Я так и не стал взрослым окончательно. До сих пор
прекрасно помню, какое это блаженство — рисовать на
асфальте обмакнутой в грязь палкой или созерцать, как бе-
лоснежные облака проплывают по лазурному небу. Или же
наблюдать дивную картину, как росинка с дружественной
помощью ветерка пытается вырваться из паутины. Глаза
ребенка — глаза святого.
Я всегда думал, что детство и зрелость не должны враж-
довать друг с другом. Я чувствовал это еще в детстве, когда
учился быть взрослым. Большинство из нас просто преда-
ло детство. Ты об этом знаешь? И тогда мы забываем. Нас
соблазняет чистая сила зрелости. Мое детство прошло в
послевоенной Японии. Мне было десять лет, когда я впер-
вые осознал битву между невинностью простого бытия и
ответственностью владения собой. А случилось это так.
Я занимался дзюдо. Каждый день после обеда я пере-
кидывал через плечо свернутую в рулон и перевязанную
коричневым поясом дзюдо-ги**и шел в додзё***. Я проходил
* Персонаж комиксов и мультфильмов (с 1929 года), особенно популярных
в 1930-е гг., смешной морячок, обладавший способностью превращаться в
суперсилача каждый раз, когда он съедал банку консервированного шпи-
ната. Художник Э. Сигар. (Ссылка приведена дословно из словаря Lingvo 12.)
** По-русски эту одежду принято называть ≪кимоно≫.
*** Додзе (яп.) — зал для занятий боевыми искусствами.
мимо маленьких тускло освещенных домишек, которые
толпились вдоль узких извилистых улиц Иокогамы, словно
селяне, опершиеся локтями о забор и торопливо обмени-
вающиеся последними сплетнями, пока темнота не разде-
лила их стеной молчания. Тонкие серые дымки от дровяных
жаровен хибачи поднимались в неподвижный воздух, как
духи змей. Зависнув над городом, они вдыхали тьму, а за-
тем поднимались выше, тихо крадучись над крытыми де-
ревом крышами. Вскоре на улицы выходил продавец собы*.
≪Сооооо-бааааа!≫ — кричал он, и его голос проходил сквозь
дома, собирая мысли жильцов. Я сворачивал с улицы в один
из бесчисленных тесных проулочков, которые разделяли
дома. Всего несколько шагов — и я оказывался в крохотном
дворике мастера дзюдо, где чудом помещался сад и дом.
Сэнсэй был одним из четырех людей в мире, которые на
тот момент обладали черным поясом 10-го дана — наивыс-
ший ранг в дзюдо. Я чувствовал — хотя и не был уверен до
определенного момента, — что этот человек исполнен покоя.
Говорил он мало, но, если уж говорил, безмятежности в его
словах было намного больше, чем мыслей.
Мой же покой в то время стремительно таял. Я учился
быть взрослым. Как американец, я был крупнее своих япон-
ских ровесников. Вместо техники я использовал против
своих противников грубую силу. Однажды вечером сэнсэй
объявил,что я — самый сильный в группе. И тем же вечером
он задал мне рандори (учебный поединок) против мальчиш-
ки, который мне практически в пуп дышал. Окрыленный
недавними похвалами мастера, я был уверен в исходе схват-
ки. До сих пор помню, как мне представлялась моя победа.
Я собирался провести сложный и довольно экзотический
прием, в результате которого этот недомерок вылетит че-
* Сдба (яп.) — гречневая лапша.
рез бумажное окно прямо во двор. Однако, к счастью для
меня, все получилось далеко не так, как я задумал. История
неприятная, поэтому буду краток. Проворный соперник
упорно отказывался от моих настойчивых предложений
покинуть зал через окно, — более того, он делал встречные
предложения, от которых я не мог отказаться. Тем вечером
и несколько раз подряд созерцал потолок додзё.
Хотя я изначально и не был готов к такому повороту,
однако каким-то образом мне удалось принять ситуацию.
Произошла поведенческая коррекция, которую люди на-
зывают ≪перевоспитанием≫. Моя спина и татами — до того
момента практически не знакомые друг с другом —- бы-
стрo становились добрыми друзьями. Хотя поединок, по-
видимому, длился всего минут десять, мне показалось, что
прошло десять часов. Когда мы с Дьяволом Цунами (так я
прозвал про себя этого малыша) обменивались поклонами
в ознаменование окончания поединка, все присутствующие
в додзе вежливо прятали улыбки... В довершение ко всему
кто-то из учеников сказал мне, что моему противнику всего
шесть лет, — эти слова были как соль на свежие раны. Ни до,
ни после занятия я больше не видел этого мальчишку в додзё.
Полагаю, он слишком превосходил всех нас в технике, чтобы
занимагься с нами в одной группе. И вообще, я уверен, что
основное его занятие состояло в том, чтобы ездить из додзё в
додзе и усмирять раздувшиеся эго, наряженные в дзюдо-ги.
Уже на следующий вечер — когда я угрюмо размышлял
над тем, как же это получилось, что я вот так вдруг все поте-
рял, - сэнсэй обучил нас системе вода в животе (Belly Water
System). Это техника, предполагающая верховенство созна-
ния над материей и направленная на укрепление силы тела
через успокоение ума. При выполнении этого упражнения
весь гнев и чувство унижения, переполнявшие меня с преды-
дущего вечера, утекли без следа, словно вода из треснувшего
кувшина. Я был пуст. И образовавшуюся пустоту заполнило
присутствие, которое лишь созерцало со стороны все, что я
делал. Мне удалось воссоединиться со своим Истинным Я —
и его присутствие переполнило меня чувством защищенно-
сти и завершенности. Я ощутил нерушимую безмятежность,
никогда не возникающую из каких-либо других источников.
Я помню этот опыт столь отчетливо из-за контраста: гаев и
разочарование сменились покоем и ощущением внутренней
силы — и на это ушли считанные секунды. Сегодня, огляды-
ваясь назад, я не сомневаюсь, что сэнсэй изначально так все
и задумал.
И есть еще одна причина, почему тот опыт покоя так
отчетливо отпечатался в моем сознании. В том возрасте
(целых десять лет) подобного рода переживания уже ста-
ли для меня редкостью. Чудо жизни понемногу тускнело.
Я соблазнялся обещанием могущества, обретаемого через
силу. Учителя, родители и даже ровесники всячески де-
монстрировали мне, что, если я задумал получить то, чего
хочу от жизни (или то, чего хотят от меня они), мне нужно
быть дисциплинированным, волевым и трудолюбивым. Но
теперь в этой бочке меда появилась ложка дегтя: мне снова
открылась безмятежная сила детства — и она очень мне
понравилась. И вот, с одной стороны, я почувствовал, что в
непосредственной близости от меня есть некое легкое игри-
вое присутствие. А с другой — все вокруг заверяли меня,
что мне необходимо научиться контролировать себя и свою
среду — только в этом случае я смогу добиться блестящих
успехов в жизни.
Прошло еще полвека, прежде чем я вновь открыл для
себя безмятежность, объявшую меня в додзё в Йокагаме.
И я все же научился контролировать среду — но не так, как
меня побуждали учителя. Я просто позволяю своему Ис-
тинному Я делать это за меня. Я вышел из игры.