Религиозной преступности и основные направления ее

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Существует несколько подходов к исследованию вопроса о причинах и условиях религиозных преступлений. Одни из них близки к криминологиче­ским, другие - к религиоведческим, третьи - к теологическим или богослов­ским. Рассмотрим общетеоретические криминологические подходы к пони­манию и классификации причин и условий преступлений и применим их к криминотеологии. 115

115Подробнее см.: Старков О.В. О предмете и системе криминотеологии// Проблемы укре­пления законности и борьбы с преступностью на региональном уровне (наркотики и пре­ступность). Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право на рубеже XX-XXI веков: Материалы межд. Научно-практ. конф. Часть вторая.- М- Смоленск: ЮИ МВД России. Смоленский филиал, 1999. С.124-129; а также: Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 272 с; и др.


В криминологии, с одной стороны, пытались найти единую, универ­сальную причину преступлений (то антропологические качества человека, то аномию, то социальную дезорганизацию, то преступный генотип, то иные). С другой стороны, были попытки определить единый «каталог причин»116, их набор, определенное сочетание, которое обязательно должно было быть. И те, и другие изыскания всегда имели какой-либо положительный резуль­тат, больший или меньший, но «программы-максимум» не выполнили да и не могли выполнить по объективным причинам.

При этом некоторые современные авторы не отличают причин от усло­вий, называя их факторами. Надо сказать, что эта теория имеет давнюю ис­торию. Еще Ламбер Адольф Жак Кетле в середине XIX века определил множественность факторов, воздействующих на преступность: "Среда, в которой он живет, семейные отношения, религия, в которой он воспитан, обязанности социального положения - все это действует на его нравствен­ную сторону. Даже перемены атмосферы оставляют на нем свой след: не­сколько градусов широты могут изменить его нрав; увеличение температуры разжигает его страсти и располагает его к мужеству или к насилию».117 Клас­сическое отражение эта теория получила в работах французских криминоло-

МО

гов, в частности, в работах Ж. Пинателя, В, Стансю и др. Основные посту­латы теории множественности факторов - это то, что факторов, воздейст­вующих на преступность, в том числе религиозную, множество; действие их на преступность однопорядковое, причины не отличаются от условий, от коррелянтов; уровень общества не отличается от уровней личности и груп­пы. В советской и российской криминологии также эта теория факторов жи-

тКриминология /Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Издательская группа ИНФРА ' М—НОРМА, 1997. С. 180.

117 Кетле А. Социальная система и законы ею управляющие. СПб, 1866. С. 100. Цит. по: Иншаков СМ. Зарубежная криминология. М.: ИНФРА • М—НОРМА, 1997. С. 37. 118Stanciu V. La criminalite a Paris. Paris, 1968. P. 347-350. Цит. по: Кузнецова Н.Ф. Совре­менная буржуазная криминология. М.: Изд-во МГУ, 1974. С. 56-57.


вуча. Под факторами понимают обычно две трактовки. Так, Аванесов Г.А. полагает последствиями факторов причины преступности и в качестве тако­вых или криминогенные, или антикриминогенные явления, а также он счита­ет факторами явления, воздействующие на преступность двояко - и когда они криминогенны, и когда они антикриминогенны и называет в качестве них индустриализацию, урбанизацию, демографические изменения и т.п.119

Другая трактовка заключается в том, что четко различают причины, порождающие криминальные явления, и условия в качестве среды, окруже­ния, им содействующие или препятствующие, а также факторы, которые оп­ределяют изменение преступности во времени, при этом некоторые ученые считают, что это обязательно должны быть изменяющиеся, непостоянные явления и процессы и факторы, направляющие пространственные измене­ния преступности, фактически это лишь те явления и процессы, которые свя­заны с изменением преступности по регионам, местностям, правовые и фак­тические. Те же авторы считают, что это обязательно стабильные, констант­ные обстоятельства, например, климатические, географические условия, на­циональный, религиозный состав населения и т.п. Конечно, эта позиция, ес­ли она верная, более практична, ибо позволяет искать, с одной стороны, яв­ления, как бы принципиально порождающие преступления и явления - фак­торы, которые определяют или изменение уже порожденных криминальных явлений в сфере религии, или, наоборот, их стабильность, повторяемость в зависимости от условий и места, национального состава населения.

Кузнецова Н.Ф., в частности, считает, что детерминация означает все формы влияния на преступность - от причинной до корреляционной, вклю­чая связь состояний и иные 32 вида детерминизма, т.е., все-таки, отделяет

Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 205-209.

120Старков О.В. Введение в криминопенологию. Уфа: УЮИ МВД Российской Федерации, 1997. С. 43-44.


причины с условиями от детерминант, а использует этот термин, и вполне обоснованно, как обобщающий для всех форм воздействия на преступную деятельность. Кроме того, несомненно, необходимо отличать причины от условий, ибо причины порождают преступление, а условия этому лишь спо­собствуют, содействуют и пр. Кузнецова Н.Ф. следует и этому принципу.

Вместе с тем, есть авторы, которые считают, что нет смысла отделять причины от условий, потому что они то и дело меняются местами, и называ-

1 "У)

ют их или одним словом «причины», определяющими генезис, или обстоя­тельствами.123

Некоторые криминологи делят причины и условия преступлений на субъективные и объективные, имея в виду, что субъективные причины и ус­ловия зависят от воли и сознания конкретных субъектов, людей, а объектив­ные - не зависят, хотя и действуют большей частью через них. При этом не-

которые применяют эти категории на социальном уровне, а другие - на индивидуальном. Кузнецова Н.Ф. полагает общесоциальными причи­нами преступности лишь субъективные явления, существующие в общест­венном сознании, что она называет негативными проявлениями различных видов общественной психологии (экономической, бытовой и др.), крими­нальными мотивациями. Иные же виды влияния на преступность, как внеш-

См.: Кузнецова Н.Ф. Указ. соч. С.212.

1 11

Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. С. 12-46; Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учеб. пособие. М.: Изд. группа «ФОРУМ—ИНФРА-М», 1998.

Стручков Н.А. Преступность как социальное явление. Л.: ЛВВПУ МВД СССР, 1969.-121с.

124 См., например: Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.: Изд-во МГУ, 1984.-312с.

S

См., например: Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. С. 12-46; Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учеб. пособие. М.: Изд. группа «ФОРУМ—ИНФРА-М», 1998.

Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М. 1985; Криминология. М., 1988, 1994.


ние, так и внутренние, как объективные, так и субъективные она относит к условиям преступности.

Другие криминологи полагают, что причины и условия преступлений, в том числе религиозных, следует делить на непосредственные, которые по­рождают преступность прямо, без опосредованного влияния на другие об­стоятельства, и опосредованные, которые порождают и обуславливают пре­ступность только, исключительно воздействуя на другие причины и условия, например, внутренние или субъективные.

В большей мере в криминологии имеет значение уровневый подход, который обычно означает разделение криминального явления на горизон­тальные, отличающиеся по содержанию пласты (слои, плоскости, ступе­ни),

В России впервые уровневый подход к классификации причин и усло­вий преступлений применили сразу несколько ученых. 127Они разделили их на социальные причины и условия преступности в целом (обозначили фило­софской категорией «общее») и причины и условия конкретных преступле­ний (философская категория «отдельное»), а также на причины преступности в целом (опять-таки философская категория «общее») и специальные причи­ны отдельных групп преступлений (философская категория «особенное»). Иначе говоря, были выделены два уровня действия причин - общий, обще­социальный или социальный, что нам представляется точнее (разные авторы используют и разные термины), и индивидуальный, что как термин более подходящий, который затем оформился как единичный, отдельный или лич­ностный. Впоследствии это деление причин и условий легло в основу разра-

Звирбуль В. Деятельность следователя по предупреждению преступлений// Социали­стическая законность. 1961. N 16. С. 25-29; Карпец И.И. Проблема преступности. М., 1969; Кудрявцев В.Н. Проблема причинности в криминологии// Вопросы философии. 1971. N 10. С. 76-87; Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М, 1972; Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961; Герцензон А.А. Вве-


ботки двух уровней и динамики причин и условий преступлений, их взаимо­действия, а также профилактики.

Следующей классификацией причин и условий преступлений по уров­ням их действия в России появилось деление их на:

1. Общие социальные причины и условия преступности.

2. Особенные социальные причины и условия отдельных категорий пре-

128

ступлении и типов преступности.

3. Конкретные причины и условия совершения отдельных преступле­
ния

нии.

Подобная классификация давалась в общевузовских учебниках кри­минологии130. Здесь уже был выделен особенный уровень. Аванесов Г.А., обосновывая этот подход писал, что проблема соотношения философских категорий общее, особенное и единичное "применительно к причинам пре­ступности является для теории и практики криминологии одной из основ-ных"'31.

Думается, что в то время авторы, выделяя уровень "особенное" в 70-е годы, имели в виду необходимость решения, по меньшей мере, двух про­блем. Первая проблема - философская - о соотношении категорий "общее", "особенное", "единичное", "отдельное" применительно к криминологиче­ским проблемам и уровневой классификации причин и условий преступле­ний. И эта проблема, представляется, в то время была прежде всего идеоло-

дение в советскую криминологию. М., 1965; Танасевич В. К теоретическим основам раз­работки мер предупреждения преступлений// Советское государство и право. 1976. N 3. 128 Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 176.

Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, 1975; Кузнецова Н.Ф. Классификация причин преступности в криминологии// Вопросы изучения преступ­ности и борьбы с нею. М., 1975. С. 59; Старков О.В. О причинах бытовых преступлений// Конкретные криминологические исследования в условиях района крупного промышлен­ного центра. Омск, 1974; и др.

130Подробнее см.: Криминология. М., 1979; Криминология. М., 1988; Криминология. М., 1992; Криминология. М., 1994; Криминология. М., 1996; Криминология. М., 1997.


гической. Вторая проблема - взаимодействия общего уровня причин и усло­вий преступлений, впоследствии названного социальным, и единичного, за­тем обозначенного как индивидуальный. При этом противоречия бытия в той или иной сфере жизнедеятельности общества рассматривались как социаль­ные источники криминогенных ситуаций в социальных группах, а те, в свою очередь, как источники обострения противоречий на социальном уровне. Кроме того, было доказано, что противоречия общественного сознания в той или иной сфере жизнедеятельности общества являются идеологическими со­циальные источниками криминогенных мотиваций в социальных группах. Именно таким образом решался вопрос о взаимодействии причин и условий преступлений разных уровней, пластов, плоскостей.

В последующем некоторые авторы в своих философских изысканиях пришли к выводу о том, что категория "особенное" не самостоятельная, а за­висимая от - "общее" и "отдельное"132 и, кроме того, что следует выделять два уровня, как и было сделано в 50-е и 60-е годы - социальный (преступ­ность) и индивидуальный (преступное поведение), а также пять видов при­чин и условий преступлений, определяемых в зависимости от того, что они порождают и обуславливают. Эти виды определялись от следствия - к при­чинам, а не наоборот. И таким образом получилось, что если признать суще­ствование преступности, то значит, - и ее социальных причин и условий. А поскольку преступность проявляется в своих типах, существующих в сферах жизнедеятельности общества, то следует выделить и их особенные (специ­фические) социальные причины и условия типов преступности (например, религиозной, организованной, экономической, бытовой, политической и др.).

131 Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 176, а также его
же: Криминология. М., 1984.

132 См.: Старков О.В. К вопросу о классификации причин и условий преступлений// Про­
блемы повышения эффективности применения юридической психологии. Труды по пра­
воведению. Ученые записки Тартуского государственного университета. Выпуск 815. Тар-


Здесь имеется в виду, что уровень их - социальный, т.е. причины и условия формируются и действуют по социологическим законам, но содержание -специфическое, особенное, зависящее в полной мере от особенностей сферы жизнедеятельности людей, социального института, общности. Кроме того, если второй уровень функционирования причин и условий преступлений -индивидуальный, то и причины с условиями, определяющие преступное по­ведение, следует обозначить как индивидуальные. Поскольку преступное по­ведение имеет свои типы, например, религиозный, корыстный, насильствен­ный, то их причины и условия - особенные индивидуальные, поскольку уро­вень их функционирования - тот же, а содержание - специфическое, опреде­ляемое в зависимости от типов криминогенной ценностной ориентации и си­туации и потому имеющее особенности, например, их носителей - религиоз­ного преступника, неосторожного и т.п., а также - микросреды, содержащей в себе разные типы криминогенных ситуаций, имеющих одинаковую струк­туру и совершенно разное содержание, время действия и т.п. Конкретное преступление совершается и порождается тоже на этом же уровне, но по­скольку оно имеет черты неповторимости, то и причины с условиями, опре­деляющие преступление непосредственно, следует обозначить как своеоб­разные индивидуальные причины и условия конкретного преступления. В итоге была получена следующая схема:

1 (I). Социальные причины и условия преступности.

2 (I). Особенные социальные причины и условия типов преступности, в частности, религиозной.

3 (II). Индивидуальные причины и условия преступного поведения.

4 (II). Особенные индивидуальные причины и условия типов преступ­ного поведения, например, религиозного.

ту, 1988. С. 102-113; а также см.: Сахаров А.Б. Преступления и преступность// Советская юстиция. 1985. №11. С. 19-21.


5 (И). Своеобразные индивидуальные причины и условия конкретного преступления.

Но есть и авторы, которые считают, что подход к отделению социаль­ных причин преступности и ее типов от индивидуальных причин и условий преступного поведения и его типов, надуман советскими криминологами чисто из идеологических соображений.133

Кроме того, все виды причин и условий преступлений делят в крими­нологической литературе на внутренние причины и внутренние условия, внешние причины и внешние условия. Но на социальном уровне их содер­жание и действие совсем иное по сравнению с уровнем индивидуальным.

Понятия "внутреннее", "внешнее" применительно к причинам и усло­виям преступлений означают, по мнению ряда авторов:

а) на социальном уровне, т.е. относительно социальных и особенных
социальных причин и условий преступности и ее типов, это означает -
"внутренние" - то есть внутри общества, региона, той или иной страны,
"внешние" - значит вне этого общества, региона, той или иной страны,
иначе - различные формы влияния иных обществ и стран прежде всего на
нашу страну,

б) на индивидуальном уровне, т.е. относительно причин и условий пре­
ступного поведения, его типов, конкретного преступления - это значит -
"внутренние" - то есть внутри преступника, "внешние" - то есть вне пре­
ступника, на него влияющие.

При этом предлагается в одних криминологических изысканиях внут­ренние социальные причины преступности представить как различного рода противоречия в сферах социального бытия и общественного сознания; внут­ренние социальные условия как разные недостатки в деятельности государ­ственных, частных и общественных организаций, внешние социальные при-


чины как прямое воздействие иных стран на нашу страну, а внешние соци­альные условия как различного рода косвенные влияния иных стран (мили­таризация, эмбарго на товары, экономический шпионаж и др.) на преступ­ность в нашей стране.

Внутренняя причина преступного поведения и его типов на индивиду­альном уровне - это криминогенная ценностная ориентация преступника, внутренние условия - его генетическая и социально-психологическая среда; внешняя причина - криминогенная ситуация, а внешние условия - недостатки микросреды относительно личности преступника.134 Думается, что именно этот подход позволяет четко и последовательно проанализировать причины и условия двух уровней. Кроме того, он позволяет показать механизм их взаимодействия - в этом, нам представляется, его основное достоинство.

Поэтому применительно к взаимодействию причин и условий преступ­лений разных уровней и их структур следует добавить механизм взаимо­влияния религиозной преступности и религиозного преступного поведения. Рассмотрим его схематически, как бы на первом приближении.

Внутренние социальные причины религиозной преступности по этой схеме можно представить как противоречия бытия и сознания духовной сфе­ры общества. Внутренней причиной религиозного преступного поведения в таком случае будет криминогенная ценностная ориентация, прежде всего равнодушия к любой иной вере, ее неприятия, а и внешней причиной - кри­миногенные ситуации разных типов - управленческая, с вышестоящим руко­водством религиозной секты; религиозная, с участием верующих; конфликт­ная; религиозная с участием неверующих, провокация со стороны потерпев­шего и т.д., субъектами которых являются член той или иной секты, религи-

Хохряков Г. Ф. Криминология: Учебник/ Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Юристь, 1999. -511с.

134 См. подробнее: Старков О.В. Введение в криминопенологию. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997. С.40-49.


озная организация в целом с одной стороны, а с другой - верующий иной ре­лигии, атеист, их группа и др. Обостряющиеся противоречия сферы духов­ного бытия можно представить как источники роста криминогенных ситуа­ций разного типа при осуществлении вероисповедания, а серьезное увеличе­ние религиозных криминогенных ситуаций как основу обострения противо­речий в сфере духовного бытия.

Другую внутреннюю причину религиозной преступности можно пред­ставить по той же схеме как противоречия духовного общественного созна­ния, отражающиеся в серьезных различиях и непримиримости между обще­человеческой духовной культурой и религиозной сектантской субкультурой, получившей свое развитие в расцвете экстрасенсорных обычаев и традиций, питающих криминогенные ценностные ориентации сектантов, ибо чем большее влияние они, эти обычаи, имеют, тем больше носителей кримино­генных ценностных ориентации - и наоборот, чем больше носителей крими­нальных ценностных ориентации, тем шире и острее разрастается социаль­ное противоречие, как в нашем обществе сейчас, криминальная субкультура тоталитарных сект в буквальном смысле слова пытается "поесть" общечело­веческую духовную, проникая во все поры социальной жизни. То есть другая сторона внутренней социальной причины питает внутренние причины рели­гиозного преступного поведения - и наоборот.

Внутренние социальные условия религиозной преступности являются базой, фундаментом для развития внешних условий религиозного преступ­ного поведения, как, например, общие недостатки правового регулирования, в частности, абсолютная религиозная свобода, предоставленная Законом РСФСР от 25 октября 1990г. №267-1 «О свободе вероисповедания», утвер­дившая полный беспредел в религиозной сфере и возможность или регист­рации социально-опасных сект, или возможность их действия, хотя и неле­гально, но беспрепятственно, что привело к расцвету различного рода тота-


литарных сект, особенно в центральной зоне России и к большей частью ла­тентной преступности с их стороны.

Внешние социальные причины религиозной преступности, например, осуществляемая средствами массовой информации некоторых стран пропа­ганда абсолютной религиозной свободы; создание привлекательного облика сектанта, как борца за религиозную свободу; международные связи религи­озной организованной преступности и пр. усиливают влияние социально-опасной религиозной субкультуры и рост носителей криминогенной ценно­стной ориентации среди верующих-сектантов, усугубляет и расширяет спектр действия криминогенных ситуаций, т.е. внешние социальные причи­ны религиозной преступности питают внутренние и внешние причины рели­гиозного преступного поведения - и наоборот.

Внешние особенные социальные условия религиозной преступности как, например, политические, финансовые, экономические, милитаристские и т.п. рычаги воздействия на нашу страну, что мешает ей идти своим путем и в сфере религии, свободе вероисповедания и т.д. и таким образом они под­питывают внешние причины, прежде всего управленческие криминогенные ситуации с вышестоящим руководством религиозных сект, и внешние усло­вия религиозного преступного поведения, например, срывы в организации профилактики криминальной деятельности религиозных сект со стороны традиционных конфессий, правоохранительных органов, в частности, систе­мы Министерства юстиции России и т.п.

Рассмотрим их подробнее. Но прежде всего остановимся на понятии «религиозная претупность». В нашем представлении религиозная преступ­ность это прежде всего явление духовной патологии135 общества, свидетель­ство его духовной незрелости, дезорганизации. Религиозная претупность,

135 В криминологической литературе этот термин «патология» в определении преступно­сти предложен: Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствова­ние уголовно-правовой борьбы с нею. М.: Академия МВД СССР, 1990.С.27.


кроме того, проявляется в массе отдельных, конкретных религиозных пре­ступлений. Таким образом, религиозная претупность это явление духовной патологии общества, проявляющееся в массе конкретных религиозных пре­ступлений.

Итак, причины и условия религиозных преступлений следует рассмат­ривать как на социальном уровне, в масштабе всего общества, так и на инди­видуальном, на уровне личности. И если на социальном уровне причины и условия не зависят от типа и вида религиозных преступлений, их направлен­ности, то на индивидуальном содержание причин и условий однозначно за­висит от их вида, в частности, с одной стороны, направленных против рели­гии, Бога, религиозных организаций и священнослужителей, а с другой - со­вершаемых самими религиозными организациями и священнослужителями.

Рассмотрим социальные причины и условия религиозной преступно­сти. По нашему мнению, их следует делить на внутренние и внешние. При этом внутренние социальные причины религиозной преступности - это про­тиворечия в сферах социального религиозного бытия и духовного общест­венного сознания. Внутренние социальные условия религиозной преступно­сти следует рассматривать как объективные, так и субъективные проблемы, трудности, недостатки развития религии в нашем обществе.

Рассмотрим первую группу социальных причин религиозной преступ­ности - противоречия в сфере социального религиозного бытия.

1) Экономические противоречия общества:

1 между различными экономическими укладами - государственным, частнокапиталистическим, патриархальным, акционерным, кооперативным и т.п., что обостряет межконфессиональные конфликты;

2 между разными формами собственности - государственной, частно­капиталистической, акционерной, кооперативной, личной и т.п., что усугуб­ляет хозяйственные трудности той или иной церкви;


3 между производством и распределением, между обменом и потреб­лением и т.п., что порождает экономические проблемы различных видов церкви - от официальных конфессий до тоталитарных сект и которые реша­ются ими по-разному - от развития собственного, в частности, монастырско­го производства (сельское хозяйство: земледелие, животноводство, пчело­водство, выращивание зерновых культур, картофелеводство, овощеводство, выращивание ягод и фруктов, технических кормовых культур, организация племенных хозяйств, молочно-товарных ферм, откорм, выращивание быч­ков, свиноводство, птицеводство, овцеводство, кролиководство, зверохозяй-ство, коневодство, строительство, машинно-тракторные станции, производ­ство тары и упаковки, органических и химических удобрений, ремонт и строительство внутрихозяйственных дорог и благоустройство, мелиорация, народные промыслы и ремесленничество, тепличное и рыбное хозяйство, производство и переработка грибов, прием и обработка лекарственных трав, даров леса, прием вторичного сырья и мусорных отходов и их переработка, забойные пункты, выделка шкур, швейное производство и бытовое обслужи­вание, международные связи и внешняя торговля и т.п.136) до производства и сбыта наркотиков, вымогательства, чем занимаются секты;

4 между экономическими укладами различных видов церкви и рели­гий: православной, католической, протестантской, мусульманской, буддист­ской, иудаистской, с одной стороны, тоталитарными сектами, с другой;

5 с одной стороны, для восстановления, строительства церквей, часо­вен и других материальных носителей конфессий нужны четкие экономиче­ские расчеты, обязательное получение прибыли, иначе подобная экономиче­ская деятельность приведет к разорению церкви, а, с другой, постулаты церквей: «Не укради» (христианский принцип), «А кто скупился и обогащал-

Подробнее см. оригинальный подход: Слободянюк Г.Г. Почему гибнет Россия и кто ее спасет. М: Олимп, 1999.-320с.


ся и считал ложью прекраснейшее, тому мы облегчим к тягчайшему» (прин­цип ислама);

6 с одной стороны, необходимость ведения церковного, особенно мо­настырского хозяйства, а с другой стороны, расчет на пожертвования при­хожан, на которые не только не проживешь, но и тем более не восстановишь церковные строения.

2) Политические противоречия общества между политикой госу­дарства и религиозных конфессий, что определяет:

- с одной стороны, наличие религиозных государств, которые, как правило, реакционны и апартеистичны - ограничивают в правах иноверцев: в цар­ской России в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., в Уголовном уложении 1903 г. и др.; мусульманские Ирак и Иран, Чечня в шариате; синтоистская Япония; иудаистский Израиль и др., что порождает и подпитывает в религиозном сознании монотеизм;

- с другой - полное отделение церкви от государства вызывает преследова­ние различных видов церкви, а тем более любых сект, что порождает и подпитывает в религиозном сознании воинствующий атеизм;

- в-третьих, так называемое демократическое государство создает основу для развития множества видов церкви или абсолютную религиозную сво­боду, в том числе массового распространения, так называемых «офици­альных» конфессий, а также колоссального разнообразия сектантских на­правлений, вплоть до самых античеловечных, сатанинских, проповедую­щих массовое самоубийство, ритуальные убийства, человеческие жертво­приношения и пр., а в религиозном сознании воспитывает политеизм;

- в- четвертых - частичная политическая связь одного вида церкви, напри­мер, православия, с политикой государства (освящение отдельных поли­тических актов одной церковью при наличии множества видов религий) при отсутствии законодательного закрепления этого явления также под-


питывает монотеизм и может стать основой для межрелигиозных войн, ибо демонстрирует неравенство религий в многорелигиозном государст­ве.

Второе политическое противоречие заключается в том, что в последнее время усиливается политизация религии, а с другой стороны, сакрализация, освящение политики государства, 137заигрывание с церковью с целью разре­шения сиюминутных проблем, возвращения авторитета политика. Лидеры той или иной церкви выражают свое отношение к акциям органов власти с точки зрения поддержки или, наоборот, отвержения политики того или ино­го государства, тем самым подталкивая верующих своей церкви к политиче­скому решению. С другой стороны, лидер государства или тот или иной по­пулярный политик поддерживает акцию соответствующей церкви и тем са­мым может у одной части населения вызвать религиозную уничижитель­ность, а у другой - открытые или скрытые акции против представителей дру­гой церкви, тем самым возможна подобным образом подпитка религиозной ненависти, вражды, неприязни. В любом случае и то, и другое - нарушение положений об отделении церкви от государства, а государства от церкви.

Рассмотрим вторую группу социальных причин религиозной преступ­ности - противоречия в сфере общественного религиозного сознания,

1) Самая большая группа противоречий, особенно актуальных в нашем обществе - это борьба, иногда очень острая, вплоть до митингов, демонстраций и даже военных конфликтов между обычаями, тради­циями, обрядами, ритуалами, стереотипами поведения, нормами атеизма, монотеизма, политеизма.

2) Национализм и шовинизм, например, в настоящее время искусст­венно подогреваемый великорусский шовинизм в войне с Чечней

137 Бокарев С.Н. Государственно-церковные отношения в России (Философско-правовой аспект): Автореф. дис....канд. философ, наук. М: Академия управления МВД России, 1999. С.З.


для достижения успеха в предвыборной компании, поддержки сво­его политического рейтинга в последующем.

3) Религиозная вражда, ненависть в общественном сознании, а равно исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку их отношения к религии.

4) В экономическом сознании - с одной стороны, корысть, паразитизм, максимальное стремление к прибыли, наживе любым путем ("все средства хороши"), в том числе и путем насилия и т.п., нблюдаемое в тоталитарных сектах, а с другой - бесхозяйственность, непредпри­имчивость, халатность, русское "авось", необязательность, что до­вольно распространено в официальных конфессиях, прикрываемых религиозной догмой.

