Изучение моделей одежды по «Журналам мод»

Порядковый номер записи Номер модели в журнале Страница журнала Автор модели Название модели Способ транс-формации перво-источни-ка Индекс
             

Для удобства записи была введена индексированная запись первой буквой слова, означающего способ трансформации русского народного костюма (Ф — форма, К — конструкция, Д — декор, М — мате риал, А — ассоциация, СН — способ ношения). Записи производились отдельно по каждому году. Указывался номер журнала и количество моделей в каждом журнале. Результаты систематизированы.

Анализ моделей, созданных на основе народного костюма, выявил различные творческие подходы художников к использованию народных мотивов в современном костюме.

Выделены модели, в которых исходным в творческой деятельности явились: форма, конструкция, декор, материал, способ ношения, ассоциация народного костюма.

Важным фактором при создании костюма являются ассоциативные представления. Они позволяют достичь разнообразия видимого образа, новизны решения. Ассоциация идей — это связь представлений, благодаря которым одно представление, появившееся в сознании, вызывает по сходству, сложности, смежности или противоположности другое.

При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. При этом национальные мотивы в наиболее интересных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Широко применяются отечественные ткани, создаваемые большим коллективом художников и других специалистов текстильной промышленности. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани-компаньоны, ткани с орнаментальными рисунками разных пропорций и цветовых сочетаний, ткани с печатными рисунками по народным мотивам, имитирующие натуральные ткани и представляющие собой самостоятельную группу. Последние ткани особенно широко применяются во многих видах утилитарной одежды. Разнообразны и штучные изделия (платки, косынки, шали, шарфы) с узорами народных мотивов ярких цветовых сочетаний, текстильно-галантерейные изделия промышленного производства (тесьма узорного переплетения, плетеное кружево, кружевное полотно и др.). Характерно стремление художников выявить по-новому декоративные возможности современных материалов, обыграть их природную, естественную структуру.

Принцип вариантности кроя и приемов декора — одно из основных средств воздействия повторением. Этот принцип интуитивно широко использован в создании народной одежды.

Рис. 209. Графики использования народных традиций (а), формы (б), конструкции (в), декора (г), материала (д) в практике современного моделирования

Художники предлагают не этнографический, а вполне современный костюм, используя простоту народного кроя — конструкции русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддевки. Отсюда ведут свое происхождение столь популярные низкие проймы, рубашечный рукав прямой или с ластовицей и т.д.

Часто современный костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных для народного костюма, например полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают художнику различный ассортимент изделий.

Одежда, выполненная по народным мотивам, отличается большим разнообразием отделки, для чего используются гладкокрашеные вставки тканей, вы шитые полосы, ленты, кружево.

Русский орнамент в любом изделии — это композиционное построение рисунка из многих элементов. Обилие различных орнаментальных узоров одновременно в одном изделии усиливает его нарядность и праздничность.

Композиционное расположение вышивки или другой отделки в одежде определяется своими традиция ми. Наиболее часто декор располагается на зрительно просматриваемых участках рукавов (особенно у линии плеча), у ворота, в области груди, вдоль швов, в большинстве случаев по низу модели.

Сочетание вышивки и ткачества с гладкокрашеными и набивными тканями с рисунком различного рас положения создает впечатление динамики в одежде.

Лучшими представляются такие решения в одежде, в которых художники обнаруживают наиболее бережное отношение к народному костюму. Прежде чем использовать, их тщательно изучают, стараясь войти в самую плоть структуры ткани или вышивки, цвета и колорита, осмыслить принцип кроя. Изучают и традиционные места расположения вышивки. На новой основе трансформируется принцип многослойности, декоративности и комбинирования тканей, столь характерный для народной одежды.

Художники Домов моделей, обращаясь к русскому народному костюму, отталкиваются от самых разных его традиций. В своих работах в одних случаях они используют конструкцию, характерный декор, фактуру ткани; в других случаях исходным в работе художников является принцип композиции народной одежды, а также ее художественный образ в целом. Очень сложно, порой даже невозможно выделить какой-то один путь обращения к традиции, так как главным является не подражание ей, а творческое ее использование, переосмысление и создание на этой основе совершенно новых современных образцов. В этом-то и состоит живое развитие традиций, когда они воспринимаются не как сухой набор технических приемов, застывших в статике.

В результате анализа моделей, представленных в журналах мод, выявлены случаи обращения к русскому народному костюму.

На основе исследований был построен график использования народных традиций в практике современного моделирования (рис. 209, а).

При анализе графика отмечается некоторая цикличность — после периодов увлечения фольклорным стилем наступают спады, периоды "усталости". При чем пики соответствуют крупным общественно-политическим событиям, юбилейным датам нашей страны (например, в 1957 г. были Всемирный фестиваль молодежи и студентов, народный фестиваль МОД).

Графики использования формы, конструкции, де кора, материала (рис. 209, б-д) по своему характеру идентичны основному (см. рис. 209, и), но имеют свою специфику.

Народный костюм, его конструкция, декор, цветовые сочетания широко были использованы в конце 40-х — начале 50-х гг. Но неправильный подход к источнику творчества привел к механическому перенесению в бытовой костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного костюма; в результате костюм нес большую декоративную нагрузку и напоминал фасад здания тех времен с излишними помпезностью и украшательством.

В середине 60-х гг. произошел своего рода пере ворот, и художники вновь обратились к непреходящим ценностям народного творчества. Это позволило советскому моделированию занять прочные позиции на международной арене. Так, в 1967 г. на I Московском международном фестивале мод советская коллекция пользовалась большим успехом.

Ни одна международная выставка советского костюма не обходится без моделей, разработанных по мотивам русской народной одежды. Это международные выставки в Канаде, Нидерландах, Италии, Японии, США, Франции, Германии, Великобритании и других странах.

В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял свое место в общем широком международном русле моды.

Проведенные исследования показали, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Изучение и творческая трансформация народного костюма способствуют развитию, обновлению и обогащению современного костюма. Поэтому требуется особенно тщательное изучение и знание народного костюма.

4.3. ТВОРЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕРВОИСТОЧНИКА ПРИ СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА

Возникновение замысла (идеи) произведения у художника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Работая над новой идеей, формой будущего произведения, художник обращается к различным источникам творческого процесса. Основным таким источником является сама жизнь, все ее проявления.

Народный национальный костюм — отнюдь не застывшая в своих формах неизменная категория. На род вырабатывал и сохранял для костюма формы, в наибольшей степени соответствовавшие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте. Например, ненцы, коми, эвенки и другие народы Крайнего Севера и Сибири носили и носят туникообразные одежды (малица, совик) из оленьего меха или ровдуги, формы, конструкции и материал которых находятся в тесной взаимосвязи с суровым климатом этих районов и охотничьим промыслом. Присутствие в грузинском женском национальном костюме вышивки шелком и металлической нитью, а также наличие металлических украшений обусловливается развитием различных ювелирных, металлообрабатывающих и других ремесел. Климатические условия, род занятий определили повсеместное распространение у русских, как и других славянских народов и их соседей, традиционной зим ней овчинной одежды, отличающейся среди людей разной национальности формой, длиной, конструктивным и композиционным решением, а также способом ношения. И такие примеры можно приводить бесконечно; они говорят о том, что виды и формы национальной одежды представляют собой не случайное, а вполне закономерное явление, обусловленное всей жизнью народа или нации.

В вопросе эстетического решения костюма народ исходил из красоты материала, формы и конструкции вещи. Так, народная одежда из холста или шерсти, сохраняя натуральный цвет волокон, являлась хорошим фоном для орнаментирования; верхняя одежда из сукна или овчины декорировалась в основном аппликациями из цветной кожи, сукна или нашивками из шерстяных шнуров, кистей и т.п. Одежда из тонких тканей украшалась, как правило, вышивкой, которая располагалась по линиям швов, краям, соединяя отдельные части в единое целое, подчеркивая красоту формы костюма и тела человека. Нарядную одежду изготовляли также из цветных узорных тканей.

Основной смысл и ценность народного костюма, его философия — в его демократичности, широко понятой функциональности, логике форм и конструкций, его рациональности и целесообразности. Народный костюм по праву является неиссякаемым источником, способствующим обогащению современного костюма.

Художник, занимающийся созданием современного костюма, в своей деятельности не должен копировать формы народного, исторического искусства или существующие в природе; он достигает выразительности и образности путем осмысления первоисточника средствами ассоциативного представления. В представлении предметы, явления, образы обладают не только наглядностью, конкретностью, свойственной восприятию; они являются в какой-то мере уже обобщенными, абстрагированными образами реальной действительности. При воспроизведении ранее виденного предмета наше представление отражает его не во всех деталях (как при восприятии), а лишь в наборе наиболее характерных, важных для данного предмета свойств и признаков. Второстепенные свойства и признаки, не имеющие существенно го значения и не несущие образной характеристики при создании новой формы предмета, опускаются, отбрасываются. Ассоциативное представление является важным фактором при создании костюма, оно позволяет достичь разнообразия видимого образа, достичь новизны решения.

Схема 6

Творческая трансформация первоисточника начинается со сбора материала. Это наиболее трудоемкая и важнейшая часть работы художника. Без первичного материала нельзя даже говорить ни о фантазии, ни об ассоциациях, ни о художественном образе. Следует подчеркнуть, что первоисточник нужно понимать, подходить к его изучению с уважением, ос мысленно. Выполняя копии, зарисовки, надо стремиться прочувствовать все богатство первоисточника — выявить пластику формы и закономерности ее развития, красоту пропорциональных отношений элементов друг к другу и к целой форме, разнообразие и богатство ритмов, характер цветового построения, фактурное разнообразие и определить важность все го этого в целостной композиции. Первоисточник для 60 художника — это то же, что мелодия, такт, мотив для композитора, который, по-своему аранжируя эту мелодию, ставя звуковые сочетания в новые тональности, добивается новой выразительности, нового содержания. Первоисточник может вдохновить художника на создание своих, чисто специфических решений, которые будут теми или иными качествами напоминать о первоисточнике.

Однако строя композицию на основе первоисточника, нельзя полностью использовать старую форму. Художник обязан создавать модели, в которых отражается современность, мода времени. Не копирование старого, а осмысление его богатства и создание новых, интересных предложений — такое требование предъявляется к художнику, который работает, на пример, по материалам исторического и народного костюма, архитектуры и классического искусства. Это постоянный поиск и вместе с тем неиссякаемый живительный источник, к которому обязан обращаться художник, чтобы его идеи всегда были согреты оптимизмом, гуманизмом, присутствующими в народном и классическом искусстве.

Рис. 210. Модели современной одежды из шубной овчины (автор – Ф.М. Пармон)

Понятно, что не каждый человек, создающий полезные вещи, способен находить точные и яркие по эмоциональной выразительности решения. Для этого недостаточно свободного владения материалом и технологией производства, конструктивной изобретательности, инженерного остроумия. Все эти качества сами по себе не могут родить художественный образ в архитектоническом искусстве. Необходимы талант, художественно-творческая одаренность, т.е. способность мыслить образами. В архитектоническом искусстве — это умение найти эмоционально-выразительную форму предмета, умение найти такие пропорции, очертания, ритмы, цветовые отношения, материал, фактуру, орнамент, расположение, которые в совокупности выражали бы определенное душевное состояние, настроение. Понятно, что подобное умение теснейшим образом связано с мастерством, но к одному мастерству оно все же не сводится. Основы его, как и всякого таланта, коренятся в природной одаренности человека, и мастерство способно лишь развить, отшлифовать талант, но не заменить его. Поэтому-то далеко не все предметы быта, костюма и т.п. оказываются произведениями искусства.

Рис. 211. Решения современных моделей на основе народного костюма

Особый интерес к народному костюму проявляется в настоящее время. При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом развития искусства, науки, промышленности, новых форм быта. Сегодня национальные мотивы в наиболее интересных современных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Черты национального своеобразия проявляются в моделях, выполненных из материалов, близких по структуре и орнаменту к домашнему (ручному), ткачеству или народным набойкам. Костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных для народного костюма, например полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают художнику различный ассортимент изделий. Так, русские народные рубахи, сарафаны, душегреи, казакины и т.п. используются для создания современных блуз, платьев, курток, полупальто и т.п. Прием декоративного решения народной одежды используется при проектировании современных трикотажных полотен и изделий из них. Неповторимое национальное своеобразие современным детским изделиям придает использование элементов народной вышивки; играют роль и другие приемы декорирования.

Не всегда народные традиции находят достойное преломление в современном костюме. Неудачи иногда преследуют отдельных художников при неправильном, поверхностном подходе к первоисточнику. Те же специалисты-новаторы, которые могут проникнуться глубоким образно-логическим содержанием русской народной одежды, обуви, создают необычное — новую моду. Так, находкой времени явилось возрождение в 50-х гг. художником В.И.Араловой русских сапог, в которых ходит сегодня весь мир.

Творческая трансформация первоисточника (схема 6), и в первую очередь народного костюма, путем ассоциативного представления способствует эмоционально-образному решению современного костюма как завершенного художественного ансамбля.

Первоисточник может подсказать также создание отдельных образцов логичных форм, оригинальных конструкций, интересных композиций, фактурных и орнаментальных решений материалов и трикотажных полотен, что в целом способствует обновлению и расширению ассортимента современных швейных, текстильных, трикотажных и других изделий легкой промышленности. Изучение и творческая трансформация народного искусства способствуют развитию, обновлению, обогащению современного костюма, созданию в нем своеобразного национального колорита.

Тема традиции и новаторства не новая, но вместе с тем постоянно актуальная как в любом виде искусства, так и в костюме. Например, вышивка как декор в современном костюме оправдывает себя в тех случаях, когда угаданы орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена идеальная чистота исполнения. В таких случаях народная вышивка, ее композиционное построение, техника исполнения, орнаментальные мотивы выступают в основном как интересные декоративные элементы, способные разнообразить и обогатить современное платье. Если говорить о глубоком художественном образном решении современного костюма, то задача здесь усложняется еще более. Требуется глубокое знание народного костюма, народной вышивки. Задача решения бытового модного костюма так же сложна, как и создание костюмов для хоровых и танцевальных коллективов, исполнителей народных танцев и песен. Дело в том, что костюм вместе с человеком должен создавать единый ансамбль глубокого идейно-художественного содержания.

Обязателен творческий подход к наслоению прошлого.

Создавая современные произведения, нельзя ограничиваться простой компиляцией, механическим соединением народных мотивов. Идя этим путем, художник рискует выхолостить всю неповторимую прелесть, живую образность и целостность народно го искусства. Богатое наследие — народный костюм — достойно находит отражение в формировании современного костюма.

На рис. 210 представлены модели современной одежды из шубной овчины, созданные автором на основе традиционной русской овчинной одежды. Разработка этих моделей в условиях промышленных предприятий положила в 60-х гг. начало связи художников с промышленностью в художественном проектировании одежды из традиционного для нашей страны материала.

В процессе обучения будущих проектировщиков одежды, обуви, дополнений к костюму происходит процесс приобщения молодежи к искусству народно го костюма. Студенты в процессе выполнения заданий по композиции костюма (одежды, обуви) также учатся творчески трансформировать первоисточник при разработке моделей современных изделий. Идет разнообразный поиск решения современного костюма на основе народного. При этом вырабатывается творческий почерк, достигается разнообразие решений творческого замысла (рис. 211).

4.4. РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ

Анализ моделей, созданных по народным мотивам, которые были опубликованы в журналах мод с 1950 г. по 1984 г., показал, что художники в своей творческой деятельности обращались к формам, конструкции, декору, композиции (в том числе цвету и фактуре) и способам ношения или в целом к образно-ассоциативному представлению о первоисточнике. Определенная же ограниченность обращения художников к русскому народному костюму оправдывается отсутствием систематизированного исследования и доступности к этому источнику творчества.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится и к созданию костюма — бытового и сценического.

Современный специалист не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием национальной культуры.

Исследование элементов народного костюма, произведенный обмер и анализ кроя музейных экспонатов, реставрация конструкции, построение разверток поверхности элементов костюма впервые вскрыли конструктивное многообразие русского народного костюма, выявили простоту, элементарность, логичность и разумный подход к использованию материала в народном костюме. Это должно подсказать современному художнику-конструктору путь от простой конструкции, запрограммированной на трикотажной машине или ткацком станке, а также заложенной в форму одежды и обуви, к выразительности и помочь ему достигнуть при этом красоты и предельной функциональности костюма.

Системное изучение и анализ народного костюма позволяют художнику-конструктору осмысленно трансформировать первоисточник, находить вырази тельные, завершенные, образные художественные решения — логичные формы, оригинальные конструкции, необычные композиции, фактурные и орнаментальные многообразия, что в целом способствует развитию, обновлению и обогащению современного костюма.

Рекомендуется широко создавать модели, форма которых образуется простыми технологическими средствами — драпированием полотнищ сборками, складками, защипами и т.п., развивая, таким образом, ассортимент женского и детского платья на основе традиционных крестьянских рубах, сарафанов, передников.

Тонально-ритмическое построение цвето-орнаментальных композиций русского народного костюма (вышивка, ткачество и другие приемы декорирования) является ценным материалом, первоисточником создания трикотажных, ткацких, набивных, вышитых современных орнаментальных композиций или полностью орнаментированных полотнищ.

Бесконечное богатство идей (в плане ассортимента, форм, композиционно-конструктивного и декоративного решения спортивных и спортивного типа курток, блуз и других изделий) содержат такие элементы русского народного костюма, как рубахи (мужские и женские) и различная верхняя одежда.

Свойственные русскому народному костюму сочетания мужских рубах с портами, женских рубах с сарафанами, а также с верхней одеждой подскажут художникам идеи образного решения современного костюма в комплектах.

Обеспеченность населения разнообразной одеждой зависит от правильности выбора материалов, от оригинальности конструкций, соответствующих назначению одежды, сезону и возрастным особенностям человека. В этом отношении шубная овчина издавна является превосходным материалом, сочетающим в себе одновременно полный пакет для зимней одежды: кожевая ткань является лицевой стороной одежды, а волосяной покров — одновременно и подкладкой, и утеплителем. Изделия из такого материала в силу климатических условий России имеют исключительную важность. В настоящее время одежда из шубной овчины широко вошла в обиход не только в нашей стране, но и за рубежом. Современная одежда из шубной овчины удивительным образом отражает принципы создания народной одежды, в частности стремление выявить природные достоинства материала, естественное богатство фактур, их сочетание (мех и кожа).

Формообразование народной овчинной одежды представляет исключительную ценность для специалистов, проектирующих современную одежду: оно может определить пути дальнейшего проектирования одежды исходя из функций, материала, его пластических и декоративных свойств и т.п.

Что касается решения в ансамбле, то и сегодня полушубок прекрасно сочетается с традиционными головными уборами: шапками-ушанками, павловскими платками и т.п. Однако принципы оформления народной одежды полностью использовать невозможно, как невозможно полностью заимствовать народную одежду. Художник-конструктор, создающий современную одежду, в своей деятельности не копирует формы народного костюма, а достигает выразительности и образности осмыслением первоисточника средствами ассоциативного представления.

Автор, разумеется, не призывает к возрождению в современном производстве и быту плетеной обуви из древесной коры (лапти, туфли, сапоги), но принципы композиционного и конструктивного построения форм русской плетеной обуви — создание ажурного (плетеного) орнамента, разнообразие решений такой обуви, сочетание различных способов плетения и т.п. — могут помочь дизайнеру найти оригинальные решения современной обуви.

Заслуживают внимания способы ношения русской народной плетеной и кожаной обуви в сочетании с вязаными чулками и шнурками, которые могут служить основой для разработки новых моделей молодежной и детской обуви.

Формы, конструктивные, технологические и декоративные решения народной обуви (сапоги, туфли) из кожи или кожи в сочетании с другими материалами (например, с трикотажем) являются богатым материалом для творческих поисков и находок при создании самого разнообразного ассортимента обуви.

В решении вопроса обеспечения населения страны удобной и красивой обувью важную роль играет правильный выбор материалов. Потребность в теплой зимней обуви на территории нашей страны сделала валяную обувь незаменимой, традиционной. Актуальность производства валяной обуви сегодня не вызывает, пожалуй, ни у кого сомнений. Нами предложена помощь Московскому валяльно-войлочному объединению в плане обновления и развития ассортимента валяльно-войлочной обуви (Обновление и развитие ассортимента валяной обуви/Ф.М.Пармон, О.В.Бусоргина, В.В.Катаева и др.//Текстил. пром.-сть. 1989. № 4. С. 26-27.). Сохраняя по-прежнему естественные цвета природного материала, предложено такую обувь (особенно детскую) изготовлять также хроматических цветов. Даже ориентируясь на обычную форму валенка, путем сочетания основного материала с кожей, текстилем (сукном, влагоустойчивыми тканями и др.), органично соединив в формах утилитарное (эксплуатационное) начало с декоративным, можно открыть безграничные возможности решения как в композиционном плане, так и в плане ассортимента.

Основой современного художественного проектирования, в том числе формообразования предметной среды, является создание предметов потребления многофункционального использования. Упорядочение предметного мира подразумевает одновременно проектирование только самого необходимого, полезного и целесообразного. По такому принципу должен строиться и гардероб костюма современного человека. Принцип минимального при этом подразумевает максимальные возможности гардероба. Достичь такого можно, создавая трансформируемые формы, которые обеспечивают вариабельность и вместе с тем разнообразие композиций.

Транспортируемость форм особенно уместна и оправдывает себя в молодежной одежде спортивного типа, например куртках с отстегивающимися-пристегивающимися рукавами, воротниками-капюшонами, кокетками, карманами, клапанами и другими деталями.

Важно подчеркнуть, что и в этом плане разнообразие идей можно обнаружить в русском народном костюме. Элементы трансформируемое™ форм имели место также в традиционной русской народной обуви. Дизайн народного костюма, в том числе обуви, обеспечивал широкий диапазон способов ношения, вариаций внутри формы, создавал тем самым разнообразие композиций костюма.

Интересные образцы народной обуви хранятся в фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника: это напоминающие своей конструкцией "лодочку" кожаные туфли, которые при ношении дополнялись вязаными шерстяными чулками, а также сапоги-вязанки, союзки у которых кожаные, а голенища — из гладкого или узорного трикотажа ручной вязки. Голенища трансформируются по длине, форме, способу ношения. Воспринимается такая обувь вполне современно и представляет собой оригинальный образец и в плане ассортимента обуви, и в плане композиционно-конструктивном.

Один из путей существенного улучшения качества обуви, повышения ее эстетического уровня — это использование для производства обуви как традиционных, так и новых материалов самых разнообразных цветов и фактур. Большие возможности, кроме того, содержит орнаментирование обуви, декор в целом. Ошибочно считать, что у декора единственной функцией является украшение формы (одежды, обуви и т.п.). Декорируя определенный участок предмета, художник стремится выделить его, ввести акцент, что бы таким образом сконцентрировать внимание на этом участке. Декор, орнамент являются вспомогательными средствами архитектоники, цель которых развить, обогатить, разнообразить художественно-образный смысл произведения искусства.

Присутствие декора в композиции костюма правомочно лишь тогда, когда декоративные элементы не наносят ущерба форме, а напротив, сохраняя характер структуры, обогащают форму приятным для восприятия добавлением. Наличие декора, особенно его обилие, допустимо только при условии строгой упорядоченности. Современные представления о красоте не исключают возможности присутствия декора также в композиции обуви.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует всегда принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода — явление интернациональное; поэтому было бы неправильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.

Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве — путь развития и обновления сов ременного костюма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алпатов М.В. Сокровища русского искусства XI — XVI вв. Л., 1970.

Алпатов М.В. Социальное значение костюма//Швейн. пром-сть. 1931. №9. С. 10-13.

Альбом рисунков русских и славянских народов. Вып. 1-2. Спб., 1884.

Архангельский сборник или материал для подробного описания Архангельской губернии. Ч. 1, кн. 1. Архангельск, 1863.

Арциховский А.В. Одежда//В кн.: История культуры Древней Руси. Т. 1. М.-Л., 1948. С. 234-262.

Арциховский А.В. Русская одежда X — XIII вв.//Доклады и сообщения исторического факультета МГУ. Вып. 3. М., 1945. С. 3-9.

Белицер В.Н.. Методологические указания по сбору народной одежды//Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. Вып. XVIII. М., 1953. С. 81-90.

Билибин И.Я. Русские одежды XVI — XVII вв.//Старые годы, 1909. Июль. С. 440.

Богданов В.В. Из истории женского южновеликорусского костюма// Этнографическое обозрение. М. Кн. 101-102, 1914. № 1-2. С. 127-154.

Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Русские коллекции в этнографическом музее Казанского университета//Советская этнография. 1958. № 5. С. 103— 112.

Вахрос И.С. Наименование обуви в русском языке: Дис.... докт. филос. наук. Хельсинки, 1960.

Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: Юбилейное издание. Т. 1-6. М., 1911.

Верещагин В.А. Памяти прошлого: Статьи и заметки. Спб., 1914.

Вершинский А.Н. Материалы по истории древнерусских одежд: Старинные наряды и головные уборы Тверской губернии. Старица, 1913.

Висковатов А.В. Описание одежд и вооружений: Историческое описание одежд и вооружений Российских войск с рисунками. Т. 1-4. Спб., 1841-1899.

Волков Н. Описание Можайского уезда//Московские губернские ведомости. 1852. № 33.

Вольтер Э.А. К вопросу о "саянах": Из истории литовско-русского костюма//Известия отделения русского языка и словесности Российской академии наук. Т. XXII. Кн. 1, 1917.

Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР.// Советская этнография. 1933. № 3-4. С. 119-135.

Ганцкая О.А. Материальная культура русского населения северо-западных областей России в XIX — начале XX В.//ИЭ АН СССР. Вып. XXII. М., 1958. С. 36-53.

Георги И.П. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. Ч.I-IV. Спб., 1799.

Герберштейн С. Записки о московитских делах/Введение, перевод и прим. А.И. Малеина. Спб., 1908.

Гиляровская Н.В. Русский исторический костюм для сцены. Киевская и Московская Русь. М.-Л., 1945. —

Головацкий Я.Ф. О костюмах или народном убранстве русинов или русских в Галичине и северо-восточной Венгрии. Спб., 1868.

Горелик М.В. Ближневосточная миниатюра XII — XIII вв. как этнографический источник (опыт изучения мужского костюма)//Советская этнография. 1972. № 2. С. 37-50.

Горностаев В.В. Заметки о женских головных уборах//Известия императорского археологического общества. Т. 4. Вып. 3. Спб., 1861.

Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве//Тр. ГИМ. Вып. 1. М., 1926.

Гринкова Н.П. Височные украшения в русском народном женском костюме//Сб. МАЭ. Т. XVI. 1955. С. 24-40.

Гринкова Н.П. Одежда "трудовлян" Ржевского уезда//Этнография. №1-2. М.-Л., 1928. С. 88.

Гринкова Н.П. Однодворческая одежда Коротоякского уезда Воронежской губернии//Изв. Ленинградского Государственного педагогического института им. А.Н. Герцена. Вып. I. Л., 1928. С. 128-174.

Гринкова Н.П. Очерки по истории развития русской одежды //Советская этнография. 1935. № 1-2. С. 66-94.

Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР//С6. МАЭ. Т. XXI. М.-Л., 1949. С. 5-42.

Даркевич В.П., Монгайт А.Д. Клад из Старой Рязани. М., 1978.

Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу. М., 1986.

Елонская Е.Н. Женский костюм в пригородных деревнях г. Козельска// Этнографическое обозрение. Кн.XXVIII. 1908. №3. С. 99-101.

Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. I, гл. 3. Одежда и обувь//Тр. этнографического отделения императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Кн. V. Вып. 1. М., 1877.

Жегалова С.К. К вопросу о расслоении промышленного крестьянства во второй половине XIX — начале XX в.//Тр. ГИМ. Вып. XXIII. М., 1953.

Забелин И.Е. Домашний быт русского народа. Т. 1. Домашний быт русских царей. М., 1862; Т. 2. Домашний быт русских цариц. М., 1869.

Званцев М.П. Жилище и костюмы Чернухинского района (Арзамасский уезд Нижегородской губернии)// В кн.: Культура и быт населения Центрально-промышленной области. М., 1929. С. 114-119.

Зеленин Д.К. Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России 1700-1910 гг. Спб., 1913.

Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян. Прага, 1926-1927.

Зеленин Д.К. Из быта и поэзии крестьян Новгородской области// Живая старина. Вып. 1-2. СПб., 1905.

Зыбин Ю.П. Древнерусская обувь XII — XVI вв. (Сообщ. 1)//Изв. вузов. Технология легк. пром-сти. Киев, 1958. № 4. С. 36-44.

Зыбин Ю.П. Древнерусская обувь XII — XVI вв. (Сообщ. 2)//Изв. вузов. Технология легк. пром-сти. Киев, 1958. №6. С. 33-36.

Иваненко Н.П. Этнографические материалы Орловской губернии//Живая старина. Вып. 4. 1910.

Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии//Сб. сведений для изучения быта крестьянского населения России. Вып. 2. М., 1890.

Изюмова С.А. К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого//Новгородская археологическая экспедиция: Сб. науч. тр. Т. 2. Л., 1959.

Иков П. Костюмы различных народов. Тетр. 1-5. Спб., 1851.

История культуры Древней Руси. М.-Л., 1951.

Кноблок Б. Разве это народный костюм//Известия. 1959.19 нояб.

Кондаков Н.П. Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. Спб., 1906.

Кондаков Н.П. История и памятники византийской эмали/Собр. А.В. Звенигородского. Спб., 1892.

Кондаков Н.П. О фресках лестницы Киево-Софийского собора/73ап. русского археологического общества. Спб., 1888.

Кондаков н.п. Русские клады. Т. 1. Спб., 1896.

Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI — XVII вв. СПб., 1860.

Кудь Л.Н. Костюм и украшения древнерусской женщины//Сб. Археологического музея высших женских курсов в Киеве/Под ред. В.Е. Данилевича. Вып. 2. Киев, 1914. С. 3-71.

Куфтин Б.А. Задачи, методы и достижения в изучении костюма Центрально-промышленной области//Вопросы этнологии Центрально-промышленной области. М., 1927. С. 33-38.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1971.

Ламанова Н.П. Доклад на Первой Всероссийской конференции по художественной промышленности//Первая Всероссийская конференция по художественной промышленности. 1920. С. 37-38.

Латышева Г.П. Москвичи в далеком прошлом//Наука и жизнь. 1965. № 10. С. 90-94.

Лебедева Н.И. Вопросы этнологического изучения южных уездов Рязанской и Тульской губерний (бассейн Дона): Культура и быт населения Центрально-промышленной области. М., 1929. С. 109-113.

Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX — начала ХХ в.//Советская этнография. 1956. №4. С. 18-31.

Лебедева Н.И. Материалы по изучению Орловского края. Вып. 1. Орел, 1927.

Лебедева Н.И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии. Рязань, 1929.

Лебедева Н.И. Материальная культура сельского населения южновеликорусских областей (XIX — начала XX в.). Одежда// В сб.: Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. Т. LVII. М., 1960.

Лебедева Н.И. Одежда русского сельского населения Западных областей//Труды ИЭ АН СССР. Т. VII. М., 1960.

Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян//Восточнославянский этнографический сбор ник. М., 1956.

Лебедева Н.И. Этнографическая характеристика отдельных групп русского населения Орловской, Курской и Липецкой обл.//Труды ИЭ АН СССР. Т. LVII. Новая серия. М., 1960.

Левашова В.П. Венчики женского головного убора из курганов X —XII вв.//В кн.: Славяне и Русь. М., 1968.

Левашова В.П. Височные кольца// В кн.: Очерки по истории Русской древности X — XIII вв. М., 1967.

Левашова В.П. Об одежде сельского населения Древней Руси//Тр. ГИМ. Выл. 40. М., 1966.

Левашова В.П. Обработка кожи, меха и других видов естественного сырья //В кн.: Очерки по истории русской деревни X — XIII вв. М., 1959.

Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI — XVII вв.//В кн.: Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954. С. 307-386.

Лисим С. Старинная русская одежда: Русское искусство/ Сост. Лукомский. 1917.

Львовский Л. Как одевается и одевалась Русь//Живописная Россия. СПб., 1903. № 117.

Макарова Н.С. Народные традиции в современной одежде//Декоративное искусство СССР. 1957. Юбилейный номер. С. 63.

Малинина М.Д. Быт русской Мещеры. Рязань, 1928.

Малинина М.Д. Вопросы изучения материальной культуры северной части Рязанской губернии (Мещеры): Культура и быт населения Центрально-промышленной области. М., 1929. С. 120-126.

Маслова Г.С. Выставка "Русская народная одежда"//Краткие сообщения ИЭ АН СССР. Вып. 1. 1946. С. 124.

Маслова Г.С. Изменения традиционного рязанского народного костюма за годы Советской власти//Советская этнография. 1966. № 5. С. 102 — 117.

Маслова Г.С. Историко-культурные связи русских и украинцев по данным народного костюма//Советская этнография. 1954. № 2.

Маслова Г.С. Об особенностях народного костюма населения Верхнедвинского бассейна в XIX — XX вв.// В кн.: Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. С. 66-86.

Маслова Г.С. Одежда//Народы европейской части СССР. Т. 1. Серия "Народы мира". М., 1964.

Маслова Г.С. Опыт составления карт распространения русской на родной одежды//Краткие сообщения ИЭ АН СССР. Вып. 22, 1955. С. 12-20.

Маслова Г.С. Старинная одежда и гончарное производство Каргопольщины//Этнографический сборник. Вып. VI. М.-Л., 1949.

Маслова Г.С. Узорное тканье на Русском Севере//ИЭ АН СССР. Краткие сообщения. Вып. 11.1950.

Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном. Т. III. СПб., 1902.

Материалы и исследования по этнографии русского населения европейской части СССР//Труды ИЭ АН СССР. Т. VII. Новая серия, м., 1960.

Мейерберг А. Виды и бытовые картины России XVII в./Рисунки Дрезденского альбома. Спб., 1903.

Мейерберг А. Рисунки к путешествию по России римско-императорского посланника барона Мейерберга в 1661-1662 гг. СПб., 1827.

Мерцалова М.М. Поэзия народного костюма. М., 1988.

Могилянский Н. Поездка в Центральную Россию для собирания этнографических коллекций//Материалы по этнографии России. Т. 1. Спб., 1910.

Молотова Л.Н. Головные уборы Русского Севера//Обзор фондов ГМЭ. Советская этнография. 1970. № 3. С. 120-124.

Молотова Л.Н. Об одной группе вологодских головных уборов//Сб. тр. НИИХП. Вып. 5. М., 1972. С. 286-294.

Молотова Л.Н. Русские кокошники — памятники народного искусства// В кн.: Эрмитаж. Т. 15. Л., 1974. С. 177-186.

Московский публичный музей Этнографическое отделение //Путеводитель по Дашковскому этнографическому музею. М., 1889.

Надеждин Н. История русской одежды//Живописная Россия. № 54. СПб., 1902.

Народы России. Живописный альбом. Вып. 1-8. СПб., 1878-1879.

Народы России/ Составил, описал и рисовал А. Эйсснер. Пг., 1915.

Небольсин П.И. Заметки на пути из Петербурга в Барнаул. Спб., 1850.

Некрасов А.И. Древнейшая русская гравюра. М., 1924.

Неструев А.Е. Дамские моды в Петербурге сто лет назад//В кн.: Русская старина. Т. 7. Спб., 1873.

Нечаев А.Н. Костюмы Тульского округа в районе рек Непрядва и Дон// Тульский край. 1929. № 2. С. 47-49.

Обновление и развитие ассортимента валяной обуви/Ф.М. Пармон, О.В. Бусоргина, В.В. Катаева и др.// Текстил. пром-сть. 1989. № 4. С. 26-27.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно/Введ., пер., примеч. и указ. A.M. Ловягина. Спб., 1906.

Оленин А.Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян во время Траяна и русских до нашествия татар. Спб., 1832.

Открываемая Россия или собрание одежд всех народов, в Российской империи обретающихся. Спб., 1774.

Оятева Е.И. Кожаная обувь из средневековых городов Польши (крат кий обзор публикаций)//Археологический сборник. Вып. 12. Л., 1970. С. 112-118.

Оятева Е.И. К методике изучения древней кожаной обуви//Археологический сборник. Вып. 1S. Л., 1973. С. 105-111.

Оятева Е.И. Систематизация древ ней кожаной обуви//Археологический сборник. Вып. 21. Л., 1980. С. 85-90.

Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Спб., 1788.

Памятники литературы Древней Руси XI — XV вв.: Кн. 1-5. Сост. и ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М., 1978-1982.

Пармон Ф.М., Вадеева М.О. Художественное моделирование промышленных образцов. М., 1986.

Пармон Ф.М. Декор в композиции обуви//Сб. науч. тр. МТИЛП. М., 1988.

Пармон Ф.М., Жигалова Е.Л. Традиционная русская обувь: материал — форма — конструкция //Сб. науч. тр. МТИЛП.М.,1983.

Пармон Ф.М. Информационная архитектоника русского народного костюма как система коммуникации//Сб. науч. тр. МТИЛП. М., 1985.

Пармон Ф.М. Исследование формирования элементов русской народной обуви и одежды//Кожев.-обув, пром-сть. 1988. №4. С. 25.

Пармон Ф.М. Качество продукции и квалификация художника-дизайнера//Текстил. пром-сть. 1989. №6. С. 22-24.

Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 1985.

Пармон Ф.М.Искусство русского народного костюма (методика анализа, классификации в аспекте проектирования современного костюма): Автореф. дис.... д-ра искусств. М., 1991.

Пармон Ф.М. Народная (национальная) обувь – творческий первоисточник для модельера в современных условиях. М., 1988.

Пармон Ф.М. Народная одежда из овчины у славян и их соседей и возможности использования некоторых ее элементов в современной одежде//Советская этнография. 1971. № 2. С. 99-113.

Пармон Ф.М. О красоте костюма// Юный художник. 1988. № 10. С. 40-42.

Пармон Ф.М. Принцип построения картотеки (банка данных) подлинников русского народного костюма// Сб. науч. тр. МТИЛП. М., 1988.

Пармон Ф.М. Проектирование и изготовление изделий из шубной овчины. М., 1989.

Пармон Ф.М. Русский народный костюм и современная мода//Юный художник. 1984. № 11. С. 18-20.

Пармон Ф.М. Русский народный костюм — национальное достояние и творческий первоисточник для создателей мировой моды//XIV Международный конгресс специалистов меховой промышленности. Сб. тезисов и докладов. М. — Алма-Ата, 1990.

Пармон Ф.М. Русский полушубок // Советский Союз. 1970. № 11. С. 30.

Пармон Ф.М., Соловей Н.В., Кибиткина Т.А. Пластическое и композиционное своеобразие рязанского народного костюма//Сб. науч. тр. МТИЛП. М., 1979.

Пармон Ф.М. Творческая трансформация первоисточника через ассоциативные представления при создании современного костюма//Сб. науч. тр. МТИЛП. М., 1979.

Пармон Ф.М. Художественное проектирование одежды из шубной овчины в условиях промышленного производства: Автореф. дис.... канд. техн. наук. М., 1971.

Пармон Ф.М. Художник и народное искусство. Эволюция "тунгусского фрака" //Декоративное искусство СССР. 1970. №5. С. 24-29.

Пармон Ф.М. Элементы информационной базы композиционно-конструктивных достоинств народного костюма в САПР одежды //Сб. науч. тр. МТИЛП. М., 1988.

Пармон Ф.М. Эстетика и разнообразие форм костюма с элементарной конструкцией //Сб. науч. тр. МТИЛП. М., 1982.

Пармон Ф.М. Эстетика форм и конструкций костюма (в историческом аспекте). М., 1981.

Поликарпов Ф.Г. Женская крестьянская одежда в с. Истобном Нижнедевицкого уезда//Тр. Воронежской ученой архивной комиссии. Вып. IV. Воронеж. 1908.

Попов В.А. Описание Кокшеньги (Тотемского уезда). Вологда, 1857.

Пошман А.П. Описание Архангельской губернии. 1802. т. I-II. Архангельск, 1873.

Прохоров В.А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной: Кн. 1-4. Спб., 1881 — 1885.

Рабинович М.Г. О древней Москве. М., 1964.

Работнова И.П. Декоративное решение русской женской народной одежды XIX — начала XX в.: Автореф. дис.... канд. искусствовед. М., 1956.

Работнова И.П. Женская одежда Ново-Деревеньковского района Орловской губернии//Сб. НИИХП. Вып. 1.М., 1962. С. 79-85.

Работнова И.П. Русская народная одежда. М., 1964.

Работнова И.П., Яковлева ВЛ. Русская народная вышивка. М., 1957.

Рикман Э.А. Изображение бытовых предметов на рельефах Дмитриевского собора во Владимире//В кн.: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. Вып. 47. М., 1952. С. 24-40.

Русская женщина в гравюрах и литографиях: Выставка портретов. Спб., 1911.

Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И.И. Толстым и Н.П. Кондаковым//В кн.: Древности скифо-сарматские. Вып. 2. Спб., 1889.

Русский костюм//Столица и усадьба. 1915. №43. С. 8-9.

Русские народы/Текст под ред. проф. Н.Ю. Зографа. Рис. Л.Л. Белянкина. Вып. 1-3. М., 1894.

Русское декоративное искусство от древнейшего периода до XVIII в./ Под ред. А.И. Леонова. Т. 3. М., 1962.

Рыбаков Б.А. Древние руссы//Советская археология. Т. XVIII. М., 1953.

Рыбаков Б.А. Искусство древних славян//История русского искусства. Т. 1.М., 1953.

Сабурова М.А. Женский головной убор у славян (по материалам Вологодской экспедиции)//Советская археология. 1974. №2.

Сабурова М.А. О времени появления одной из групп корун на Руси (К вопросу о путях сложения русского традиционного головного убора)//В кн.: Древняя Русь и славяне. М., 1978.

Сабурова М.А. Стоячие воротники и "ожерелья" в древнерусской одежде//В кн.: Средневековая Русь. М., 1976.

Саченков И. Старое и новое в народном убранстве и одежде//Живая старина. Вып. 1, 1890. С. 103-114.

Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.

Святский Д.О. Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний//Живая старина. Вып. 1-2. СПб., 1910.

Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода X — XV вв.//Новгородская археологическая экспедиция: Сб. науч. тр. Т. 2. М., 1959.

Середонин С.М. Сочинение Джильса Флетчера "Of the Russe common wealth" как исторический источник. Спб., 1891.

Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев XVII — XVIII вв. Горький, 1971.

Соболевский А.И. Из истории русской моды //Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Т. 1. Симферополь, 1927.

Собрание предметов русской старины Натальи Леонидовны Шабельской. М., 1891.

Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. Отд. I—VI. М., 1849-1853.

Солнцев Ф.Г. Рисунки рязанских русских древностей, найденных в 1822 г. близ села Старая Рязань. М., 1822.

Срезневский И.И. Древние изображения святых князей Бориса и Глеба: Описание изображений и исследование о древней русской одежде. Спб., 1863.

Стрекалов С.С. Русские исторические одежды от X до XIII вв./Составлены и рисованы С.С. Стрекаловым; Введ. Н.И. Костомарова. Вып. 1. Спб., 1877.

Стасов В.В. Заметки о древнерусской одежде и вооружении//В кн.: Стасов В.В. Собр. соч. Т. 2. Спб., 1894. С. 572-596.

Стасов В.В. Заметки о женских головных уборах Тамбовской и Калужской губерний/Рис. П.И.Севастьянова и И.И. Горностаева: Собр. соч. В.В.Стасова. Т. II. Спб., 1847-1886. С. 118-120.

Стасов В.В. русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево. Вып. 1. Спб., 1872.

Сумароков И.П. Прогулка по 12 губерниям с историческими и статистическими знаниями в 1839 г. Спб., 1839.

Сысоева Н.И. Узорное ткачество в поневах северных районов Рязанской области//Сб. тр. НИИХП. Вып. 2. М., 1963. С. 154-162.

Тазихина Л.В. Русский сарафан (по коллекциям сарафанов ГМЭ)// Краткие сообщения ИЭ АН СССР. Т. 22. 1955 С. 21-35.

Темерин СМ. Национальные традиции и современный костюм//Журнал мод, 1954. №2. С. 1.

Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. I. Одежда. Спб., 1848. С. 311-387.

Типы народов России в их национальных костюмах. 15 л. литогр. таблиц в краск. М. — Спб., 1887//В кн.: Прил. к еженед. худ.-лит. журн. "Россия", 1887.

Токарев С.А. О культурной общности восточнославянских народов//Советская этнография. 1954. № 2.

Толочко П.П. Про принадлежнiсть i функцiональное призначенне дiадем i барм в древiй Pyci//B кн.: Археологiя. Т. 15. Киiв, 1963. С. 145-164.

Узоры старинного шитья в России/ Собранные и изданные княжною С.Н. Шаховскою; Предисл. Ф.И. Буслаева. Вып. 1-2. М., 1885.

Успенский М.И. Старообрядческое сочинение XVIII столетия об одежде. Спб., 1905.

Шереметьева М.Е. Женская одежда в бывшем Перемышльском уезде Калужской губернии. Калуга, 1926.

Шереметьева М.Е. Женский костюм в районе "Монастырщина" бывшего Перемышльского уезда Калужской губернии//Культура и быт населения центрально-промышленной области. М., 1929

Шереметьева М.Е. Крестьянская одежда Калужской гамаюнщины// Тр. Общества истории и древностей. Калуга, 1925.

Шереметьева М.Е. Смена форм костюма в Гамаюнщине//Вопросы этнологии центрально-промышленной области. М., 1927. С. 17-19.

Шети П. В. Великорусы в своих песнях. Спб., 1900.

Шипов П.Д. Русская одежда. Спб., 1901.

Шмелева М.Н. Народная одежда// Тр. ИЭ АН СССР. Т. XLI; гл. III. M., 1958.

Шмелева М.Н., Семенова Е.В. Народные традиции в моделировании современной одежды//Советская этнография. 1952. № 1. С. 172-173.

Хоревич Ф. О местной народной мужской и женской одежде, ремесленных и других принадлежностях и прочем прошлых времен//Архангельские губернские ведомости. 1869. №12.

Яковлева О.А. Кованые шубы в Древней Руси//Учен. зап./Чувашский НИИ языка, литературы и истории. Вып. 16. Чебоксары, 1957. С. 276-277.

Якунина Л.И. Новгородская обувь XII-XIV вв. М.-Л., 1947.

Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI — XVII вв.//Труды ГИМ. Па мятники культуры. Вып. VII. 1954.

Якунина л.и. Русское шитье жемчугом. М., 1955.

Якунина Л.И. Фрагменты одежды и обуви//В кн.: Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII в. М.-Л., 1951. С. 179-186.

Atkinson LA. A picturesque representation of the manners, customes and amusements of the Russians. T. 1-3. London, 1803-1805.

Broderies des paysannes de Smolensk executees sous la direction de la Princesse Marie Tenishev. Paris.

Costume de I'empiere Russe represente en plus de soixantedix gravures suporbement colores. London, 1803.

Hempel Ch. Fr. und Geissler Ch. G. H. Abbildung und Beschreibung der Volkerstamme und Volker unter des Russischen Kaisers Alexander menschenfreundlichen Regierung. Leipzig, 1803.

Hottenroth Fr. Trachten Haus-, Feld- und Kriegsgerathschaffen der Volker Alter und Neues Zeit. T. 1. Stuttgart, 1884.

L'art rustique en Grande- Russie, par la princesse Alexandre Sidamon-Eristoff et Mue N. de Chabelskoi. Paris, 1912.

Moszynski K. Kultura ludova slowian. T. 1. Kultura materialna. Krakov, 1929

Norris H. Costume and Fashion the Evolution of European dress through the Earlier Ages. 6 t. London, 1924-1931.

Pauly Tde. Des cription ethnographique des peuples de la Russie Publile a I'occation du jubile millenaire de I'Empire de Russia. Spb., 1862.

Peasant art Russia. L.-P.-New-York. 1912.

Tilke M. Studien zu der Entwicklungs Geschichte der orientalischen Kostums. Berlin, 1923.

Tilke M. Osteuropaische Volkstrachten in Snitt und Farbe. Berlin, 1925.

Tilke M. Trachten und Kostume aus Europa, Afrika und Asien in Form, Schnitt und Farbe. Tubungen, 1978.

Weiss Hermann. Kostumkunde. Geschichte der Tracht und des Gerathes im Mittelalters vom IV-ten bis zum XlV-ten Jahrhundert. 1-2. Stuttgart, 1862-1864.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список сокращений

О книге "Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества"

От автора

Предисловие

1. Из истории элементов древнерусского костюма

2. Элементы русского народного костюма. Кодирование конструктивно-композиционных особенностей элементов костюма

2.1. Обзор литературы по русскому народному костюму

2.2. Объект и специфика исследования подлинников русского народного костюма

2.3. Классификация русского народного костюма

2.4. Материалы для русского народного костюма

2.5. Формирование картотеки элементов народного костюма

2.6. Рубаха женская

2.7. Сарафан

2.8. Понева, юбка

2.9. Передник

2.10. Обувь

2.11. Головные уборы и прически

2.12. Навесные украшения

2.13. Русская народная верхняя одежда (женская и мужская)

2.14 Рубаха мужская

2.15. Порты

3. Русский народный костюм — художественный ансамбль. Определение наиболее характерных костюмов-образов

3.1. Характерные особенности композиции костюмов исследуемых регионов

3.2. Архангельский и вологодский костюмы

3.3.Московский костюм

3.4. Нижегородский костюм

3.5. Смоленский костюм

3.6. Рязанский костюм

3.7. Тамбовский костюм

3.8. Воронежский костюм

3.9. Курский костюм

3.10. Орловский костюм

3.11. Тульский костюм

3.12. Калужский костюм

3.13. Искусство русского народного костюма в аспекте проектирования современного костюма

4. Традиции и современность

4.1. Интерес к русскому народному костюму в дореволюционный период

4.2. Из истории народных традиций в практике создания современного бытового костюма

4.3. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма

4.4. Развитие традиций в современном костюме

Список литературы

Научное издание

ПАРМОН ФЕДОР МАКСИМОВИЧ

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСТВА

Рисунки Ф.М.Пармона

Оформление книги И.И.Антоновой

Художественный редактор Э.Э. Тер-Аракелян

Технический редактор Т.П. Астахова

Корректоры Т.А.Пашкина и Т.М.Родичева

Сделала Дикарева Е. Г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: