано любое прогрессивное государство.
4) Оказание содействия налаживанию экономических отношений между разными конфессиями, экономическое сотрудничество, что несомненно послужит как смягчению межконфессиональных конфликтных отношений и объединению разных церквей в борьбе с тоталитарными сектами, так и их экономическому укреплению, развитию.
5) Поскольку церковь отделена от государства, в учебных заведениях различных конфессий нужны разные факультеты, а не только богословские или теологические. В Российском православном университете им. Св. Иоанна Богослова, например, есть юридический факультет, но нет экономического, социологического, психологического. Любой церкви для обеспечения
LaVey, A. The satanik rituals. - New York, 1976. - 168p.;The Satanic Bible, by Anton
эффективной экономической деятельности нужны свои экономисты, финансисты, бухгалтера, юристы, а для разрешения внутриконфессиональных и межконфессиональных конфликтов - свои социологи, психологи.
6) Различные официальные конфессии должны сотрудничать, а не противоборствовать друг другу, так как у всех конфессий больше общего даже в их духовных, идеологических постулатах, чем, например, у оккультных, сатанинских, языческих сект, которые консолидируются в борьбе с официальными конфессиями. Для этого необходимы общие межконфессиональные съезды, конференции, семинары с участием видных политиков, ученых, религиоведов и теологов.
7) Государство, общество должно быть заинтересовано в развитии духовной сферы, ибо от этого зависит состояние нравственности народа, уровень преступности. Поэтому нужна эффективная система управления религиозным или атеистическим воспитанием и образованием через систему государственной политики, средства массовой информации. Во всех общеобразовательных школах необходимо ввести предмет «Религиоведение». Телевизионные каналы, в первую очередь государственный, должны создать специальные религиоведческие программы, причем, транслироваться они должны в самое благоприятное время - в вечерние часы, когда большая часть населения собирается у телевизоров. Строить их надо увлекательно в виде религиозного шоу, привлекать к участию в них священнослужителей официальных конфессий, устраивать диспуты между представителями тоталитарных сект и священнослужителями. Религиоведческие колонки должны быть и в популярных газетах, журналах.
8) Охрана, регулирование, стимулирование развития религиозной свободы граждан государства через систему религиозного права, юридических норм. Для этого необходимо реализовать целую программу, в первую оче-
Szander LaVey, Avon Books, 1969.
редь выделить главу в УК РФ «Религиозные преступления». Внести все предложенные нами изменения в УК.
9) Деятельность системы уголовной юстиции в борьбе с религиозной
преступностью должна стать профессиональной, а для этого необходимо
создание специализированных органов уголовной юстиции для привлечения
к уголовной ответственности и осуждения социально-опасных сектантов,
преступников из числа священнослужителей официальных конфессий.
10) Организацией борьбы с иностранным вмешательством в духовную
сферу нашего общества должно заниматься специальное подразделение
ФСБ, которое в своей деятельности применяет самые разнообразные методы,
в том числе оперативные. В частности, необходимо внедрение агентов в то
талитарные секты, в религиозные конфессии, создаваемые на нашей терри
тории иностранными государствами. Данное подразделение должно быть
ориентировано и на пресечение религиозной преступной деятельности ино
странцев, и на борьбу с транснациональной религиозной преступностью.
Теперь приступим к анализу результатов нашего исследования внутренних и внешних причин и условий религиозного преступного поведения. §2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
ПРОФИЛАКТИКИ Рассмотрим существующие в науке точки зрения по проблеме причин и условий преступного поведения с позиций проведенного нами исследования религиозных преступлений. Для начала надо определиться с исходными понятиями «конкретное преступление», «преступное поведение», «преступная деятельность» и другими, связанными с ними. Конкретное преступление
называют или преступным поведением, носителем которого является
146 Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии.-М: Юрид.лит., 1968.-176с; его же: Генезис преступления. М., 1998; Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.- М.: Изд-во Академии МВД СССР, 1973.-71 с; Сахаров А.Б.
масса преступников, представляющее собой деятельность, т.е. систему отклоняющихся от социальных норм деяний (действий или бездействия), а потому объективно направленных к более их тяжкому проявлению, к большему причинению вреда - к преступлению; или преступной деятельностью, что означает, что преступные деяния представляют собой определенную систему, носят устойчивый и преемственный характер; или деятельностью лиц, совершающих преступление, причем эта деятельность отличается рядом социальных отклонений, в том числе зарегистрированных и завершается преступлением.
Как уже рассматривалось в предыдущем параграфе, одни авторы делят причины и условия преступлений на внутренние и внешние1, другие - на субъективные и объективные.
Деление на объективные и субъективные причины на индивидуальном уровне не всегда срабатывает. Так, если мотивация преступника - субъективная причина, но она подчиняется объективным закономерностям, устанавливаемым криминальной психологией, то мотивация и субъективная, и объективная причина, т.е. субъективно-объективная. Конкретная жизненная ситуация, как объективное стечение жизненных обстоятельств, субъективно воспринимаемых преступником является и объективной, и субъективной причиной, т.е. объективно-субъективной. Таким образом, более подходящим будет деление на внутренние, т.е. действующие внутри преступника, и внешние, т.е. функционирующие вне его и на него направленные. В этом делении тоже есть недостаток и его уже определили до нас - внутренние условия как бы включают в себя внутренние причины, внешние причины - как бы
Причины и условия индивидуального преступного поведения. Лекция. М: МВШМ МВД
России, 1995.-30с.
1 Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины.
Преступник/Под.ред. В.Н.Кудрявцева, И.И.Карпеца, Б.В.Коробейникова-М.:Юрид.лит.,
1985.С.324-333.
148 Старков О.В. Введение в криминопенологию.- Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997.С.114-139.
содержат в себе внутренние условия и причины, а внешние условия охватывают собою все - и внешние причины, и внутренние условия, и внутренние
причины.
В литературе выделяются прежде всего две группы объективных условий, которые или непосредственно способствуют совершению преступления, или содействуют наступлению преступных последствий. Ряд авторов называют одну и ту же разновидность причины то субъективной, то внутренней, то непосредственной причиной либо конкретного преступления, либо преступного поведения, либо деятельности лица, завершающейся преступлением. Под этой причиной понимают или асоциальную и антисоциальную установку150, или дефекты нормативного сознания151, или криминальную мотивацию152. При этом конкретную жизненную ситуацию называют или опосредованной причиной, или объективным условием, или поводом153.
Но здесь не указана действительно ведущая внутренняя причина, являющаяся источником религиозного преступления - это криминогенная ценностная ориентация религиозного преступника. Именно она ведет его к преступлению и содержит в себе все иные мотивирующие силы, подталкивающие его: асоциальную и антисоциальную установку, дефекты правосознания, криминогенную мотивацию, эмоции, потребности, интересы, мотивы, цели преступления. При этом не обязательно, чтобы все звенья криминальной направленности преступника действовали одновременно или сменяли друг друга. Одни источники преступления, например, эмоции могут как бы
149См., например: Старков О.В. Введение в криминопенологию.- Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997.С.114-139.
150 Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР.- М.: Юрид.
лит., 1961.-279с.
151 Советское государство и право. 1966. №7. С.87-91.
152 Кузнецова Н.Ф. Классификация причин преступности в криминологии // Вопросы изу
чения преступности и борьбы с нею. - М.: Всесоюзн. инст-т по изучению причин и разра
ботке мер предупреждения преступности, 1975.- С. 51-63; и др.
шСм., например: Криминология/Ред.: В.К.Звирбуль, Н.Ф.Кузнецова, Г.М. Миньковский. -М.: Юрид. лит., 1979. С.61.
подминать под себя другие, затормаживая сферу осознания ценностей в ценностной ориентации, или вообще исключают их действие, например, антисоциальная установка.
Обстоятельства, содействующие реализации криминальной ценностной ориентации, входящие в индивидуальную сферу личности религиозного преступника - это все иные свойства, процессы и состояния как генетического, так и социально-психологического происхождения, могут быть названы внутренними условиями религиозного преступления. И для их установления в принципе необходимо применять различные методы - от биологических, генетических до психологических. Сюда могут быть отнесены возрастные, половые, психические (психическое заболевание, невротические отклонения, иные), физиологические (тип темперамента, темп и ритм протекания физиологических процессов, «критические дни», климакс у женщин и т.п.) и иные особенности (характер, социально-психологические, личностно-психические, нравственно-психологические и прочие качества) религиозного преступника. Они могут и содействовать выпадению отдельных звеньев криминальной ценностной ориентации, затормаживанию их функционирования или, наоборот, - усилению, ускорению. В этом и состоит их влияние на механизм преступного поведения именно как условий, а не причин, являющихся, в свою очередь, источниками преступления.
Жизненная ситуация154 не всегда может быть причиной религиозного преступления. Для этого она должна стать криминогенной, т.е. грозить разрешиться преступлением, создавать опасность преступления в любой момент. Только в таком случае она и может быть названа внешней причиной религиозного преступления. Типы криминогенных ситуаций, возникающих у религиозных преступников, разнообразны.
См., например: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968; Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М, 1973; и др.
Внешние условия, как бы сопровождающие совершение религиозных преступлений, являющиеся их необходимыми, а, значит, обязательными спутниками делятся в криминологической литературе, как уже указывалось их называют объективными, на непосредственно способствующие совершению преступлений и содействующие наступлению криминальных последствий.
Прежде чем перейти к анализу полученных результатов исследования о причинах и условиях религиозного преступления, необходимо сделать несколько предварительных замечаний по результатам того же исследования.
Из исследованных 327 членов религиозных объединений 109, т.е. 33,3 %, заявили о том, что они совершали преступления ради веры, причем, наказаны были по закону всего 1,8 %, а наказаны Богом, по их мнению, 0,9 %. Таким образом получается, что религиозная преступность является латентной на 98,2 %. И это подтверждается данными судебной статистики, исследованными в первом параграфе второй главы - малочисленность состояния зарегистрированной религиозной преступности. Кроме того, члены сатанинских сект, а именно они были исследованы, по меньшей мере, на одну треть преступники. Помимо этого, такая высокая латентность свидетельствует о том, что преступники, совершающие преступления ради веры, к тому же являющиеся сектантами, чрезвычайно опасны для общества и их трудно привлечь к уголовной ответственности, поэтому исследования религиозных преступлений весьма актуальны. Об этом свидетельствует и их мнение об отношении к наказанию за преступление, приведенное в таблице 2.
Таблица 2. Отношение религиозных преступников к возможному наказанию за совершенное преступление
Отношение к наказанию | Удельный вес в % |
Надеюсь его избежать | 53,2 |
Мне все равно | 41,3 |
Наказание неотвратимо | 5,5 |
Итого: | 100,0 |
Тот факт, что сектанты-преступники указали на то, что они надеются избежать наказания за совершенное преступление, причем более половины преступников, подчеркивает, во-первых, их повышенную общественную опасность, во-вторых, что они недалеки от истины, ибо в течение довольно длительного времени им удавалось избежать наказания и, в-третьих, что необходима специализированная система правосудия, начиная от оперативной работы и кончая специальными религиозными судами, причем, их сотрудники требуют специализированной подготовки или переподготовки с обязательным изучением религиоведения, криминотеологии, судебного религиоведения, оперативно-розыскной деятельности в религиозных объединениях и других специализированных предметов.
Кроме того, почти в половине случаев (41,3 %) они относятся безразлично к возможному наказанию, что свидетельствует и о том, что уже было сказано в предшествующих строках, а также о том, что этот показатель хорошо вяжется с данными о содержании криминогенной ценностной ориентации, когда 45,9 % религиозных преступников были равнодушны к жертве преступления, которое совершили. Поразительное совпадение даже в цифрах, а не только в принципе может свидетельствовать в целом об образе жизни этих лиц, их ценностной ориентации. Но прежде чем приступить к ее анализу непосредственно, рассмотрим структуру преступности сектантов. Причем, чисто религиозных составов в уголовно-правовом смысле здесь должно быть не так много.
Анализ структуры латентной преступности сектантов (таблица 3): 1) Первое место по степени распространенности занимает преступление, предусмотренное ст. 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения», которое религиозным по действующе-
Таблица 3. Структура латентной преступности | сектантов | ||
Преступления, совершенные ради веры (в статьях УК РФ) | Количество преступлений | Удельный вес в % от общего числа | Место в структуре преступности |
38,5 | |||
34,9 | |||
10,1 | |||
10,1 | |||
9,2 | |||
8,3 | |||
7,3 | |||
7,3 | |||
6,4 | |||
6,4 | |||
5,5 | |||
2,8 | |||
1,8 | |||
1,8 | |||
1,8 | |||
0,9 | |||
0,9 | |||
0,9 | |||
0,9 | |||
0,9 | |||
0,9 | |||
0,9 | |||
0,9 | |||
Итого: | 159,4 | - |
2 человека - по человек - по 2 |
Примечание: 51 человек совершили по 1-му преступлению (29,0 %); 4 преступления (4,5 %); 5 человек - по 3 преступления (8,5 %), 51 преступления (58,0 %).
му уголовному законодательству является только, будучи квалифицированным по мотиву религиозной ненависти или вражды (ст. 244 ч.2 п. «б»). Но то, что это преступление, как правило, религиозное, если оно совершается, т.е. за ним видны не только религиозные мотивы, но обязательная специфическая окраска веры, подтверждает и судебная практика, и анализ латентных преступлений, и опыт как дореволюционного российского законодательства, так и зарубежного. Во-вторых, это преступление, если и было первым в череде преступной деятельности сектанта, то оно, как правило, бы-
ло не последним, а открывало очередь новых, причем чаще всего более опасных. В-третьих, это преступление является специфическим для сатанинских и прикосновенных к ним (наприм