5) В политическом - космополитизм, аполитичность, политическое равнодушие и неверие ни во что - ни в Бога, ни в Дьявола, особенно среди молодежи, а с другой стороны - оголтелый национализм, шо­винизм, религиозный фанатизм, порождающий межнациональные, гражданские, межрелигиозные войны.

6) В моральном, духовном сознании -

по

а) "отсутствие веры в идеалы, в коммунизм, в Бога. Всеобщий цинизм", а с другой стороны,

- формальное соблюдение ритуалов официальной религии - православие (15-30 % формально «верующие»),

- истинная вера в Бога официальной, но не государственной религии (10-15

%),

- сочувствующие, иногда соблюдающие ритуалы, посещающие церковь (50-60 %),

- религиозный фанатизм в официальной религии (2-3 %);

Амосов Н.Е. Линия компромиссов// Неделя. 1989. № 27. С. 3.


- в легальных сектах - исключительный религиозный фанатизм (70-80 %),

- в легальных сектах также приобщающиеся (10-15 %),

- и еще в легальных сектах сознательно верующие (3-5 %);

- в нелегальных сектах - исключительный религиозный фанатизм (80-90

%),

- в нелегальных сектах также приобщающиеся (10-20 %);

б) "потеря совести, чести, долга, чувства вины, греха, милосердия"139.

7) В правовом - нигилизм, т.е. вообще право - ничто, его отвержение в той или иной религиозной конфессии; негативизм, что означает от­рицательное отношение именно к правовым нормам, регулирую­щим религиозную сферу, к каким-либо конкретным; правовое рели­гиозное легкомыслие, т.е. просто незнание норм права, регулирую­щих религиозную сферу, их места в общественном сознании или небрежное к ним отношение, или самонадеянная уверенность о их знании, ни на чем не основанная.

8) В бытовом сознании "питейные" и наркотические обычаи и тради­ции, а также, с одной стороны, домостроевские обычаи, поддержи­вавшиеся в России православной религией и являвшиеся идеологи­ческим, духовным фундаментом сохранения русской семьи, а с дру­гой - превалирование идей женской эмансипации над благоразуми­ем, мусульманскими обычаями и традициями, также являвшимися в нашей стране духовной основой сохранения татарской и других му­сульманских семей, внедренной в наше сознание западной религи­озной культурой, прежде всего протестантизма.

9) Преступная субкультура, порождающая не только рецидивную и профессиональную преступность, общеуголовную организованную, но и преступность сатанистов, оккультных, языческих сект, имею-

139 Там же.


щих свою религиозную субкультуру с древней историей ее развития

и пр..

Внутренние социальные условия религиозной преступности, как отме­чалось, это объективные и субъективные проблемы, трудности, недос­ татки развития религии в нашем обществе в целом. Рассмотрим их под­робнее.

1. Объективные проблемы развития религии в нашем обществе выте­кают из особенностей нашей страны:

а) географическое расположение России в Европе и Азии и поэтому
впитание и развитие, причем, объективное, религиозной европейской и ази­
атской культуры;

б) многонациональный и полирелигиозный состав населения;

в) огромные масштабы территории страны и вытекающие отсюда про­
блемы управления духовной сферой общества;

г) разрушительные последствия гражданской войны, иностранной ин­
тервенции, Великой Отечественной Войны, продолжающиеся гражданские,
межнациональные и межрелигиозные войны то в открытом, то в скрытом
виде;

д) неурожаи, землетрясения и наводнения и т.п. стихийные бедствия.
Всегда религиозные лидеры использовали свои познания в прогнозировании
природных коллизий, например, затмения, наводнения в Древнем Египте со
стороны Верховного жреца и др. для усиления своего влияния на народ, по­
литических лидеров.

См. подробнее: Старков О.В. Введение в криминопенологию. Уфа: УЮИ МВД Россий­ской Федерации, 1997; а также: Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 272 с; Куликов И. Новые религиозные органи­зации России оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Изд-е дополненное и переработанное. Том 1. Сатанизм: исследование. Москва, 1999. - 257 с; Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд «БЛАГОВЕСТ», 1999.-269с; и др.


2. Субъективные условия религиозной преступности заключаются в различных пороках, недостатках деятельности: а) уголовной юстиции; б) управления экономикой; в) культурно-воспитательных органов, системы воспитания в целом; г) средств массовой информации; д) системы правовых противоречий и др.:

1 Недействующие или плохо функционирующие экономические про­граммы государства и, соответственно, проколы в управлении экономикой сказываются прежде всего в обнищании народа, в формировании его неверия ни в одну политическую, экономическую идею и уход в религию, ибо изна­чально религиозное сознание в обществе формировалось на основе страха людей перед неизвестностью, силами природы

2 В настоящее время практически отсутствует управление религиоз­ным или атеистическим воспитанием и образованием со стороны государст­ва через а) систему государственной политики в сфере школьного и профес­сионального образования, б) средства массовой информации.

3 Можно назвать ряд упущений в охране, регулировании, стимулиро­вании развития религиозной свободы граждан государства через систему ре­лигиозного права, юридических норм. Достаточно напомнить недостатки в сфере уголовно-правового, административно-правового регулирования, про­анализированные в диссертации, фактическое отсутствие религиозного права или его незнание учеными-юристами.

4 Следует назвать систему недостатков в деятельности органов уголов­ной юстиции в борьбе с религиозной преступностью, учитывая то, что цер­ковь в соответствии с Конституцией России отделена от государства, в част­ности, отсутствуют специализированные органы уголовной юстиции для привлечения к уголовной ответственности и осуждения социально-опасных сектантов, преступников из числа священнослужителей официальных кон-


фессий. В результате чрезвычайно высокий уровень латентности религиоз­ной преступности, о чем пойдет речь в следующем параграфе.

Внешние общесоциальные причины преступности в стране - это

различные формы непосредственного, прямого воздействия иных стран на нашу страну. Ими являются:

1. Подрывная международная деятельность разведывательных и иных специальных служб других государств, результатом которой являются рели­гиозный терроризм, например, в Дагестане, Чечне; шпионаж, измена и иные политические и религиозные преступления.

2. Совершение на территории страны различных общеуголовных пре­ступлений иностранными гражданами, т.е. преступность иностранцев, выра­жающаяся в нарушении религиозного равноправия граждан, в возбуждении религиозной вражды, в геноциде, в организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан, вовлечение в эти преступления российских фаждан. Так, только в первом квартале 1995 года иностранцами дальнего зарубежья совершено 5 000 преступлений, а ближнего 3 000.

3. Организованная, профессиональная, транснациональная, религиоз­ная преступность зарубежных стран распространяет свое влияние на нашу страну: ввоз и вывоз оружия для религиозных сект, распространение нарко­тиков сатанинскими и языческими религиозными сектами, как одно из са­мых распространенных преступлений, по данным нашего исследования, и др., организация хищений художественных и исторических ценностей, ан­тиквариата с целью вывоза за границу, осуществляемое религиозными сек­тами, валютные преступления. В настоящее время - участие религиозных сект в рабстве, проституции, в торговле радиоактивными веществами, внут­ренними органами человека; организация филиалов религиозных объедине-


ний, посягающих на личность и права граждан, например, Аум Синрикё и

тт«141

Др.

Внешние общесоциальные условия преступности в стране заклю­чаются в различных формах косвенного, опосредованного влияния иных стран на причины преступности в нашей стране, которые выражаются:

1. В воздействии на противоречия сферы общественного бытия: а) соз­дание экономических трудностей для развития страны и тем самым содейст­вие выходу политической энергии людей в религиозной сфере, прежде всего в экстрасенсорной, сектантской; б) срыв выполнения международных дого­воров, в том числе в религиозной сфере; в) религиозное давление со сторо­ны, например, США с целью внедрения протестантизма и мн. др.

2. Воздействие на противоречия в сфере общественного сознания: а) клевета на православие и вообще христианство, на ислам, буддизм, иудаизм, разжигание межрелигиозных противоречий; б) очернение достижений Рос­сии как в дореволюционный, так и в послереволюционный период в сфере религии, свободы совести и вероисповедания, социальной, культуре, эконо­мике и др. областях; в) посев идей фашизма, национализма, шовинизма, ре­лигиозного фанатизма любой конфессии.

Несколько иная трактовка внешних причин и условий в богословской литературе. Среди них называют:

1) Разрушение извне Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России.

2) Подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства.

3) Создание в лице религиозного сектантства, преимущественно дест­руктивного, оккультного характер, мощного потенциального поли­тического рычага давления на власть.

1 Криминология. М., 1988. С. 151-152.


Создание взаимосвязанной сети ряда тайных религиозных объеди­нений для сбора разведывательной информации. Подготовка резерва религиозно-фанатично преданных исполните­лей на случай необходимости организации на территории России массовых беспорядков, актов терроризма и др.

Различные формы контроля сознания и деятельности государствен­ных и муниципальных должностных лиц через «учителей» сект по­средством подкупа, шантажа, лжи, установления контроля над соз­нанием (зомбирование). 7) Внедрение протестантизма в североамериканской вариации, отли­чающейся от православия лучшей организацией, использованием современных средств оргтехники, простотой обрядов, «доступно­стью» Бога. До конца XX века планировалось открыть в России свыше 200 тысяч евангелических приходов вместо 12 тысяч право­славных.142

Американский миссионер-проповедник Майкл Маргулис, который в начале 90-х годов приехал в СССР с миссией «внести духовность» повествует: «Наши проповедники тратили миллионы долларов на аренду стадионов, рекламу, на издание рекламно-религиозной литературы о себе, вместо того, чтобы на эти деньги строить больницы и спасать умирающих детей... Они кричали, что проповедуют только Христа, а проповедовали свои Церкви, свои общины, свои наработки. Они хотели действовать самостоятельно, но очень часто работали с бывшими партийными функционерами и жуликами, которые обманывают их до сих пор... Часто под мифические проекты соби­рались миллионы долларов... За доллары мы хотели купить все! Мы созда­вали библейские школы, куда приходили за деньгами, выдаваемыми на уче­бу! Мы духовно развращали россиян, демонстрируя, что мы готовы их по­купать. Покупали квартиры, дома, устраивали детей российских функционе­ров в христианские колледжи Америки, давали взятки. Мы сознательно шли

на грехи, не осознавая, что скоро грядет расплата»

Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд «БЛАГОВЕСТ», 1999.С. 55-60. 143 Маргулис М. Мы сознательно шли на грехи// Новая газета. 1997. № 26.


8) Проникновение сатанизма144 через внедрение идей «Черной биб­лии» Антона Ла Вея и завоевание им душ россиян через, на первый взгляд, жизнеспособные, хотя и безнравственные и по существу анти­духовные заповеди, которые предлагают жизнь на земле, а не на том свете. Приведем их, чтобы не быть голословными:

«1. Сатана представляет поощрение, в противоположность воздержанию! 2. Сатана представляет живое существование, вместо духовных мечтаний! 3. Сатана представляет нескончаемую мудрость, вместо лицемерного самообмана! 4. Сатана представляет доброту к тем, кто того заслуживает; вместо любви растраченной на заискивания! 5. Сатана представляет мщение, вместо подставления другой щеки! 6. Сатана представляет ответственность перед ответственными, вместо заботы о психических вампирах! 7. Сатана представляет человека просто как некое животное, иногда лучше, а часто хуже четвероногих, которое благодаря "божественному духовному и интеллектуальному развитию" стало самым свирепым из всех! 8. Сатана представляет все так называемые грехи как поступки, ведущие к физическому, ментальному или эмоциональному удовлетворению. 9. Сатана - лучший друг церкви, поскольку обеспечивает ее работой все время ее существования»'45 Основные направления предупреждения религиозной преступности

можно представить следующим образом:

1) Создание оптимального механизма в обществе для разрешения по­литических противоречий путем отлаживания механизма поиска компромис­са между различными политическими силами, используя взаимодействие между различными властями - Государственной Думой и Советом Федера­ции, Президентом и его администрацией, Конституционным судом, судеб­ной системой, Правительством - исполнительной властью, средствами мас­совой информации. Подобное направление воздействия ликвидирует или сведет к минимуму основной источник возникновения оккультных, сатанин­ских, языческих и т.п. социально-опасных сект, конфликтного развития ре­лигии в обществе между различными мировыми конфессиями - социальная

144 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник/Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1. Белгород, 1997. - 272 с.


и политическая напряженность в обществе, которая создает необходимость поиска выхода политической энергии в религии. Только максимально поли­тически и социально дезорганизованное, напряженное общество является источником создания и воспроизводства самых античеловечных религий.

2) В Государственных социальных программах в разделе о благотвори­тельной деятельности должно быть указано, что всякое экономическое и со­циальное содействие деятельности официальных религиозных конфессий должно быть признано благотворительным, так как церковь отделена от го­сударства, а государство от церкви.

3) В налоговом и финансовом законодательстве следует ввести нормы, в которых признать любую экономическую, в том числе коммерческую, дея­тельность официальных конфессий как благотворительную и или вообще ос­вободить от налогов и сборов, или установить наиболее благоприятный ре­жим, так как подобная деятельность направлена в конечном счете на восста­новление церквей, разрушенных государством или на строительство новых, а, значит, на развитие духовной сферы общества, в чем должно быть заинте­ресовано любое прогрессивное государство.

4) Оказание содействия налаживанию экономических отношений меж­ду разными конфессиями, экономическое сотрудничество, что несомненно послужит как смягчению межконфессиональных конфликтных отношений и объединению разных церквей в борьбе с тоталитарными сектами, так и их экономическому укреплению, развитию.

5) Поскольку церковь отделена от государства, в учебных заведениях различных конфессий нужны разные факультеты, а не только богословские или теологические. В Российском православном университете им. Св. Иоан­на Богослова, например, есть юридический факультет, но нет экономическо­го, социологического, психологического. Любой церкви для обеспечения

LaVey, A. The satanik rituals. - New York, 1976. - 168p.;The Satanic Bible, by Anton


эффективной экономической деятельности нужны свои экономисты, финан­систы, бухгалтера, юристы, а для разрешения внутриконфессиональных и межконфессиональных конфликтов - свои социологи, психологи.

6) Различные официальные конфессии должны сотрудничать, а не про­тивоборствовать друг другу, так как у всех конфессий больше общего даже в их духовных, идеологических постулатах, чем, например, у оккультных, са­танинских, языческих сект, которые консолидируются в борьбе с официаль­ными конфессиями. Для этого необходимы общие межконфессиональные съезды, конференции, семинары с участием видных политиков, ученых, ре­лигиоведов и теологов.

7) Государство, общество должно быть заинтересовано в развитии ду­ховной сферы, ибо от этого зависит состояние нравственности народа, уро­вень преступности. Поэтому нужна эффективная система управления рели­гиозным или атеистическим воспитанием и образованием через систему го­сударственной политики, средства массовой информации. Во всех общеоб­разовательных школах необходимо ввести предмет «Религиоведение». Теле­визионные каналы, в первую очередь государственный, должны создать спе­циальные религиоведческие программы, причем, транслироваться они долж­ны в самое благоприятное время - в вечерние часы, когда большая часть на­селения собирается у телевизоров. Строить их надо увлекательно в виде ре­лигиозного шоу, привлекать к участию в них священнослужителей офици­альных конфессий, устраивать диспуты между представителями тоталитар­ных сект и священнослужителями. Религиоведческие колонки должны быть и в популярных газетах, журналах.

8) Охрана, регулирование, стимулирование развития религиозной сво­боды граждан государства через систему религиозного права, юридических норм. Для этого необходимо реализовать целую программу, в первую оче-

Szander LaVey, Avon Books, 1969.


редь выделить главу в УК РФ «Религиозные преступления». Внести все предложенные нами изменения в УК.

9) Деятельность системы уголовной юстиции в борьбе с религиозной
преступностью должна стать профессиональной, а для этого необходимо
создание специализированных органов уголовной юстиции для привлечения
к уголовной ответственности и осуждения социально-опасных сектантов,
преступников из числа священнослужителей официальных конфессий.

10) Организацией борьбы с иностранным вмешательством в духовную
сферу нашего общества должно заниматься специальное подразделение
ФСБ, которое в своей деятельности применяет самые разнообразные методы,
в том числе оперативные. В частности, необходимо внедрение агентов в то­
талитарные секты, в религиозные конфессии, создаваемые на нашей терри­
тории иностранными государствами. Данное подразделение должно быть
ориентировано и на пресечение религиозной преступной деятельности ино­
странцев, и на борьбу с транснациональной религиозной преступностью.

Теперь приступим к анализу результатов нашего исследования внут­ренних и внешних причин и условий религиозного преступного поведения. §2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

ПРОФИЛАКТИКИ Рассмотрим существующие в науке точки зрения по проблеме причин и условий преступного поведения с позиций проведенного нами исследова­ния религиозных преступлений. Для начала надо определиться с исходными понятиями «конкретное преступление», «преступное поведение», «преступ­ная деятельность» и другими, связанными с ними. Конкретное преступление

называют или преступным поведением, носителем которого является

146 Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии.-М: Юрид.лит., 1968.-176с; его же: Ге­незис преступления. М., 1998; Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в со­вершении преступления.- М.: Изд-во Академии МВД СССР, 1973.-71 с; Сахаров А.Б.


масса преступников, представляющее собой деятельность, т.е. систему отклоняющихся от социальных норм деяний (действий или бездействия), а потому объективно направленных к более их тяжкому проявлению, к боль­шему причинению вреда - к преступлению; или преступной деятельностью, что означает, что преступные деяния представляют собой определенную систему, носят устойчивый и преемственный характер; или деятельностью лиц, совершающих преступление, причем эта деятельность отличается рядом социальных отклонений, в том числе зарегистрированных и заверша­ется преступлением.

Как уже рассматривалось в предыдущем параграфе, одни авторы делят причины и условия преступлений на внутренние и внешние1, другие - на субъективные и объективные.

Деление на объективные и субъективные причины на индивидуальном уровне не всегда срабатывает. Так, если мотивация преступника - субъектив­ная причина, но она подчиняется объективным закономерностям, устанавли­ваемым криминальной психологией, то мотивация и субъективная, и объек­тивная причина, т.е. субъективно-объективная. Конкретная жизненная си­туация, как объективное стечение жизненных обстоятельств, субъективно воспринимаемых преступником является и объективной, и субъективной причиной, т.е. объективно-субъективной. Таким образом, более подходящим будет деление на внутренние, т.е. действующие внутри преступника, и внешние, т.е. функционирующие вне его и на него направленные. В этом де­лении тоже есть недостаток и его уже определили до нас - внутренние усло­вия как бы включают в себя внутренние причины, внешние причины - как бы

Причины и условия индивидуального преступного поведения. Лекция. М: МВШМ МВД

России, 1995.-30с.

1 Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины.

Преступник/Под.ред. В.Н.Кудрявцева, И.И.Карпеца, Б.В.Коробейникова-М.:Юрид.лит.,

1985.С.324-333.

148 Старков О.В. Введение в криминопенологию.- Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997.С.114-139.


содержат в себе внутренние условия и причины, а внешние условия охваты­вают собою все - и внешние причины, и внутренние условия, и внутренние

причины.

В литературе выделяются прежде всего две группы объективных усло­вий, которые или непосредственно способствуют совершению преступления, или содействуют наступлению преступных последствий. Ряд авторов назы­вают одну и ту же разновидность причины то субъективной, то внутренней, то непосредственной причиной либо конкретного преступления, либо пре­ступного поведения, либо деятельности лица, завершающейся преступлени­ем. Под этой причиной понимают или асоциальную и антисоциальную уста­новку150, или дефекты нормативного сознания151, или криминальную мотива­цию152. При этом конкретную жизненную ситуацию называют или опосредо­ванной причиной, или объективным условием, или поводом153.

Но здесь не указана действительно ведущая внутренняя причина, яв­ляющаяся источником религиозного преступления - это криминогенная ценностная ориентация религиозного преступника. Именно она ведет его к преступлению и содержит в себе все иные мотивирующие силы, подталки­вающие его: асоциальную и антисоциальную установку, дефекты правосоз­нания, криминогенную мотивацию, эмоции, потребности, интересы, мотивы, цели преступления. При этом не обязательно, чтобы все звенья криминаль­ной направленности преступника действовали одновременно или сменяли друг друга. Одни источники преступления, например, эмоции могут как бы

149См., например: Старков О.В. Введение в криминопенологию.- Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997.С.114-139.

150 Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР.- М.: Юрид.
лит., 1961.-279с.

151 Советское государство и право. 1966. №7. С.87-91.

152 Кузнецова Н.Ф. Классификация причин преступности в криминологии // Вопросы изу­
чения преступности и борьбы с нею. - М.: Всесоюзн. инст-т по изучению причин и разра­
ботке мер предупреждения преступности, 1975.- С. 51-63; и др.

шСм., например: Криминология/Ред.: В.К.Звирбуль, Н.Ф.Кузнецова, Г.М. Миньковский. -М.: Юрид. лит., 1979. С.61.


подминать под себя другие, затормаживая сферу осознания ценностей в цен­ностной ориентации, или вообще исключают их действие, например, анти­социальная установка.

Обстоятельства, содействующие реализации криминальной ценност­ной ориентации, входящие в индивидуальную сферу личности религиозного преступника - это все иные свойства, процессы и состояния как генетиче­ского, так и социально-психологического происхождения, могут быть на­званы внутренними условиями религиозного преступления. И для их уста­новления в принципе необходимо применять различные методы - от биоло­гических, генетических до психологических. Сюда могут быть отнесены воз­растные, половые, психические (психическое заболевание, невротические отклонения, иные), физиологические (тип темперамента, темп и ритм проте­кания физиологических процессов, «критические дни», климакс у женщин и т.п.) и иные особенности (характер, социально-психологические, личностно-психические, нравственно-психологические и прочие качества) религиозного преступника. Они могут и содействовать выпадению отдельных звеньев криминальной ценностной ориентации, затормаживанию их функциониро­вания или, наоборот, - усилению, ускорению. В этом и состоит их влияние на механизм преступного поведения именно как условий, а не причин, являю­щихся, в свою очередь, источниками преступления.

Жизненная ситуация154 не всегда может быть причиной религиозного преступления. Для этого она должна стать криминогенной, т.е. грозить раз­решиться преступлением, создавать опасность преступления в любой мо­мент. Только в таком случае она и может быть названа внешней причиной религиозного преступления. Типы криминогенных ситуаций, возникающих у религиозных преступников, разнообразны.

См., например: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968; Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М, 1973; и др.


Внешние условия, как бы сопровождающие совершение религиозных преступлений, являющиеся их необходимыми, а, значит, обязательными спутниками делятся в криминологической литературе, как уже указывалось их называют объективными, на непосредственно способствующие совер­шению преступлений и содействующие наступлению криминальных по­следствий.

Прежде чем перейти к анализу полученных результатов исследования о причинах и условиях религиозного преступления, необходимо сделать не­сколько предварительных замечаний по результатам того же исследования.

Из исследованных 327 членов религиозных объединений 109, т.е. 33,3 %, заявили о том, что они совершали преступления ради веры, причем, нака­заны были по закону всего 1,8 %, а наказаны Богом, по их мнению, 0,9 %. Таким образом получается, что религиозная преступность является ла­тентной на 98,2 %. И это подтверждается данными судебной статистики, исследованными в первом параграфе второй главы - малочисленность со­стояния зарегистрированной религиозной преступности. Кроме того, члены сатанинских сект, а именно они были исследованы, по меньшей мере, на одну треть преступники. Помимо этого, такая высокая латентность свиде­тельствует о том, что преступники, совершающие преступления ради веры, к тому же являющиеся сектантами, чрезвычайно опасны для общества и их трудно привлечь к уголовной ответственности, поэтому исследования рели­гиозных преступлений весьма актуальны. Об этом свидетельствует и их мне­ние об отношении к наказанию за преступление, приведенное в таблице 2.

Таблица 2. Отношение религиозных преступников к возможному наказанию за совершенное преступление

Отношение к наказанию Удельный вес в %
Надеюсь его избежать 53,2
Мне все равно 41,3
Наказание неотвратимо 5,5
Итого: 100,0

Тот факт, что сектанты-преступники указали на то, что они надеют­ся избежать наказания за совершенное преступление, причем более полови­ны преступников, подчеркивает, во-первых, их повышенную общественную опасность, во-вторых, что они недалеки от истины, ибо в течение довольно длительного времени им удавалось избежать наказания и, в-третьих, что необходима специализированная система правосудия, начиная от оператив­ной работы и кончая специальными религиозными судами, причем, их со­трудники требуют специализированной подготовки или переподготовки с обязательным изучением религиоведения, криминотеологии, судебного ре­лигиоведения, оперативно-розыскной деятельности в религиозных объеди­нениях и других специализированных предметов.

Кроме того, почти в половине случаев (41,3 %) они относятся безраз­лично к возможному наказанию, что свидетельствует и о том, что уже было сказано в предшествующих строках, а также о том, что этот показатель хо­рошо вяжется с данными о содержании криминогенной ценностной ориен­тации, когда 45,9 % религиозных преступников были равнодушны к жертве преступления, которое совершили. Поразительное совпадение даже в циф­рах, а не только в принципе может свидетельствовать в целом об образе жиз­ни этих лиц, их ценностной ориентации. Но прежде чем приступить к ее ана­лизу непосредственно, рассмотрим структуру преступности сектантов. При­чем, чисто религиозных составов в уголовно-правовом смысле здесь должно быть не так много.

Анализ структуры латентной преступности сектантов (таблица 3): 1) Первое место по степени распространенности занимает преступление, предусмотренное ст. 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения», которое религиозным по действующе-



Таблица 3. Структура латентной преступности сектантов
Преступления, совершенные ради веры (в статьях УК РФ) Количество преступлений Удельный вес в % от общего числа Место в структуре преступности
    38,5  
    34,9  
    10,1  
    10,1  
    9,2  
    8,3  
    7,3  
    7,3  
    6,4  
    6,4  
    5,5  
    2,8  
    1,8  
    1,8  
    1,8  
    0,9  
    0,9  
    0,9  
    0,9  
    0,9  
    0,9  
    0,9  
    0,9  
Итого:   159,4 -
2 человека - по человек - по 2

Примечание: 51 человек совершили по 1-му преступлению (29,0 %); 4 преступления (4,5 %); 5 человек - по 3 преступления (8,5 %), 51 преступления (58,0 %).


му уголовному законодательству является только, будучи квалифицирован­ным по мотиву религиозной ненависти или вражды (ст. 244 ч.2 п. «б»). Но то, что это преступление, как правило, религиозное, если оно совершается, т.е. за ним видны не только религиозные мотивы, но обязательная спе­цифическая окраска веры, подтверждает и судебная практика, и анализ ла­тентных преступлений, и опыт как дореволюционного российского законо­дательства, так и зарубежного. Во-вторых, это преступление, если и было первым в череде преступной деятельности сектанта, то оно, как правило, бы-


ло не последним, а открывало очередь новых, причем чаще всего более опасных. В-третьих, это преступление является специфическим для са­танинских и прикосновенных к ним (наприм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow