Комментарии к «философская нищета марксизма»

Впервые книга была издана в 1952 г. («Посев», Франкфурт-на-Майне) под псевдонимом «Б. Петров»; второе издание вышло в 1957 г., третье — в 1971 г. Во втором издании книга вышла под подлинной фамилией автора с указанием — в скобках — псевдонима; таким же образом оформлено и третье издание. В постсоветской России впервые издана в 1995 г. (Вышеславцев Б.П. Сочинения. М., «Раритет», 1995). Здесь печатается по тексту последнего, третьего издания, осуществленного «Посевом».

Рецензию Н.О. Лосского и предисловие С.А. Левицкого ко второму изданию см. в разделе «Приложения».

1* Имеется в виду работа И.В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (сентябрь 1938 г.), составляющая 2-й раздел IV главы «Истории Всероссийской Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс». Работа неоднократно переиздавалась как в составе «Краткого курса», так и отдельно; кроме того, вошла в состав 11 -го издания «Вопросы ленинизма» И. Сталина (ОГИЗ, 1939, с. 534-563). Б.П. Вышеславцев цитирует по тексту отдельного издания.

2* Мысль, которая неоднократно высказывалась различными представителями русской религиозно-идеалистической философии. Ср., например, мнение Г. Челпанова: «...Материализм строит свое миропонимание чрезвычайно просто. По этому учению, в мире существует только материя, и больше ничего. Такие понятия, как духовное, душа и т. д., должны быть просто упразднены из человеческой науки... Материализм, вследствие своей простоты и удобопонятности, всегда будет пользоваться признанием тех, которые вместо научно-философских данных будут руководствоваться обычными представлениями; он всегда будет оставаться философией не-философов... Всякий, кто хотел бы быть, напр., спиритуалистом, должен изучить очень трудные отделы философии, а для того чтобы быть материалистом, можно ничего не изучать, а достаточно знать, что в мире существуют только движение материальных частиц и что вся психическая жизнь сводится именно к этим движениям» (Челпанов Г. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М.-Пг., 1918, с. 15-17).

Приблизительно ту же мысль высказывал Н.А. Бердяев в статье «Философская истина и интеллигентская правда», когда писал о том, что «кружковой отсебятине г. Богданова всегда отдадут предпочтение перед замечательным и оригинальным русским философом Лопатиным. Философия Лопатина требует серьезной умственной работы, и из нее не вытекает никаких программных лозунгов, а к философии Богданова можно отнестись исключительно эмоционально, и она укладывается в пятикопеечную брошюру» (Вехи. Из глубины. М., 1991, с. 18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: